Надлом. Часть 3. Глава 12

Любовь Голосуева
Свадьба подружки.

Вернувшись из гостей от Лоры, Зойка первым делом поспешила к подруге. На лавочке сидела баба Лиза.
- Не ходи сегодня, Зоя. Отец сердитый, запретил Гале встречаться с друзьями.
- Почему? Она дома?
- В кладовке, где моя ночлежка.
- Я потихоньку проберусь, дядя Федя не увидит.
Зоя, не закрывая калитку, прошла, пригнувшись под окнами, постучала в кладовку.
- Галь, ты не спишь?
- Уходи, Зойка, я не выйду.
- Можно к тебе?

Подруга молчала.
- Тсс! - прошептала она Галкиному брату. - Я потихоньку пройду.
Андрей махнул рукой.
- Куда от тебя денешься, заходи.
Галка лежала, отвернувшись к стене.
- Уходи, Зойка!
Зоя села на кровать, долго сидела, молча. Галка не выдержала и повернулась, под глазом расплылся синяк.
- Папка пьяный ударил. Я утром домой пришла, - объяснила она, - он думает, что мы с Петрушей спим.
- Галь, вы же к свадьбе готовитесь! Смотри, что привезла. - Она достала пластинку. - Это танго «Зеленые глаза».

- Зеленые глаза у тебя Зойка, а у нас с Петрушей на двоих черно-синие.
- Это танго будет вашим свадебным танцем. Я хочу, чтобы моя подружка была самой счастливой невестой. Я платье себе купила, подружка подруги должна быть красивой на свадьбе самой лучшей подруги в мире. А девчонки у бабы Ули свадебную песню переписали, будут петь для вас с Петрушей. - Выдала она секрет.
Потом Зойка подула на синяк, как в детстве делала мамка.
- До свадьбы заживет.
Галка рассмеялась:
- Подружка подруги, мне тебя так не хватало!
- Теперь я узнаю свою Галку.

Зойка знала, что нелегко ей придется на свадьбе в роли подружки в доме Григория. Она побаивалась строгого отца Петруши.
- Ой, Зой, меня мутит, отравилась чем-то.
- Людмилу Петровну вызывали? - Зойка подала со стола кружку с морсом.
- Говорит, на аппендицит похоже.
- В Тульен срочно надо.
- Завтра ехать. А как? С синяком стыдно на улицу показываться.

Эх, как же хороши деревенские гуляния! Свадьбы  отмечали по заведенному деревенскому обычаю с хлебом-солью, с величальными свадебными песнями, с плясками  под гармонь. Гуляли три дня с особой широтой.
На второй день утром выставлялось на стол красное вино – символ девственности, а молодая жена пекла блины, повязав голову платком. На место молодоженов усаживали за стол дружка жениха и подружку невесты. Молодайки сорили в избе, разбрасывая деньги, зерно, солому, заставляя молодую жену подметать пол. Собранный мусор, кто-нибудь раскидывал снова. А законные муж и жена носили тарелки с едой, разливали самогон из чайника в стаканы, угощали гостей. Вино пили в основном молодые девчата и деревенская интеллигенция. На третий день собирались родственники, несли на развод молодым, кто порося, кто гуся и гулянье продолжалось

В отличие от деревенских свадеб, которые гуляли с размахом, соблюдая все обычаи, Галке с Петрушей свадебное застолье отметили скромно в доме у Петрушиных родителей. Зойку выручала Катя, почти заменив обязанности подружки.
- Пропили подружку, - шепнул Виктор Зое, - теперь по обычаю наша очередь свадьбу гулять.
- Не наша, Виктор. По обычаю свадьбу справляет влюбленная пара. Обычаи уже перестали соблюдать. Теперь по любви выходят замуж.
- И ты выйдешь по любви?
- Поживем, увидим, - привязалась к Зойке поговорка.

С Виктором у Зои дружеские отношения разладились, он больше не провожал ее до дому. Познакомившись с девчонкой из другого села, Виктор часто ездил в Зегол. Зоя была рада за него. 

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/02/601