Обвал рынка недвижимости в Иерусалиме. И всегда ли

Алексей Куклин
Что первые христиане знали о втором пришествии Христа? Наверное, в основном, это то, что Он должен прийти, вот в очень ближайшем, обозримом будущем. События с первым пришествием Мессии развивались стремительно. Всего три года служения Иисуса, подготовки, обучения первых учеников – апостолов. Распятие и смерть Христа, Его чудесное воскресение, последние наставления в явлении ученикам в течении 40 дней и вознесение. 10 дней ученики ждут обещанного Святого Духа, с повелением не отлучаться из Иерусалима. Заметим, что перед вознесением, Иисус напротив сказал им: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». (Марка 16:15). Сколько времени нужно было не отлучаться из Иерусалима? Пока не получат обещанного от Отца Святого Духа. А что потом? Потом идти по всему миру и проповедовать Евангелие. Но что-то пошло не так. Петр и ученики, вероятно,  считали, что и второе пришествие Иисуса должно произойти в череде происходящих событий: распятие, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа и… - второе пришествие. Этому подтверждение, что Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы цитирует пророка Иоиля  и связывает день излияния Духа с последними днями. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. (Деяния 2:17). Отсюда, вполне логично выглядит массовая продажа первыми верующими своих  имений и земель и принесение денег «к ногам апостолов» . Зачем весь этот материальный балласт? Ведь Иисус вот-вот придет. Если совсем недавно их вера ограничивалась материальными рамками, они признали в Иисусе мессию, который должен взять власть и стать царем Израиля, то теперь они всё поняли, царство будет там, на небесах, откуда Христос вернется за Своей церковью. «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6)  - спрашивали они Иисуса. Иисус отвечал, что не о том они вообще думают, сейчас главное не то, что будет и когда, а что им нужно делать, где и как. «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Нигде мы не видим, чтобы Иисус давал поручение избавляться от собственности и создавать и обустраивать общинную жизнь. Непонятно почему, но это так захватило верующих, что даже апостолы первое время были вовлечены в процесс принятия и распределения денег с проданной недвижимости. Пока, вдруг не осознали, что занимаются чем-то не тем, мало того, была дана оценка этой подмены: «нехорошо». «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах». (Деян. 6:2). Стефан, избранный заниматься тем, от чего отказались апостолы, тоже не сильно вдохновился доверенным ему служением.  Дальше в повествовании, мы застаем его за совсем другим занятием: «А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе». (Деян. 6:8). Это стоило Стефану жизни. Потом произошло гонение на церковь. А что апостолы?  «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». (Деян. 8:1). Не удобно спросить.  А что стало с деньгами от проданных имений? Сумма должна была быть немалой.  Успели их проесть до гонений? Очевидно лишь то, что нигде в дальнейших повествованиях они не упоминаются, примечательно, что напротив Иерусалимская община была той, кому собирали деньги для помощи. Какой итог? Ни собственности, ни денег. Как всегда и случается при необдуманных манипуляциях с материальными ценностями. К чему эти размышления? Уж точно, не чтобы осудить первых верующих. По умолчанию, мы считаем, что первые христиане, в том числе и апостолы, все делали правильно и никогда не ошибались, и действительно, что собственно плохого, так думать? Но вот, конкретный пример, с продажей имений. Если мы верим, что первые христиане, продавая недвижимость, исполняли волю Божию, тогда как быть нам? Если мы до сих пор не продали свою квартиру или землю, или любую другую собственность и не отнесли это в церковь, то мы поступаем не по вере, а значит, живем в осуждении. Если мы думаем, что тогда, продавать имения и жить общиной было Божьей волей, то что сейчас? Мы на 2000 лет ближе к пришествию Христа чем они. И ладно, что мы хоть всего лишь думаем. Но наверняка есть и будут те, кто не просто думают, а действуют, например, в религиозном рвении лишают себя и близких собственности или, что еще хуже, призывают это сделать других. Есть и другая сторона озвученной проблемы, более скрытая. Нелегко сказать человеку правду в виде обличения, почти невозможно это сделать человеку, стоящему выше тебя по статусу или обладающему определенными заслугами. К чему это приводит? Не имея силы и возможности намекнуть человеку, что он не прав, мы одобряем его поведение, пусть внутри нас все противится и кипит, но снаружи мы демонстрируем удовлетворение и согласие. Это называется – лицемерие. Павел не стал лицемерить, как прочие иудеи и Варнава, но противостал Петру, обличил его, когда увидел, что тот «не прямо поступает по истине евангельской», хотя наверняка, это выглядело неуместно, в той обстановке. Всеми почитаемые, с непререкаемым авторитетом, «знаменитейшие», «столпы» -  апостолы Петр, Иаков и Иоанн, с одной стороны, и мало кому известный Павел, которому, вот-вот, только протянули «руку общения» и официально подтвердили статус служителя язычникам, с другой. (Гал. 2:1-14). Павел, да как у тебя язык повернулся? Петр – первый, кто исповедал Иисуса Христом и Богом, он - камень, положенный в основании церкви, ключи от царства небесного тоже у него. Когда ты, еще пацаном, стерег одежды убийц Стефана, от проповедей и служения Петра люди тысячами каялись и обращались к Богу. Вероятно, Павел решил пропиарить себя на чужой славе, сказали бы в наше время. И что Павел? Он как раз, понимал щекотливость ситуации, и как бы выстраивая основание своего дерзновения, повествует: «И в знаменитых чем;либо, какими бы ни были они когда;либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека». (Гал. 2:6). Павел, остановись, пожалуйста, ты что, книгу Деяний про себя только читал? Но шутки в сторону, как говорится. Читая Библию, как слово от Бога к нам, вникая в суть историй и судеб, имевших место 2000 и более лет назад, мы стараемся определить, как прочитанное относится к нашему времени, найти применение и руководство к действию лично к себе. Равно как и в повседневной жизни мы окружены людьми и событиями, подталкивающих нас к определенным действиям.  А вот чтоб не обмануться, не очароваться, как людьми, так и событиями, не пойти вслед ложных идей и лидеров, нужно все рассматривать в свете того, что Иисус совершил на кресте, от чего Он нас избавил и что обеспечил. Это помогло Павлу, поможет и нам. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал. 2:20)