А. И. Сенкевич. Тернистый жизни путь

Виталий Бердышев
Родился в семье фельдшера на Витебщине 7 мая 1931 г. Пережил голодомор. До войны успел закончить два класса. Затем в фашистской оккупации. Отец Иван Петрович, как запасник, был призван в ряды Красной Армии 23 июня. Погиб в октябре 1941 г. в районе Вязьмы, ст. Семлёва, где стоит безымянный памятник с надписью 1941-1945 гг. Старший брат Евгений добавил себе год и в 17 лет ушёл воевать в 1942 году с Урала. С войны вернулся в 1947 г. Мы с матерью Ольгой Анатольевной и сестрой Раей жили под немецким игом. Насмотрелся всего, и смертей, в том числе. Сидели в немецкой тюрьме в Богушевске около Орши — за связь с партизанами. Чудом избежали расстрела (сентябрь 1943 г.). Мать — медсестра. Тайно перевязывала еврейскую девочку Дрезину, 16 лет, убежавшую из-под расстрела. Потом сумели передать ее партизанам. Приезжала в 1946 году. Есть фото того времени. Жили, голодали в партизанской зоне. Освобождение в июне 1944 года...

Переросток. Закончил 7 классов. Поступил в сельскохозяйственный техникум. С третьего курса призван на Военно-морской флот — в Ленинград, в школу гидроакустиков. Потом матрос — гидроакустик на Северном флоте (Гремиха), на Большом охотнике за ПЛ. Не имея среднего образования, мучился мыслю, как дальше организовать жизнь — без какой-либо поддержки извне. Командир корабля капитан-лейтенант Зуб Виталий Иванович разрешил мне поступить в Мурманскую заочную среднюю школу в 10-й класс. Корабль как раз стоял в доке всю зиму. И я имел возможность отвозить в школу свои отчёты, сочинения, работы — всё по программе. Однако главное была служба. В доке всем дали по куску корпуса, чтобы драили каждый сантиметр. А времени мне на учёбу — только ночь. Тогда матросы пошли к командиру и взяли на себя мою долю корпуса. Спал год по 3-4 часа в сутки. Были предметы, как например, Новая история, которые я нигде, никогда не изучал. И иностранный язык "знал" с деревенской семилетней школы — niks farschtein. По этим предметам в аттестате оказались тройки.

Фото, документы (рапорт и пр.) в Военно-морскую медицинскую академию приняли с условием, что аттестат довезу. Наивно, смешно, но аттестат за 10 класс получил и вызов из ВММА по рации (радист мне сказал, а командование молчало, так как мы в море выполняли боевое задание 2 недели). И вдруг командир корабля меня вызвал и дал 30 минут на сборы. Меня с оказией (на ПЛ) отправили в район Архангельска. Потом добирался до Ленинграда.

Таких, как я, поступало 72 человека. Взяли шестерых. И назначили младшими командирами. Первый год было очень трудно с моей ненормальной средней подготовкой. Да и двойная нагрузка — командовать тридцатью мальчишками (как потом оказалось "сынками") не так просто. Но у меня никогда ни с кем никаких конфликтов не было. Тянул лямку сам. По возрасту я от вас отстал на целую академию.
Распределение: куда хочешь?! — Я женат после четвертого курса, у меня уже двухлетний сын. Жена на 8 лет моложе. Говорю, если можно, где-нибудь бы поближе, пока маленький сын. Говорят, на Балтийском и Черноморском флотах места нет, а я сказал, что на Северном я уже отслужил 3 года. — Тогда ТОФ. Во Владивостоке я стал драться за Камчатку. И попал туда. Затем Чукотка, Владивосток — Главный госпиталь (курсы по хирургии). Затем Балтика, Эстония, вновь на Восток в район Даманского — нужны хирурги. Естественно, без семьи.

Вернулся на Балтийский флот. В госпитале места не дают. Кадровик, по секрету, один-на-один, сказал: "А как вы, Альберт Иванович, резать будете, беспартийный?.." Хотя я уже нарезался день и ночь, — всё брал на себя. Куча бумаг, что "я хороший". В общем, — я в море. Индийский океан, в составе 8-й эскадры Черноморского флота. Походы были по году. Выполняли государственные задания, связанные с космосом. Поймали "Зонд-5", что Луну облетел с другой стороны. Успешно выполнил несколько полостных операций в условиях океана, за что имел письменную благодарность от Главкома и Косыгина, а замполит... получил Орден "Красной Звезды" — за хорошую организацию проведенных мной операций... Неоднократно усовершенствовался в академии, в том числе по анестезиологии и реанимации. Короче, — "рабочий конь". Военную службу закончил в Таллиннском военно-морском госпитале, в должности начальника отделения.

Живу в Минске с 1992 года. Работал до 75 лет. Сейчас один. Жена умерла в 2010 г. Прожили ровно 53 года, день в день: 27 сентября свадьба — и 27 сентября ее не стало. Сын Александр закончил ВМедА им. Кирова, был Главным офтальмологом Космических Сил РФ. Тяжёлая болезнь ("Са"); умер 20 сентября 2017 г., 59 лет. Внуки Евгения и Иван — в Москве. В общем, судьба моя теперь несчастная. Держусь, как могу. Хоронить будут внуки. В Минске Король Н.Н. и Медведев Д.Н....
В 2015 г. в Питере было объявлено, что это последняя встреча. А я ляпнул, что если даже два человека останется, то встретимся в Минске. Теперь надо жить и ждать двадцатый год (60-летие выпуска). Приезжайте, кто сможет, без всяких сборов. Покажем Беларусь, Брестскую крепость и др.

Я жил в Таллине 27 лет. Но там всё чужое. Навещал друзей в 2013 г., — все стонут: всё чужое! Я рад, что живу на родной земле. Тут мат услышишь, и то приятно. (В Эстонии самое большое ругательство — kurat — чёрт).

Летний период — дача. Живописнейшее место: лес, два озера — база, киносъемочная площадка "Беларусьфильм", 40 км от дома. С машиной расстался в прошлом году — "шарниры" стали плохо работать — можно вовремя не тормознуть. На вело по лесу потихоньку езжу. Хожу к соседу в баньку... Было в плане навестить тебя, будучи в Москве... Но теперь уже сынок не свозит...

... Ну, что можно ещё добавить к этой исповеди души и сердца?.. Грустно,... очень грустно. Грустно от того, что мы уже такие (восьмидесятилетние). От того, что большинству из нас приходится постоянно бороться с многочисленными недугами, а порой и с житейскими невзгодами. От того, что сил для борьбы остаётся всё меньше и меньше. Ещё оттого, что не у всех всё сложилось так, как хотелось бы, и что порой душевные страдания затмевали всё хорошее в жизни. Грустно ещё и потому, что нас осталось уже немного из славного поколения тридцатых-сороковых, которое так много успело сделать на своём тернистом жизненном пути.

Но это своя, незаметная, внутренняя грусть. Внешне большинство из нас бодры и веселы. Продолжаем общаться с друзьями, друг с другом. Поддерживаем, вдохновляем друг друга на новые творческие подвиги. Продолжаем творить и трудиться. И это придает нам новые силы, придает уверенность в нашем светлом будущем, в наших новых победах и достижениях.