Герои живут рядом

Олег Намаконов
Проведение  уроков  Мужества  из цикла «Патриотами не рождаются – патриотами становятся»,  стало традицией в Рамзайской средней школе.

Уже пятый год  с 2015 года в Рамзайской средней школе проходят работы по реконструкции школьных объектов, и я, как  член строительного штаба – «общественный технический надзор» (от общественности села), защищаю интересы школы, слежу, чтобы меньше было строительных «косяков».

Как пример, вместе  с директором школы Тетеркиной Еленой Николаевной каждый год следим за проведением всех строительных работ и их качеством. В каждом классе с учителями  согласовываем вопросы, где и как  удобнее разместить розетки, выключатели, раковины для мойки рук, какой уложить  линолеум и плитку, а так же в какой цвет лучше выкрасить стены и многое другое. Учителя также  сопричастны к проводимой строителями реконструкции школы не только на уборке мусора.  Может поэтому, и я стал ощущать  свою сопричастность к школе, как «внештатный»  член  педагогического  коллектива. 

Как-то само собой получилось, что ни одно общественно-значимое мероприятие, проводимое в школе,  не проходит мимо моего внимания и не оставляет равнодушным.

В феврале 2019 года в школе прошел очередной урок Мужества из цикла «Патриотами не рождаются – патриотами становятся», который произвел на меня неизгладимое впечатление своей пронзительной правдой жизни!

А так же тем, как профессионально учителями был организован и преподнесен учебно-познавательный  и патриотический материал  на основе примеров из жизни,  в целях воспитания у наших детей чувства долга и ответственности за судьбу Родины.

Я видел, как учащиеся и приглашенные  со слезами на глазах слушали  и воспринимали этот материал, и у меня от чувственных эмоций так же влажная поволока накатывалась на глаза. Да что у меня, у самой  ведущей от глубинного рыдания порою перехватывало голос.

Это был необычный урок,  где пультом  «большой плазмы» - интерактивной классной доски,  управляла  учитель истории Филатова Валентина Николаевна,  которая  перелистывала цветные слайды фотографий и событий 30-летней давности и обеспечивала музыкальное сопровождение по «незримой» команде двух ведущих.   

Авторами и ведущими  урока были библиотекарь Мошкова Раиса Ивановна и  учитель математики Бардачева Надежда Николаевна, которыми и была разработана спецпрограмма уроков Мужества.

И здесь все было важным. Надежда Николаевна  заняла рабочее место  почти по центру возле классной доски  рядом с журнальным столиком, на котором были размещены: стопка фронтовых писем,  записные книжки,  военные билеты участников боевых событий в Афганистане.

Раиса Ивановна заняла рабочую позицию  рядом с флагами Афганских Союзов России и Пензенской области и столиком, где сидели приглашенные ветераны афганских событий: Лифанов Михаилом, Шепетихин Сергей, Гурьянов Роман и Бордачев Александр. Возможно, и поэтому, они провели урок со знаком высокого качества и эмоционального напряжения, используя особые атрибуты зрительского внимания.

Когда вернулся домой и рассказал о школьном уроке Мужества, старший внук, Олег, который уже прошел армейскую службу сказал: 
- У тебя деда не только глаза на мокром месте, но и сосудики в глазном «яблоке» полопались от волнительных переживаний.

- Отец, подключилась к нашему разговору и жена, - а ты напиши  «Репортаж со слезами на глазах» о событиях Афганской необъявленной войны, используя впечатления  и этого урока Мужества.

- Помнишь, как в Амурске  плакала и  ревела «белугой» наша соседка, когда ее сына Романа в 1985 году и других ребят отправляли в Афганистан, и до  нашей северной  «Всесоюзной комсомольской ударной стройки»  докатились грозовые раскаты Афганской войны, когда в городе начали получать  -  «груз 200»… 

К счастью,  Роман вернулся живым, хотя и после серьезных ранений,  его со слезами и радостью встретили родные, близкие,  друзья и мы, как убежденные интернационалисты, тогда впервые услышали обидные слова недоумения и   удивления от афганца:   

- Мы поехали в Афганистан им помогать, а нас там стали убивать, а когда мы вернулись домой, то здесь от нас «шарахаются».  И чуть ли не обвиняют в том, что мы вели себя там  как захватчики,  оккупанты и позорили Россию?!

Возможно,  и поэтому,  у афганцев  и стали возникать проблемы с общением и трудоустройством.  Роман с искренним удивлением говорил:

- Власти и работодатели на нас смотрят, как на «нелюдей», и считают, что у нас  требования повышенного к себе внимания, и почему–то  нас нужно бояться, как бандитов…   

- Я спрашивал об этом своих руководителей:  мы кто, изгои,  в своей стране или интернационалисты, которые честно исполнили свой воинский долг?

Дорогие внучата, не хочется в это верить, но, к сожалению, так было. Мы жили и живем в непростое время.  Бесполезно и стыдно тогда было что-то говорить,  возражать и убеждать  в обратном тогдашних руководителей… 

Вот такая морально-этическая проблема возникла в великой стране и имела место быть в период предательского и  невежественного  горбачево-ельцинского правления, которое раскололо наше общество…

Наши правители  в 1989 году, зачем-то признали ложные обвинения Запада и США, что наша страна незаконно вошла Афганистан и ведет с его народом «гражданскую» войну,  и даже подписались под  их требованиями о выводе Ограниченного континента вооруженных сил Советского Союза с территории Демократической Республики Афганистан.

С приходом к власти Горбачева была подписана Декларация между США и СССР о принципах взаимоотношения и невмешательстве в дела других стран и документы о выводе советских войск из Афганистана.

Тогдашние советские лидеры пришли к выводу, что политика СССР в Афганистане потерпела неудачу и необходимо изменить стратегию своего присутствия в этой стране.  Мы проиграли борьбу за афганский народ. 

Правительством СССР 15 февраля 1989 года было исполнено ультимативное требование Запада и США, согласно которого все  войска были выведены, а так же была прекращена экономическая помощь Афганской Демократической Республике.  Вот такое унижение и позор пережила наша страна в 90-е  лихие и позорные годы, когда мы фактически предали Афганистан и свою армию!

Историческая справка.  Почему наша страна откликнулась на боль и  просьбу Афганистана?  В 1978 году образовалась Демократическая республика Афганистан и стала строить социализм, но исламская оппозиция развязала гражданскую войну.

Правительство Афганистана обратилось за помощью к СССР в осуществлении социалистических преобразований. Советское правительство предоставило ДРА кредиты необходимые для финансирования строительства объектов сотрудничества на льготных условиях. Совместно была разработана целевая программа по оказанию помощи в создании 319 объектов и предприятий на территории Афганистана.

В 1979 году с целью защиты и охраны, строящихся и действующих объектов и этим самым высвобождением афганских вооруженных сил для борьбы с оппозицией был введен Ограниченный континент Советских вооруженных сил. Наше правительство предполагало разместить войска гарнизонами, для защиты строящихся и действующих объектов.

Советский Союз совместно с афганскими специалистами построили и ввели в эксплуатацию 142 промышленных и социальных объектов.  Среди них такие,  как  гидроэлектростанция «Наглу» мощностью 100 тысяч кВт, завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе, авторемонтный завод в Кабуле,  государственные сельскохозяйственные фермы, три аэропорта, автомобильно-железнодорожный мост через руку Амударью, нефтебазы, хлебозаводы, дороги, Кабульский политехнический институт и Институт общественных наук.  Были построены и открыты восемь профессионально-технических училищ, а также детские сады, школы и жилые объекты.

Горько и обидно вспоминать, но нашу страну все-таки втянули в вооруженный конфликт  с оппозицией – вооруженными формированиями афганских моджахедов и наемников.  Защищая объекты и население, мы потеряли в этой необъявленной войне более 15 тысяч своих военнослужащих.

А сейчас кратко об уроке Мужества, посвященном афганским событиям, глазами рамзайских учителей.  На слайде мы видим, как по горной дороге длиной вереницей движется колонна грузовиков  с продуктами питания и строительными материалами.

Мы слушаем проникновенные слова Раисы Ивановны:
- Дорогие ребята, уважаемые гости, мы продолжаем цикл уроков Мужества «Патриотами не рождаются – патриотами становятся» и герои живут рядом с нами, а война живет в них.

Наша встреча проходит накануне Дня памяти воинов-интернационалистов,  15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана. Сегодня мы  будем снова говорить о войне афганской, но нашу встречу, мы посвящаем всем солдатам России. Ветеранам всех войн. Павшим и живым. Тем, для кого, такие слова, как честь, совесть, человеческое достоинство, верность, мужество были всегда главными в жизни. Посвящается Вам! Вспомним товарищ, мы Афганистан.

На слайдах меняются фотографии и пейзажи военных лет: мы видим, как по заснеженному перевалу идет тяжелая техника и колонна машин,  где серпантин дороги уходит далеко, далеко вдаль, и где первая машина подбита и охвачена огнем, где подбиты и горят БТРы

Мы также видим на фотографиях  улыбающихся моджахедов, которые находятся в засаде в горах.  Все они хорошо оснащены  автоматическим вооружением,  и даже со стингерами на плечах,  и мы с болью видим сбитый ими и падающий в пропасть советский вертолет. 

Мы  так же видим стоящие в городе БТРы, которые охраняют строящиеся объекты и жителей, а так же женщин, закутанных в хитжабы, которые c детьми на руках спокойно проходят  мимо, а Раиса Ивановна грустным голосом продолжала повествование:

- Военный конфликт правительственных сил Афганистана и Ограниченного континента советских войск с одной стороны и многочисленных вооруженных формирований афганских моджахедов, пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира, с другой стороны, разожгли огонь гражданской войны.

К доске пригласила ученика  11 класса Вадима Абдулова, который проникновенно прочитал поэтическое посвящение афганским событиям:

- Там за рекой, есть горный перевал
За перевалом – серпантин дороги,
Дорогой той, наш полк входил в Афган,
Когда был ночью поднят по тревоге.
И мы, тогда, зеленые совсем
Еще безусые в погонах мальчугане,
Не понимали для чего – зачем
Заходим мы на территорию Афгана.
Попав в Афган, одно мы знали точно
Афганистан – восточная страна,
И что не зря зовут «горячей точкой»
Страну на карте, где идет война.
Война всерьез, война здесь не на шутку,
А значит кровь, а значит кровь людей,
Представить страшно даже на минутку
Картину тех, давно минувших дней.

Далее Раиса Ивановна с трагической грустинкой в голосе сказала:   
-  Солдат войну не выбирает. У времени есть своя память – история.  И поэтому мир, никогда  не забывает о жестоких войнах.

Сейчас многие рассуждают о бессмысленности афганской войны. Но там, в чужой стране, гибли чьи-то сыновья, мужья, отцы, чьи-то женихи. Для советских солдат, прошедших суровую школу Афганистана, верность присяге, долг, честь, предательство, смерть друзей – не просто слова. За них заплачено дорогой ценой – человеческими жизнями, кровью, слезами матерей, сломанными судьбами.

И никто не имеет право судить, кто прав – кто виноват. Вы, ветераны  афганских событий, прошли весь ужас этой войны, остались людьми. Вы – герои! Вы были первыми, кто заслонил мир, свою страну от исламских бандитов, от беспредела НАТО. Вы закрыли собой южные рубежи СССР!

Надежда Николаевна, как второй ведущий урока, взяла со столика одну из записных книжек  и  процитировала не просто обеспокоенным, а страдальческим голосом строки из афганского дневника Александра Бордачева: 

- «Что больше всего поразило в Афганистане – это нищета.  Когда мы приехали – зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты, в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают на килограммы,  тщательно взвешивая». 

- Рамзайский солдат Миша Лифанов в своем письме ученикам 5-го класса нашей школы в том далеком 1985 году удивлялся, что сейчас в Афганистане – 1366 год! 

- В своих дневниках каменский паренек Саша Калядин тоже рассказывал о жизни местных жителей.  С высоты своего двухметрового роста  он видел, за глиняными дувалами,  страшную нищету.  Поэтому он не мог понять, почему моджахеды так радовались, подрывая машины с нашей гуманитарной помощью. Ведь голодали их женщины, их дети.  А Саша, видя, как падают в пропасть ящики с продуктами, вспоминал пустые полки в магазине своего села. Там, на Родине».

На слайде школьной доски появилась надпись: «С кем воевали?» и несколько фотографий хорошо экипированных,  организованных в большие отряды и с хорошим вооружением в засадах афганских бандитов и наемников в горах.

Надежда Николаевна с нескрываемой душевной болью процитировала слова из афганского дневника: «Первое время я стрелял со страшным трудом, подавляя желание зажмуриться… Им надо было убить Серегу, убить зверски, чтобы я наконец понял, что они нелюди и их надо, надо убивать. И понять всей своей плотью:

Мы там, где плавятся пески,
Где нет воды и море солнца
А нас молодых и совсем еще «зеленых»,
Накрывают взрывными волнами  фугасов
И пулевым дождем из горных засад,
Но мы защищаемся и прикрываем собою Афганистан…

Раиса Ивановна, показывая рукой на доску, на фотографии слайдов  продолжала рассказывать, что афганские моджахеды хорошо знали местность и применяли такие методы, как засады. Они, как звери, поджидающие свою добычу, нападали из укрытий. Обычно расстреливали БМП, а затем разделывались с беззащитной колонной.

На следующем слайде слушатели увидели на столе кипу фронтовых писем, а Раиса Ивановна продолжала комментировать, зачитывая строчки из разных посланий: 

 - «Знаешь, мама, здесь не страшно, просто здесь АФГАНИСТАН!»

 - «…сестренка, ты только маме, что я в Афгане – не говори». 

- «Мы здесь загораем, играем в футбол, я играю в полковом оркестре на барабане» врал в письмах своей маме Саша Кавлягин из Каменки. Святая ложь, а Сашина мама верила, хотела верить, вплоть до того черного дня, когда в день ее 45-летия принесли похоронку.

 - «Ваш сын, выполняя боевое задание, верный присяге погиб в бою…»

 - «Война, будь ты проклята!» - кричала мать на могиле сына.

На экране интерактивной доски мы видим слайды боевых будней и мужественные лица наших воинов. Мы видим вчерашних мальчишек, которые попадают под фугасные  взрывы, которые подбрасывают многотонные БМП почти вертикально и находятся под подлым огнем моджахедов из разных засад. Но не теряют самообладания, и из своих пулеметов выбрасывают пламя непрерывного огня в сторону противника,  об этом слова поэта:

Над перевалом белеет туман,
Враги залегли среди камней.
Израненный в боях Афганистан
Испытывает мужество парней…

Валентина Николаевна, переключает слайд за слайдом и на экране  высветилась грустная хроника исторических событий. Мы видим цифры наших скорбных потерь.  За период с 1979 по 1989 год потери советских войск в Афганистане составили более 15 тысяч военнослужащих, более 300 пропали без вести. И звучат слова поэта:

На каменистом поле брани,
В далекой южной стороне
Упал солдат в Афганистане
На необъявленной войне…

На слайде таблица общих потерь по годам:

1979 год ----------------89 человек;
1980 год ----------------1484 человека;
1981 год-----------------1298 человек;
1982 год -----------------1948 человек;
1983 год------------------1446 человек;
1984 год------------------2346 человек;
1985 год------------------1868 человек;
1986 год------------------1333 человека;
1987 год------------------1215 человек;
1988 год------------------759 человек;
1989 год------------------53 человека.

И, как уже отмечалось выше, все семьи получили прощальное уведомление: «Ваш сын, выполняя боевое задание, верный присяге погиб в бою».  С гибелью девятнадцатилетних парней прервалась не одна фамилия, - это горе и большая беда.

На экране Книга Памяти в твердом переплете цвета крови, Афганистан 1979 – 1989 и слова, которые громко с надрывом в голосе огласила Раиса Ивановна:  - В Пензу не вернулись 134 военнослужащих  - и зачитала слова из книги:

Книга Памяти –
Троекратный залп,
Книга Памяти – слезы на глазах,
Книга Памяти – это боль утрат,
Это те, кого не вернуть назад.

Ведущая урок, Надежда Николаевна,  зачитала слова из записной книжки – дневника: «Солдат не тогда погибает, когда он лежит в цинковом гробу, а когда его перестают любить».

На слайде слушатели увидели фотографии и фамилии тех, кто ушел  в Афганистан и не вернулся, а ведущая урока Раиса Ивановна, огласила этот скорбный список из Книги Памяти:

1. Николаев Николай, военный строитель, село Бессоновка;
2. Кузнецов Василий, командир мотострелкового отделения. Раненный, подорвал себя и нескольких моджахедов, Пачелма;
3. Гусак Андрей, Мокшан;
4. Таишев Загидулла, сапер, погиб в день своего рождения, Пачелма;
5. Скрылев Александр, летчик, Сердобск;
6. Колядин Александр, разведчик, Каменка;
7. Новинский Андрей, командир БМП, Пенза;
8. Василькин Александр, водитель, Камешкир;
9. Безручкин Александр, наводчик-оператор танка, Городище;
10. Филатов  Владимир, наводчик-оператор танка, Мирный;
11. Сонин Герман, командир танка, Пенза;
12. Буткевич Алексей, сапер, Камешкир;
13. Секнин Валерий, стрелок, Никольск;
14. Кузин Евгений, танкист, Заметчино;
15. Ватолин Сергей, танкист, Рамзай;
16. Кравченко Михаил, десантник, Пенза. Добровольцем пошел служить в Афганистан после смерти друга Игоря Дергача. Завещал, если погибнет, похоронить рядом с Игорем. Рядом лежат друзья.
 
Ведущая урока  Надежда Николаевна, взяла в руки две лампадки и четко объявила:

- Зажжем поминальные свечи,
На минуту, друзья, замолчим.
Их души с небес нас увидят,
Мы память о них сохраним! 

И объявила Минуту Молчания - все встали.  На экране слова, чтобы не забыть – нужно знать и помнить! И фамилии с фотографиями ветеранов афганской войны села Рамзай:

1. Шелехов Николай         (1982 – 84 г.);
2. Тонников Михаил         (1982 – 84 г.);
3. Кривулин Сергей           (1981 – 83 г.);
4. Курносов Александр     (1983 – 85 г.);
5. Лифанов Михаил           (1985 – 87 г.);
6. Зуев Сергей                (1982 – 84 г.);
7. Ватолин Сергей             (1983 год);
8. Пронин Олег                (1981 – 83 г.);
9. Шепетихин Сергей        (1981 – 83 г.);
10. Хлевной Андрей            (1982 – 84 г.);
11. Макаров Александр       (1984 – 86 г.);
12. Шашкин Сергей             (1986 – 88 г.);
13. Гурьянов Роман              (1984 год);
14. Бордачев Александр       (1987 – 88 г.)
 

На классной доске появились фотографии трогательных встреч военнослужащих на войне. Раиса Ивановна душевно комментировала эти события:

 - Олег Пронин и Сергей Кривулин встретились в госпитале. Не могли наговориться. Каждый думал – встретимся ли еще. Ведь война. 

-  Михаил Тонников встретил Олега в Шинданде:  «Я глазам своим не поверил – Пронин!  Я прибыл в Афган недавно, было очень тяжело. А тут- Олег! Я был рад земляку! Я здесь не один! Эта встреча очень меня поддержала, ведь Олег уже «дембель». Появилась надежда вернуться, вернуться домой…

К доске пригласили  ученицу  3-го класса, которая прочитала:

- Наталья Пронина – сестра Олега Пронина. Помню солнечное летнее утро. По радио звучала любимая «Пионерская зорька». Настроение было замечательное. И вдруг я услышала, как девочка рассказывает, что у нее погиб в Афганистане брат. Я слушала затаив дыхание. Настроение улетучилось. Солнышко не радовало. Успокаиваю себя: «Олег же вернулся, брат дома!» Так стало жалко ту девочку и ее брата! Я заплакала. Меня зовут Данилова Злата. Я внучка Пронина Олега.

А  Раиса Ивановна продолжает рассказывать о ветеранах афгана, которым вспоминать тяжело.  Все хочется забыть, но память возвращает туда:

- Вспоминает наводчик оператор БМП Александр Макаров, награжденный двумя медалями «За боевые заслуги». И вспоминает забавное, потому что они тогда были еще совсем мальчишками: 

-  «С поста стали пропадать собаки. Непонятно! Купили у местных петуха на живца и  стали ждать.  Через какое-то время появился удав, длиной более 2-х метров. Пришлось уничтожить!

 - Вспоминает Миша Тонников – военный строитель. Жара! Больше 50 градусов. Мы с друзьями решили искупаться. А тут виноградники! Обрадовались! Оружие в машине. Я виноград не ел никогда. Отошел немного вперед. Вдруг автоматная очередь и шум отъезжающей машины. И дуло автомата в лицо. Обернулся. Сзади, недалеко еще один. Первый толкает к нему. Стараюсь держаться на линии огня. Вся жизнь пролетела в голове. Думаю вырвать автомат – не успею. Спасли ребята, которые вернулись, обнаружив, что меня нет! Холод смерти помню до сих пор. Виноград больше не ел никогда. Не хочу! А прошло 30 лет.

Глубоко вздохув, как бы сбрасывая набежавшую слезинку с глаз, Раиса Ивановна продолжила воспоминание, сказала:

- Рамзайский паренек Сережа Ватолин был призван в армию второго июля 1983 года со второго курса Пензенского сельскохозяйственного института и направлен служить танкистом. Из «учебки» Сергей вышел младшим сержантом. Танкист Сергей Ватолин умер 11 ноября 1983 года во время второй операции прямо на хирургическом столе…

 - Об Афганской войне, говорят:  «Война, длиной со школу» - 10лет.   Первым участником афганской войны  из Рамзая стал Щепетихин Сергей -  это был 1981 год. Последний – Саша Бордачев, еще учился в 4 классе, и о той войне только слышал.

 - Саша Бордачев окончил нашу школу в 1986 году. На призывном пункте Саша узнал, что его команда направляется в город Ташкент. Назначение в Среднюю Азию – это прямой путь, в Афганистан. Все это прекрасно понимали.

На всю жизнь запомнили призывники и их родные 21 мая 1987 года, когда пензенский вокзал  был оцеплен вооруженными солдатами с собаками. Призывников подвезли автобусами со всего Приволжского округа. Для их отправки был сформирован целый железнодорожный состав. Всем было ясно - это путь в Афган.

Родным проститься не разрешили, боялись паники, поэтому погрузка была срочной. Призывников  «прогнали» через строй солдат, как тюремщиков. Состав тронулся. Крики матерей до сих пор рвут душу их детям, а машущие руки в вагонных окнах навечно остались в глазах их матерей.  Многие воины понимали,  для кого-то – это был путь  в один конец, без возврата…

 Раиса Ивановна к доске пригласила учащихся 11 класса: Евсеева Сергея, Радионова Александра, Курносову Татьяну, Крайнову Валерию, которые под акомпанимент своих двух гитар исполнили песню «Ордена». Они исполнили песню, которая находит отзыв в душе и не может нас оставить равнодушными:

Мне старушка одна
На вокзале поохав, сказала:
«Как не стыдно сынок,
Жизнь начинать с обмана.

Где-то орден купил,
Нацепил и бахвалишься людям,
Сам такой молодой,
Да только совести грамма не будет.

Весь такой загорелый,
Видно с отдыха, с жаркого юга,
Там на папины деньги
Гулял, веселился бездумно.

Ты сыми не позорь,
Не позорь фронтовые седины,
Что ты знаешь сынок
О войне – ничегошеньки, милый.

Что ответит старушке седой,
Не обидеть бы старость.
А слова оправданий не лезут,
Как будто бы в тягость.

Только орден рукою прикрыл,
Чтоб обидой не пачкать,
И вдруг вспомнил афганское небо,
Наше  небо прозрачное.

Я бы мог рассказать той старушке
Как плакали горы,
Как снега вдруг краснели
От яркой рябиновой крови.

И как быстрые реки
Топили последние крики,
И как небо швыряло горящие МИГи.

И еще расскажу,
Как врывается горе в квартиры,
Как обезумевшую мать
Не могли оторвать от могилы.

И тогда ты, старушка, поймешь
Ордена, как у нас, на базаре не встретишь,
Не купишь.

На слайде  снова фотографии,  где Саша  Бордачев с мамой в Ташкенте в 1987 году, и слова: «Мама я вернусь», «Только здесь в Афганистане я понял, что значит для меня мать, как она близка мне» (из письма).

С болью в голосе Раиса Ивановна произнесла слова тех, кто прошел через Афганистан: 

- Афган болит в моей душе. Саша Бордачев навсегда запомнил ту чужую страну, где видел кровь и смерть своих друзей, где познал солдатское братство. О нашем земляке рассказано в сборнике «Солдаты Отчизны».  Выпуск №4, 2004 год.  Где и как служил Александр Бордачев, нам поведает ученик 7 класса, его сын Сергей, который  рассказал: 

- Моего будущего отца, как выпускника радиотелеграфистов направили в воинскую часть № 51406 в город Ташкент, где Александр Бордачев принял Присягу. И только после этого молодым бойцам сообщили,  что всех их ждет Афганистан. Программу обучения, рассчитанную на полгода, смышленому пензенцу урезали до двух месяцев.

К концу лета рядовой Бордачев уже служил в Джелалабадской роте связи. Адаптация заняла полторы недели. И сразу – на боевые дежурства. Первой задачей стало сопровождение колонны машин. Саша находился на головном БТРе – сидел на броне. Прошли почти половину пути. И вдруг – взрыв…

Что было дальше, пензенец помнит как сквозь сон. Лопнули барабанные перепонки, из обеих ушей полилась кровь, но оружия боец из рук не выпустил. Потом был госпиталь и приговор врачей – комиссовать.

И вот здесь проявился русский дух, чего стоило Александру уговорить суровых медиков оставить его в Афгане, знает только он. Здесь же, в лазарете, Бордачев встретил земляка Ахтяма Казеева, который уговорил пойти Сашу служить на заставу.

Опытный солдат, уже «дембель», рассказал молодому бойцу, как правильно ходить по горам, чего опасаться и как не попасть в «духовские» ловушки. Эта наука здорово пригодилась солдату в течение следующего года.

А пройдено было немало. Это своеобразная «дорога жизни» Кабул-Саланг, где пензенец не раз попадал под обстрелы, засады на блоках, на караванных тропах, и в боестолкновения с мятежниками.  Служить ему пришлось не только связистом, но и снайпером и даже оператором-наводчиком БМП-2. Я горжусь своим отцом!

Валентина Николаевна  выводит на экран школьной доски очередной слайд, и мы видим на столе письма с фронта  и заставку: «Полевая почта 93992-Ж-З», а Раиса Ивановна нам сообщает:

 - Письма той войны – единственная связь с большой и малой родиной. Они помогали выжить там. Солдату Бордачеву повезло. Ему писали много: родные, друзья, учителя, ученики, девочки. Поэтому он был в курсе всех рамзайских событий.   Раиса Ивановна берет со столика кипу послоний и зачитывает отрывки из писем:

 - Письмо из Афганистана в родную школу Симкину А.К, учителю физкультуры и военной подготовки. «…Вот ровно месяц, как я нахожусь на территории Афганистана. Попал в самую жаркую точку, в  прямом и переносном смысле, в город Джелалабад, что в провинции Нангархар, недалеко от границы с Пакистаном.   6 сентября 1987 год (6 сентября 1366 года по афгански)».

 - «…Состою на должности снайпера. Винтовка классная. Ночью стреляем на любой шорох. Как там наша команда, наверное, приступила к тренировкам, - Саша профессионально увлекался футболом. Наверное, все в новой спортивной форме. Как я им завидую! Желаю ребятам красивой игры, а самое главное побед. 4. 10. 87. Бордачев Александр».

 - А еще были письма от любимой девушки, которая ждала своего солдата. Очень ждал он эти письма, а его письма Надя ждала в Рамзае и сохранила до сих пор. У каждого письма есть номер. Их около ста. В письме №46 из учебки Саша писал о рапорте в Афганистан. Только одно беспокоило, что будет с мамой, если с ним что-то случится…

На новом слайде мы видим фотографии Александра во весь рос в военной форме и фотографию вместе с мамой, которые были сняты в Ташкенте в 1987 году и заставка крупным шрифтом: «Мама я вернусь» и его слова: «Только здесь в Афганистане я понял, что значит для меня мать, как она близка мне» (из письма).

 - О таких сыновьях, как Саша, в народе говорят «мамкина отрада» - заботливый, послушный, работящий. Часто ночами вспоминал их последнюю встречу в Ташкенте, куда мать приехала почти сразу после призыва. Не выдержала. Как жить? Не обняла, не перекрестила.

Мать очень надеялась, что не попадет сын в Афганистан. Не мог сказать Саша, что рапорт уже подписан, что срок учебки сокращен до двух месяцев вместо шести. Грустно улыбался ее повзрослевший сын.

А потом, уже оттуда, написал Наде: «Только здесь в Афгане я понял, что значит для меня мать. Буду жив для тебя и мамы». Не знал солдат, что мать каждый вечер смотрит программу «Время», стоя на коленях. Сведения об Афганской войне были скудными, но мать смотрела, не отрываясь. А вдруг… В каждом письме сын обещал «Мама, я вернусь!» Мать верила и молилась.

На слайде фотографии с Заставы – 309. Скромное жилье, сложенное из камня - казарма, притулившаяся к скале, самодельный турник и самодельная душевая кабина закрытая плащпалаткой  с обычной бочкой для воды и смотровая возвышенность с ветхим навесом от палящего солнца.  Вся вершина  находится в укрытии из скальных камней и валунов. И даже находясь в таких спартанских условиях под жарким солнцем и обстрелами, на фотографиях мы видим молодые улыбающиеся лица.

 - После ранения, повествование продолжает учитель математики  Бордачева Надежда Николаевна, которая стала женой Александра, Сашу комиссовали. Но встретив в госпитале земляка, он упросил врачей оставить его здесь и пошел служить с Ахтямом на заставу.  Пацан!

На заставе их было 17 человек. Вокруг минные поля. Каждую ночь обстрелы. Воют шакалы, как будто плачут малые дети. Это так страшно! Спать на посту строго запрещалось, ведь от постового зависела жизнь остальных солдат.  Какими же тяжелыми были эти ночи под чужими звездами! Здесь все было чужое.

На заставу продукты, воду, керосин, дрова, почту доставляли вертолеты (вертушки). Они зависали в воздухе не более 5 минут, рискуя быть сбитыми. А если нельзя было доставить вертушками, приходила колонна боевых машин пехоты. Тогда солдаты спускались с вершины горы вниз, и каждый нес вверх по горной тропинке не менее 50 килограмм.  Подъем, длиною более километра, был очень опасен, потому что  вокруг были мины, один неверный шаг и взрыв. Поэтому, чтобы остаться в живых, было очень важным запомнить каждый камушек той тропинки, куда можно было поставить ногу.

Наших солдат в Афганистане называли шурави. Саше вместе со своими сослуживцами приходилось вычислять и уничтожать караваны с оружием и наркотиками из Пакистана. Спускаться с заставы в кишлак и ущелье, «делать зачистку». Каждая такая зачистка могла быть, для кого-то последней в жизни.

Даже на краю земли, когда не уверен – будешь ли жив завтра, хотелось праздников. Молодежь их устраивала сама. В дни рождения солдаты готовили большой торт из печенья и сгущенки. Вспоминали дом, а потом устраивали импровизированные концерты, дурачились…

 - Дорогие друзья,- обратилась слушателям Раиса Иванова, что значит армейское братство для Александра, лучше так же расскажет та самая Надя, которая ждала его с войны.

 - На слайде школьной доски мы видим фотографии снятые у стен казармы на заставе – 309 двух воинов Александра и Ахтяма, как братьев. И семейные фотографии  двух наших семейств в мирной жизни.

Лично я счастлива и всей душой восприняла эту братскую дружбу, которая родилась под чужим небом, и которой ребята дорожат до сих пор. Татарин и русский стали как братья. Присутствие рядом не просто надежного, но и родного плеча помогло им пройти войну, помогает жить и сейчас…

В нашей семье с уважением относятся к их дружбе. Дания, жена Ахтяма, приезжает к нам в Рамзай, а мы ездим на праздники «Сабантуй» и «Курбан Байрам». И каждый раз они очень рады встрече. Это надо видеть!

Ребята, почти каждый день перезваниваются, поддерживают друг друга во всем. Не мог Ахтям не разделить с другом и радость открытия памятника «афганцам» в селе Рамзай.

Сегодня, наконец-то  в стране начали громко говорить о воспитании патриотизма, как об идеологическом фундаменте здорового общества, поэтому Александр Бордачев не ведает покоя. Мы видим на слайде фотографии, где Саша встречается с молодежью, а также  на разных форумах в Союзе Ветеранов Афганистана.

Я счастлива, что ему удалось осуществить мечту и увековечить память воинов-афганцев в торжественно-красивом  памятнике, который руками ветеранов Афганистана и односельчан был построен и открыт 24 октября 2018 года в парке Победы села Рамзай!  Теперь есть место, где живет ПАМЯТЬ, и глядит на нас с небес! Ведь человек жив – пока живет память о нем!

Наши ветераны – очень скромные люди. На всех праздниках они стоят вместе, но в сторонке. А люди должны знать своих героев. Это нужно вам, молодые учащиеся  9-11 классов, потому что вы скоро войдете во взрослую жизнь. Знайте цену героизму, настоящей дружбе. Будьте готовы достойно служить Отечеству! Это ваша страна.  Вам в ней жить, вам делать ее сильной!

На слайде фотографии:  Памятник  «Воинам – Интернационалистам 1978 – 1989» со словами:  «памяти павшим – во имя живых», и фотография  автора монумента, Григория Дунаева со всеми Рамзайскими ветеранами Афганской войны. Также на слайде фотографии трагических событий, когда молодые воины руками прикрывают плачущие глаза и скорбят о погибших, которые после боя лежат рядом:

Слез своих тогда вы не стыдились.
Кто прошел Афган, тот может знать:
На войне все думают о жизни,
И никто не хочет умирать.

На слайде «Пламени и огня» слова: «Те, кто проходил солдатскую службу  в Афганистане, знают о жизни, о мире больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей».

На слайде «Боец-афганец в бронзе», стоящий во весь рост с каской в одной руке и автоматом в другой на «карте Афганистана», где на мраморной плите выбиты слова:

Тем, кто там был – слава!
Тем, кто там остался –
Вечная память!

Раиса Ивановна завершила Урок Мужества, обращаясь к ветеранам Афганистана  словами:

- Вам, видевшим войну в свои 19 лет, Вам, видевшим смерть, героизм и трусость, ненависть и братство. Вам, не хотевшим стрелять, но стрелявшим. Ветеранам Великой Отечественной, афганской и чеченской войн был посвящен  сегодняшний «Урок  Мужества»  -  живым и мертвым!

Из репродуктора зазвучала  мелодия песни «Виват, победа», и на этом урок Мужества был завершен.  Старшеклассники с раскрасневшимися от слез глазами подходили к своим учителям и говорили спасибо за чувственный и познавательный урок. 

Это мой репортаж со слезами на глазах, которому  я оставил школьное название урока: «Герои живут рядом», и мои соавторы: Мошкова Р.И, Бордачева Н.Н,  Филатова В. И, Злата Данилова и Сережа Бордачев. 

Главное, чтобы статья нашла  своего читателя,  где я поделился опытом рамзайских учителей,  для тех, кто решит и в своих коллективах  проводить подобные «Уроки Мужества».  Думаю, что  для подрастающего поколения - это будут добрые,  важные и надежные вешки на  их пути во взрослую жизнь. Потому что патриотами не рождаются, а патриотами становятся!