Драматургизмы патриотизмы

Владимир Мурашов
        Пьесу "Ябеда" Капниста долго не ставили и не печатали. В комедии шла речь о злоупотреблениях русского делопроизводства. Капнист читал её у Державина, Львова, Оленина. Слушатели принимали её с восторгом.
        Напечатали пьесу лишь через два года после смерти Екатерины. Однако после четвертого представления на сцене Большого Каменного театра последовал указ Павла о запрещении постановки. Капниста арестовали и отправили в Сибирь.
        Павел пожелал посмотреть "Ябеду" и специально для него пьесу сыграли в эрмитажном театре. Павлу комедия понравилась. Император повелел догнать повозку с арестантом и вернуть автора в Петербург. Поэта произвели в коллежские советники и определили в дирекцию императорских театров. Однако «Ябеда» осталась под запретом.
        Василий Капнист: Бедненький ох, с бедненьким Бог!

        Жихарев …несколько хороших пьес и хороших актеров нечувствительно могут переменить образ мыслей и поведение наших слуг, ремесленников и рабочих людей и заставить их, вместо питейных домов, проводить время в театре.
        До этого ещё далеко.
       
        Шушерин: Андрей Каратыгин был сын садовника, страстно хотел пробиться на сцену и заменял суфлера, когда тот бывал пьян или нездоров.

        А. Бенуа: Станиславский – великолепный представитель Москвы: гениальность и тупость, источник художественности и самодурства, вообще же утомительная нелепость – словом, Василий Блаженный! …
        Сегодня он орал на Вишневского.
      
        А.Бенуа: В Дягилеве было действительно что – то «от вождя»: это был редкий в тогдашней России активный тип – наглядное опровержение всех славянофильских и иных теорий о способности русского человека только к смиренству и пассивности.
        Он умел внушать пафос работы или создавать романтическую атмосферу работы.
        ...два года Дягилев не платит Нижинскому и  должен 120 тыс франков.

        Отец Мейерхольда был пензенский изготовитель водки. Страстно любил театр и был покровитель театральных трупп. Потому они часто приезжали в Пензу.