Случай в командировке

Игорь Караваев 2
          Как мне повезло!!!

          В своей очередной командировке я снова попал во Владивосток.
В город, который так любили мои родители (несмотря на то, что в нелёгкие послевоенные годы их жизнь здесь в бытовом плане райской назвать было бы трудно). В город, в котором родилась моя сестра. В город, который я искренне и горячо полюбил с первого взгляда.

          Поселился в гостинице. Настоящая южная жара и великолепный вид на Амурский залив, открывшийся из окна моего номера, требовали, чтобы я незамедлительно искупался в этих благодатных водах - что я вскоре и сделал. Место для купания искал недолго: его я тоже увидел прямо из окна. В самом, пожалуй, центре города, метрах в десяти от набережной, был устроен импровизированный пляж, рядом с которым плескались и дети, и взрослые.

          Вода превзошла все мои ожидания! Ласковая, тёплая - такая нечасто бывает и в Чёрном море. Даже её солёность здесь была не тихоокеанской, а вполне черноморской: когда я, ныряя без маски, открывал глаза, вода не щипала и не раздражала их. Правда, было два момента, слегка портивших мне впечатления от купания.

          Первый: подходы к воде были усеяны мелкими острыми камешками, на которые с непривычки было больно наступать босыми ногами. Второй: здесь было целое поле из водорослей, густо росших широкой полосой на глубинах от совсем малых до полутора-двух метров. Чтобы поплавать вволю, выбравшись на простор, надо было буквально проламываться сквозь них. Честно говоря, очень не люблю, когда в воде что-то прикасается к телу. Хотя уж лучше пусть это будут водоросли, чем медузы: а вот их-то, в отличие от Чёрного моря, я здесь сейчас не видел ни одной!

          Проплыл туда-сюда, наслаждаясь купанием. С удовольствием, буквально совсем чуть-чуть (то есть без фанатизма) понырял. Возвращался к своим вещам, оставленным на берегу, уже несколько другим путём - не тем, которым я оттуда отплывал: нашёл место, где водорослей, кажется, было поменьше.
 
          При выходе из воды меня остановили две женщины:

          - Молодой человек! Посмотрите, пожалуйста, что там!

          - Где?

          - Вон там! Похоже на буй, но, кажется, это не буй! Может быть, кто-то утонул?

          Моё нынешнее зрение, увы, уже трудно назвать орлиным - но, глядя в указанном направлении, я увидел (едва ли не там, где совсем недавно отчаянно пробивался через водоросли) тёмный (против солнечного света) силуэт какого-то предмета. Иногда он, превращаясь в узкую полоску, почти полностью скрывался под пологими волнами, а иногда приподнимался над водой заметно выше - и тогда становилось видно, что у этого предмета округлая форма. Причём это явно был не буй и не камень.

          - Может быть, это тюлень? - попытался я успокоить своих собеседниц.

          - Может быть! - обрадовались они моей версии.

          Приглядевшись, я понял, что это всё же не тюлень. Они ведут себя совсем не так! Обычно тюлень, подняв над водой свою голову, с любопытством осматривается вокруг, а потом, набрав воздуха, резко ныряет. Ну а неизвестный предмет так не делал, и вообще - живым не казался...

          - Нет, это не тюлень - признался я.

          - Так вы подплывите, пожалуйста, поближе и поглядите - вдруг это утопленник? А то мы боимся...

          Мне совсем не хотелось разглядывать неизвестный предмет вблизи - но я послушался. Очень уж верилось, что это всё же не покойник...

          Подплыл - правда, совсем не вплотную. И тут я впервые за последних двадцать два года, когда моё зрение стало заметно ухудшаться, возблагодарил судьбу за то, что не могу сейчас разглядеть какие-то подробности, которые, возможно, потом являлись бы мне в кошмарных снах.

          Это, с большой вероятностью, действительно была голова человека. Если так - блондином он точно не был. Видимо, был он и не слишком старым: в волосах ни плеши, ни седины. Чуть ниже головы в зеленоватой, далеко не самой прозрачной, воде смутно светлело тело, уходившее, как мне показалось, вертикально вниз.

          На первый взгляд - ничего ужасного: как будто человек, встав ногами на дно, окунулся почти до самой макушки и что-то внимательно разглядывает под водой. Вот только как-то слишком долго он это делает! Было бы нормально, если бы рядом с головой незнакомца торчала дыхательная трубка или бурлили пузыри от выдоха (в случае, если он в акваланге). Но не было ни того, ни другого. И тогда я с грустью осознал, что этот человек уже не дышит - и, видимо, достаточно давно...

          Вернувшись на берег, я сказал женщинам, что попытался разглядеть неизвестный предмет - и, похоже, наши худшие предположения подтвердились. Только теперь надо, чтобы это подтвердил кто-то ещё, у кого зрение получше, чем у меня.

          Я обратился к двум загоревшим дочерна мужчинам, выдававшим неподалёку напрокат «водные велосипеды»:

          - Надо бы кого-то попросить, чтобы подплыл и посмотрел - что вон там из воды показалось...
 
          В ответ услышал слова, сказанные вполне обычным, спокойным голосом:

          - Да мы знаем, что там труп. Полицию уже вызвали...

          А у берега всё так же с беззаботным смехом и визгом продолжали резвиться детишки; нежились под лучами солнца взрослые (точнее - то их большинство, что было не в курсе).

          Вернулся в гостиничный номер. И тут мне с опозданием пришло осознание ужаса ситуации: а вдруг утонувшему ещё можно было помочь? Почему я побоялся прикасаться к нему, почему я ничего не предпринял?

          Моих весьма скромных знаний по медицине хватило на то, чтобы вспомнить: при утоплении порой бывает так называемая «белая асфиксия» - когда человек захлёбывается, но вода в его лёгкие, тем не менее, не попадает. А вдруг это и был тот самый случай? Вдруг при «белой асфиксии» человек имеет положительную плавучесть и может тут же непроизвольно всплыть, а значит - если действовать без промедления - есть шанс его спасти?

          Не спал почти до утра.
 
          После работы снова вернулся на тот же пляж. Совсем не потому, что безумно хотелось купаться: новый день выдался туманным и прохладным. Очень хотелось разрешить все свои сомнения относительно утонувшего: я уже не мог себе представить, как мне жить дальше с таким грузом на душе...

          Снова подошёл ко своим вчерашним загорелым собеседникам.

          - Вы мне не подскажете насчёт вчерашнего утопленника - когда он утонул?

          - Да при нас же...

          - Что, вчера?

          - Нет, пару дней назад. Ну да - в прошлое воскресенье. И его жена тогда на берегу была... Мы всё ныряли, искали - да где тут найдёшь, в траве...
 
          Они припомнили ещё несколько подобных происшествий, случившихся в разное время - кажется, здесь же - и сурово подытожили наш короткий разговор (я так и не понял: то ли по этому случаю, то ли с учётом своего долгого опыта):

          - А нехрен в воду лезть, если плавать не умеешь... Особенно - когда ты  пьяный...