49 глава отзывы Снегурка

Федоров Мистик
49 глава


21-02-19

Х    Х    Х

Всё бедней чужие города,
и всё больше среди книг – потертых.
Гуще воздух, тяжелей вода…
Всё длиннее списки мертвых.

Сны всё прихотливей. От воров
перстень спрятан – клад всё сокровенней.
Всё ясней от четырех ветров
тайный смысл невольных совпадений.

Всё понятней – сквозь «бу-бу», «сю-сю»:
что-то там готовится за гробом!
Что-то будет! Что-то там вовсю
зреет, копошится под сугробом!
***

С.Ф.
"Все бедней чужие города" - Очевидно, они для нас беднее. Опустевшие из-за ухода друзей. Речь не о земном , материальном богатстве. И это подтверждает последующая строка - " Все длиннее списки мёртвых"
"Сны все прихотливей" - Богатый жизненный опыт, есть, что вспомнить, посмотреть во сне.
"Всё ясней от четырех ветров
тайный смысл невольных совпадений."
Со временем человек не может не увидеть за узором своей жизни осуществления Промысла Божия.

"От воров
перстень спрятан – клад всё сокровенней."
Что-то связанно с детскими воспоминаниями, отроческми мечтаниями. Когда человек получает " богатство" от Бога, он стремится им поделиться. А детские мечты, переживания человек охраняет. Клад уходит все глубже под пласты жизни, ребёнок все потаенней.

"Что-то будет! Что-то там вовсю
зреет, копошится под сугробом!"
Ожидание Весны, ожидание Воскресения. Восстания из под белого савана смерти.

"Всё понятней – сквозь «бу-бу», «сю-сю»:
что-то там готовится за гробом!"
"Сейчас видим гадательно, как через мутное стекло, тогда же , лицам к лицу"

Потертые книги, это те, которые прочитанны.
***

23 февраля 2019

ОТ ЗИМЫ К ЛЕТУ

Весь январь была «зимняя сказка»:
легковейных снегов торжество,
это после небесный савраска
растоптал и размазал его.

Это после – небесный каурка
желтизну подпустил, черноту…
И поверженно смотрит снегурка,
накренившись к сухому кусту.

Впрочем, так и бывает вначале:
обольщенье, похмелье и сглаз…
Лишь потом из хандры и печали
потайной открывается лаз.

Будто вдруг по условному звуку,
по словцу, наподобье «тирли»,
ипохондрика, нытика, буку
ублажают все духи земли.

Наряжают в камзол златотканый
и ведут себя так поутру,
словно он – самый званый, желанный,
самый избранный гость на пиру.

Он не верит, он пробует кисло
улыбаться: подвох или нет?
Хочет он объяснений и смысла,
но в ответ – ликованье и свет…
***
С.Ф.
"И поверженно смотрит снегурка,
накренившись к сухому кусту."
Строки, к которым никаких объяснений не надо. " Распятая зима"
-
"Впрочем, так и бывает вначале:
обольщенье, похмелье и сглаз…
Лишь потом из хандры и печали
потайной открывается лаз."
- День сурка

"Будто вдруг по условному звуку,
по словцу, наподобье «тирли»,
ипохондрика, нытика, буку
ублажают все духи земли. "

Григ " В пещере горного короля", но в мажоре!
-
"Наряжают в камзол златотканый
и ведут себя так поутру,
словно он – самый званый, желанный,
самый избранный гость на пиру."
-
Ипоходрик превращается в принца!
-
"Он не верит, он пробует кисло
улыбаться: подвох или нет?
Хочет он объяснений и смысла,
но в ответ – ликованье и свет…"
-
Женское ликование. Принц ещё в состоянии "старого дуба" Толстого. Но все впереди!
-
Вы перекликаетесь с двумя другими классиками - Островским и Толстым, слегка с Андерсеном!
С праздником наступающей Весны!
***

25 февраля 2019

СНЕГУРКА

Пальцами живыми, пальцами нагими, скинув рукавицы,
следует вылепливать ледяных снегурок,
человеков снежных:
пальцами немыми, жестами слепыми, прозревать их лица,
узнавать улыбку, вызывать усмешку
в бельмах безмятежных…

Вот тебе и цурка, чурка, командорша, лучшее изделье!..
Будет кому взыскивать по весне – бессмертья,
по зиме – достатка.
Пальцев отгоревших красная малина,
бронхов подземелье,
снега дворового, снега дармового ледяная хватка…

Ледяная горка мелких самолюбий: на, бери да помни! –
как податлив сумрак в пригорошнях жизни,
в пальцах окаянных…
Что ж, как неродная, смотришь, как живая,
бледная, в лицо мне:
я ль не отражалась в реках незамерзших,
в водах первозданных?

Эх ты, снег заблудший, идолопоклонский,
падкий, липкий, прыткий!
Огородных чучел родственное сходство,
братское подобье!
Будет кому взыскивать по весне приплода,
коль зимой в избытке
молодое хамство, резвое упрямство, злое крутолобье!

Цыц, холодный демон, двойничества искус,
чучело лепное!
Я ж тебя добыла из бесцветной массы, хаоса, дремоты!
Что ж ты меня травишь, таешь, исчезаешь,
делаешься мною
и грозишь кому-то, ропщешь, окликаешь,
предъявляешь счеты?..
***
С.Ф.
Высший пилотаж! Надо приглашать критика Роднянскую. Ум изумевает перед этими образами! Одно "бронхов подземелье" чего стоит!  В трепете и страхе попытаюсь осознать и понять конструкцию и красоту стихотворения. Словно застывший, ледяной, хрустальный фонтан!
-

Впечатление, что речь идёт о литературном творчестве, несмотря на " пальцы отгоревших малины", о памятниках нерукотворных.
-

"Пальцами живыми, пальцами нагими, скинув рукавицы,
следует вылепливать ледяных снегурок,
человеков снежных:
пальцами немыми, жестами слепыми, прозревать их лица,
узнавать улыбку, вызывать усмешку
в бельмах безмятежных…"

Интуиция, в своей системе, на своём языке, на своих ощущениях , как слепая, ощупывает портреты персонажей, в своём измерении выходя на первообраз, и создавая его.

"Вот тебе и цурка, чурка, командорша, лучшее изделье!..
Будет кому взыскивать по весне – бессмертья,
по зиме – достатка.
Пальцев отгоревших красная малина,
бронхов подземелье,
снега дворового, снега дармового ледяная хватка…"

Развитие. "Цурка, чурка, командорша" Снегурка оживет как командор из " Дон Жуана" Но не как Галатея Пигмалиона. Холодно быть обнаженной зимой. Но оживает. Сотворенный персонаж оживает. ( В творчестве Олеси он иногда забирает человеческую жизнь, как командор!)

"Пальцев отгоревших красная малина,
бронхов подземелье,
снега дворового, снега дармового ледяная хватка…"
Потрясающая живопись , образность. "Ледяная хватка" Крепко сделанные скульптуры!

"Ледяная горка мелких самолюбий: на, бери да помни! –
как податлив сумрак в пригорошнях жизни,
в пальцах окаянных…
Что ж, как неродная, смотришь, как живая,
бледная, в лицо мне:
я ль не отражалась в реках незамерзших,
в водах первозданных?"

Здесь уже автор выступает как Демиург. Почти начало Библии. Дух носился над водами.

"Эх ты, снег заблудший, идолопоклонский,
падкий, липкий, прыткий!
Огородных чучел родственное сходство,
братское подобье!
Будет кому взыскивать по весне приплода,
коль зимой в избытке
молодое хамство, резвое упрямство, злое крутолобье"

Снег идолопоклонский, редкий, липкий, прыткий!
- Язык автора, стиль, приёмы, техника.
"Огородных чучел родственное сходство,
братское подобье!"

Каждое чучело имеет свой образ , свой характер, свой портрет и похоже на людей. И очень много говорит о своём творце, огороднике.

"Цыц, холодный демон, двойничества искус,
чучело лепное!
Я ж тебя добыла из бесцветной массы, хаоса, дремоты!
Что ж ты меня травишь, таешь, исчезаешь,
делаешься мною
и грозишь кому-то, ропщешь, окликаешь,
предъявляешь счеты?.."

"Что ж ты меня травишь, таешь, исчезаешь,
делаешься мною"
Потрясающе!

"и грозишь кому-то, ропщешь, окликаешь,
предъявляешь счеты?.."

Идол получил жизнь, и теперь у него свои претензии на независимость. Как человек и Бог. Искушение - будете как боги!
***

Олеся - Сергей Федоров Мистик Все расшифровал! Bene, professore!
***

РОЗА И АСКЕЗА

Тугой ошейник из железа.
Шипы кровавые остры.
Всё так, ведь роза и аскеза –
У нас две сводные сестры.

Великопостного наркоза
вкусив, мутнеет голова.
Но роза алая, но роза
В своей реальности трезва.

Когда ж соблазна и надреза
и тли – угроз невпроворот,
одна аскеза, лишь аскеза
издержки на себя берет.

…Так всем дадут: ханже – навозу,
новоначальному – страду,
а постнику подарят розу,
а оглашенному – звезду!
***
Тугой ошейник из железа.
Шипы кровавые остры.
Всё так, ведь роза и аскеза –
У нас две сводные сестры.
***
В Распятии Дионисия отмечают соединение Божественной красоты с крестом , орудием смертной казни. Переплетением божественной радости и скорби. И в этом все христианство. Красота побеждает. Христос поднимает нас к небу. Так у Дионисия. У других художников за счёт большой массы креста, и согнутых коленей, висящего на кресте - поражение, конец! Нет вознесения к небу.
"Тугой ошейник из железа" - сковывание своих страстей, отказ от своего "хочу"
"Шипы кровавые остры" - переливается с терновым венцом Спасителя. " Дай кровь, и примешь Дух" - говорят святые подвижники. У Олеси - приими Розы (добродетелей).
***
"Великопостного наркоза
вкусив, мутнеет голова.
Но роза алая, но роза
В своей реальности трезва."
***
От поста и голода можно поначалу и одуреть, опьянеть. Голова мутнеет от похмелья страстей. Это неизбежный период, прихода к бесстрастию и трезвости. Тут уже можно вспомнить Марию Египетскую.
***
"Когда ж соблазна и надреза
и тли – угроз невпроворот,
одна аскеза, лишь аскеза
издержки на себя берет."

Угроза цветам, их жизни, надрез и тля, и таинственно " соблазна". Что это - угроза соблазна? Для людей  - понятно. Для роз - загадочно. Но автор почему-то приводит этот образ!  Может быть сами розы могут оказаться средством соблазна?

"одна аскеза, лишь аскеза
издержки на себя берет."
Дисциплина и железная воля. Опять Великопостная Мария Египетская.
***
…Так всем дадут: ханже – навозу,
(Бросаться навозом в других людей, или жить только запахом навоза, и так воспринимать Божий мир)
новоначальному – страду, ( Поприще)
а постнику подарят розу, - Взойдут плоды , благоуханные цветы постничества
а оглашенному – звезду! - На Пасху совершалось крещение оглашенных. Чему и посвящён Пасхальный крестный ход. Завершение Великого Поста.
***