1) Краткая история
а) Город Можайск расположен на западе Московской области, рядом с Москвой-рекой, регион болотисто-речной и лесной. Москва-река принимает в себя большое количество малых рек и речушек, в совокупности с болотами и лесами – трудно проходимый регион в средние века.
Через город проходит Смоленская дорога – стратегическая дорога войн и торговли, обходит крупные реки и способствует быстрому передвижению войск. По ней прошел Наполеон в 1812 году по направлению к Москве, и по ней же (от Можайска) бежал обратно с остатками армии.
Археология датирует Дорогу XIV—XV вв., старейший и кратчайший сухопутный путь из Европы в Московские земли.
Исторический центр Можайска, первое поселение и укрепления (феодальный замок), стояли на высоком холме (Никольская гора, 210-230 м., урез воды 160 м.) в нижнем течении реки Можайки. Позднее на этом холме был построен Можайский кремль, посады вокруг княжьей крепости появляются во второй половине XIII века.
б) См. подробную работу; Игорь Кондратьев, «История Можайского кремля», 2011
«Присоединение Смоленска, превратило Можайск в тыловой, провинциальный гарнизонный город, что снизило значимость Можайской крепости. Иначе дело обстояло с сакральным, религиозным значением можайской крепости, в которой с XIV в. хранилась чудотворная резная деревянная в рост икона Святого Николая Можайского. Можайск, как транзитный город на дороге из Москвы в Смоленск, в Лужецкий и Колоцкий монастыри, приобрел притягательную силу в глазах многочисленных паломников, в том числе и высшего социального статуса. Можайская крепость нередко называлась «монастырем святого Николая».
* Примечание. Никола Можайский
Никола Можайский» — деревянный образ (скульптура) святителя Николая Чудотворца «Можайского», датируется XIV веком, предположительного сербского происхождения, находился на территории Можайского кремля в городе Можайске.
Предание
Можайск был осажден врагами, жители города стали молиться Николаю Чудотворцу. В небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай (в виде крепостной стены; так на деревянном образе), в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.
в) Можайское удельное княжество/ЭСБЕ
В конце XII века Можайск был удельным гор. Смоленского княжества, принадлежавшим Федору Ростиславичу Чермному († 1299), ... Московские князья, желая владеть всем течением р. Москвы, стремились захватить Можайск, что и удалось Георгию Даниловичу в 1303 г. … Дмитрий Донской назначил Можайск в удел Андрею, с которого и начинается ряд более или менее независимых удельных князей можайских.
2) Существующая этимология
Название города упоминается в XVI веке как «город Можаеск на речке на Мжае». Первичен гидроним, который упоминается также в формах Можай и Можая. Название предположительно имеет балтское происхождение. На литовском языке «Ma;oji» («Мажойи») — означает «малая». Так была названа протекающая здесь речка, впадающая в большую Москву-реку. Об этом же говорит и В. В. Седов в статье «Балтская гидронимика Волго-Окского междуречья» (1971) — «Название речки Можайки, давшей имя городу, происходит от балтского слова „Mazoja“, то есть „малая“ (по отношению к большой Москве-реке), к которому добавился русский суффикс „к“». А. Л. Шилов в заметке «О названии Можайска» воспроизводит мнение о балтском происхождении названия города из языка племени голядь.
3) Можайск в старорусских актах
а) Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) 13 апр. – 16 мая 1389 г.; http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2.htm
А се даю сыну своему, князю Аньдрею, Можаеск со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами, и с отьездными волостми. А волости Можаиские: Исмея, Числов, Боянь, Берестов, Поротва, Колоча, Тушков, Вышнее, Глиньское, Пневичи с Загорьем, Болонеск. А Коржань да Моишин холм придал есмь к Можаиску.
б) ПСРЛ. — Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1928. — Стлб. 510-513
http://litopys.org.ua/lavrlet/lavr32.htm
Под 1231 г.: «Того же лета ходї кнзь Ярославъ ратью к Чернїгов; на кнз; великого Мїхаила и пожже Шернескъ и стоаевъ под Можаискомъ (Мосальск в Новгородской летописи, между ними 160 км) възвратис; въ сво; сї без мїра а города не взяша».
в) Национальный корпус русского языка
* Хождение на Флорентийский собор (1437-1440): «А приехали есмя в Можайск сентября 14 в среде, а на Сторожи 18 в неделю сентября же».
* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697–1699 (1699): «Можайск — город каменной на горе, в котором церковь на воротех чудотворца Николая».
4) Обобщение и выводы
а) Удивляют выводы этимологов о «балтском» происхождении топонима, и тут же связь с современным литовским языком: «На литовском языке «Ma;oji» («Мажойи») — означает «малая».
Никто не знает «балтского языка» и языка племени «голядь» - нет текстов, нет слов; нельзя из абсолютного незнания выстраивать знание, под выдвигаемой гипотезой должно быть хоть какое-то логико-историческое и лексическое основание.
Русь и Литва в видимом историческом времени – христиане, письменность – христианская, церковно-славянская и латинская. Можайск – укрепленный город (крепость) на стратегически важном и кратчайшем пути из Москвы в Европу, монастыри с 1408 г. (давали приют путешественникам), церкви, место паломничества к святому Николе Можайскому.
б)Образец мышления и сознания средневекового русского общества и человека
Пискаревский летописец (1600-1650); http://yakov.works/acts/17/azaryin/b61c.htm
О иконе пречистыя, с нею же ходи Лука. В лета 6921 (ок. 1413 г.) от Можайска за пятнацать верст в вочине князя Андрея Дмитреевича явися знамение в Колочи: некий человек, именем Лука, простълюдин сый при[и]де ис Колочи к Можайску с ыконою пречистыя Богородица, держащи на руце младенец, господа нашего Исуса Христа.
С едину же страну иконы тоя на затворце Никола чюдотворец, а з другую Илия пророк, от нея же многа и различная изцеления быша. И яко же приближися ко граду, и срете ю весь град, даже и до малых и до великих и до суссущих млеко. Оттоле же поиде к Москве, тако же и по иным градом, и сретахуть ея со кресты митрополиты и епископи, и весь священнический чин, тако же и князи и княгини з детми и боляре, и вси вельможи, и все православное множество християнское, чюдес ради бываемых от нея. Мнози бо слепи и хроми, розслаблени и глуси, и вси недужни с верою пришедше и здрави быша, елико не может их ум человечь изрещиц такова человеколюбия божия и милости его на нас грешных.
в) Википедия/Можайск
По версии археолога И. И. Кондратьева, изначальный княжеский погост (выросший позднее в крепость) на территории Можайского кремля был основан в 1097—1113 гг., когда Владимир Мономах «торил путь сквозе вятичи». … А также, следуя этой гипотезе, ещё две крепости, одна из которых стала впоследствии Москвой, а другая Можайском. Согласно археологическим находкам, первое славянское поселение и укреплённый детинец на Соборной горе появились в XII веке, в районе Ново-Никольского собора. Эта небольшая крепость занимала площадь всего 50 на 50 метров. Укрепления были аналогичны ранним укреплениям Москвы. Они представляли собой древесно-гумусную насыпь, структурированную бревенчатыми дубовыми конструкциями, и покрытую слоем глины.
Фрагмент такой конструкции, характерной для фортификации XI—XII вв., был найден археологами внутри Ново-Никольского собора в 2006 году. Полной аналогией данной находки является конструкция вала, обнаруженная в 1959 г. в Московском кремле. Этот факт укрепляет гипотезу о единой программе градостроительства на пути «сквозе вятичи».
* По писцовой книге 1696 года в Можайске было 70 церквей и 15 монастырей; ряд исследователей называют город «сакральным».
Вывод
У нас вырисовывается военно-религиозный образ Можайска. Укрепленное поселение, а затем и небольшая крепость на стратегическом военно-торговом пути из Москвы в Европу зафиксированы археологией с XII века. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь – основан в 1408 г.
Целесообразно рассмотреть термин в связи терминологией и образами сакрального языка иудеохристианства – иврит.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) В топониме МоЖайск (МоЖай, разговорная форма) присутствует буква Ж.
Википедия. Буква Ж в русском языке
«Не имеет аналога в греческом алфавите; кириллическую форму считают переделкой из глаголической, а последнюю — заимствованной из коптской письменности (Египет), из знака «джанджа» (;, ;); имеются, впрочем, и версии, возводящие глаголическое начертание к неким лигатурам, составленным из греческих букв, а кириллическое к монограмме имени Иисуса Христа».
б) Транслитерация (передача слов с одной графической системы на другую, отличную) библейских имен, топонимов и терминов в средние века не имела строгих правил - разные школы перевода на гигантском расстоянии друг от друга. Лингвисты XIX-XX вв. выявили опытным путем ряд закономерностей в передаче согласных знаков и огласовок (гласных) с иврита на церковно-славянский язык (русский); см. в ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный.
Для буквы Ж такие правила-закономерности не были установлены, нам остаётся собирать терминологию, содержащую в себе букву Ж и самим выводить соответствующее правило.
К настоящему времени исследованы термины (см. соответствующие статьи):
* Ж(З)+ЕЛУД+Ь = ивр. ЗЕ этот, это, который + Й.Л.Д., ЙАЛАД, ЙОЛЕД рождать, порождать, ребенок, потомство, производить на свет; ЙУЛАД родился; т.е. плод, который производит потомство.
* Ж(З)ЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова)в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить; рождаться.
* Ж(З)ЕР+ЛО = ивр. ЗЕР кайма, венец, ободок + ЛОА глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло – выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.
* Ж(З)ЕРНОВЪ = ЖЕР + НОВЪ, прочитано наоборот - ЪВОН = ивр. ЗЕРА семя (зерно) + ЪВОН камень; т.е. камень для зерна, камень для растирания зерна.
* Ж(З)УТЬ = ЖУ+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса. УЖ(З)+ас (???).
Очевидно, что при передаче термина с одной алфавитной системы на другую (транслитерация), буква иврита ЗАИН (з) в некоторых случаях передавалась русской буквой Ж. Объяснить это лингвистическое явление возможно после осмысления всей терминологии с буквой Ж. Пока нам известно явление «чередование согласных» при словообразовании: З -Ж: воЗить – воЖу; Г -Ж -З: друГ - друЖить – друЗья.
в) Терминология иврита
Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МОЖАЙСК = МОЖАЙСК = МОЖ(З)+АЙ+СК, у нас сразу же появляются термины сакрального иврита.
* МОЖ = МОЗ = ивр. МАОЗ крепость, оплот, твердыня, скала; источник см. стронг иврита 4581 МАОЗ; https://biblehub.com/hebrew/strongs_4581.htm
* АЙ=ЙА (Й) краткое имя Бога. См. стронг иврита Й, ЙА Бог, Господь; источник см. стронг иврита 3050 Й, ЙА; https://biblehub.com/h;;ebrew/3050.htm
* СК = наоборот КС = ивр. КЕС, КИСЕ кресло, престол; престольный город, город-резиденция князя; источник см. стронг иврита КИСЕ; https://biblehub.com/hebrew/3678.htm
Общий вид
МОЖАЙСК = МОЖ+АЙ+СК = ивр. без гласных М.вав(О).З., с гласными МАОЗ крепость, оплот, твердыня, скала + АЙ=ЙА Господь, Бог + С.К. = К.С., КЕС трон, престол.
Имя МОЖ+АЙ+СК = Престол Бога на скале (холме) - центр управления княжеством. Управление подданными и их защиту (от имени Бога) осуществляет представители Бога на земле – князь и местный святой.
* В Ветхом Завете помазание царей (Саула и Давида, пророком Самуилом), впоследствии выражение «помазание на царство» сделалось обычным при восшествии царя на престол (коронация). Предполагалось, что Законы иудаизма (иудеохристианства) будут помогать царю праведно править подданными в рамках библейской доктрины.
г) Библейский образ
* Исход 17:16: «Ибо, сказал он, рука на престоле (КЕС) Господа (ЙА): брань у Господа против Амалика из рода в род».
* Второзаконие 17:18: «Но когда он сядет на престоле (КИСЕ) царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов».
* Притчи 10:29: «Путь Господень – твердыня (МАОЗ крепость) для непорочного и страх для делающих беззаконие».
Таким образом, необъясненный топоним Можайск - образец древнерусского общественного сознания - всё в мире происходит по воле Бога.
Бог, через своих представителей, Святого Николу Можайского и правящего князя осуществляет защиту жителей от нечистой силы, природных бедствий и нападений врагов, имя города – оберег-заклинание.
Топоним связан с организаторской деятельностью русской Православной Церкви, которая через освящение географических объектов закрепляла территорию за иудеохристианским Богом (изгоняла язычество).
1.3.2019 г.