Микрорассказ Печенья для собак

Леонид Андреев 2
Покойный Мухаммед довольно сильно нагадил своим последователям. Мусульманская идеология активно не поддерживала, не поддерживает и противобоствует тем фундаментальным основам интеллектуальной деятельности человека, которые привели к бурному развитию науки и техники в западных странах, развивавшихся на основе иудео-христианской, в основном протестантской идеологии (http://www.proza.ru/2016/09/15/483). В мусульманских странах столетиями была мертва и та ипостась культуры, которая неотделима от философии духовного переосмысления идеалов быстротекущей жизни, неотделима от вознесения земного к божественному, а не от ультимативного припечатывания божественного к земному. Именно по этой причине на Востоке танец живота был всегда популярнее оперы и симфонической музыки...

Это моё пышное вступление нацелено на подтверждение простой мысли о том, что нет худа без добра. Арабы, иранцы сохранили в своём мышлении многие декларативно спущенные с небес (со времён относительной слаборазвитости человечества) истины, и прежде всего это можно видеть в особенностях их манеры вести торговлю, общаться с покупателями. На Западе манера торговать прогрессивно трансформируется в манеру незаметно надувать покупателя. Я не буду здесь обсуждать все многочисленные выверты современной торговли, направленные на разрыв прямых человеческих контактов между покупателем и продавцом. Я на эту тему несколько раз писал. А ведь старомодная манера помнить привычки и потребности покупателя не так давно была неколебимой частью нашей жизни.

Много лет тому назад во время моих путешествий по Грузии я проголодался и зашёл в придорожный духан (по-грузински - от праиндоевропейского "dukaan"). Заказал тарелку зелени, жаркое и стакан вина. Обслуживал меня молоденький парнишка. Когда я кончил есть, ко мне подошёл хозяин духана, здоровый широкоплечий дяденька в тенниске с мощными бацепсами, как у борца тяжелого веса и, наклонившись к моему лицу, спросил: "Ты наелся, дорогой!" Я ему сказал: "Вы знаете, вкусно было, как в детстве!". Я посмотрел на дяденьку. У него повлажнели глаза и он сказал по-грузински парнишке: "Налей ему ещё один стакан, положи жаркое, денег не бери!". Я хотел сказать, что я наелся, но хозяин положил руку на моё плечо и сказал: "Не обижай!".

Так вот, возвращаясь к мусульманам. У нас в Тусоне есть арабский магазин "Caravan". По пятницам в магазине устраивается некондиционный двухчасовый перерыв и все работники отправляются в мечеть. Я много лет регулярно два раза в месяц покупаю в этом магазине халву из Турции, финики из Саудовской Аравии, лебну из Ливана, гречку из России, огурцы и зелень, айву и гранаты в сезон и т.д. Однажды я увидел, что турецкие печенья марки "Юклер" пропали с прилавка. Я пожаловался Майджику из Ирака - второму человеку в этом магазине, на что он мне сказал: "Смотри, дорогой, сколько разный сортов тут лежит! Почему тебе нужны именно эти? Вот два сорта из Греции, вот из Ливана, вот другие из той же Турции...". Я объяснил Майджику, что турецкие печенья "Юклер" обожают три моих собачки. Они регулярно направляются в кабинет, где я работаю, и говорят: "Печенья давай!". Он засмеялся. На следующее моё посещение арабского магазина блоками печенья "Юклер" был забит прилавок.

Вчера я стою в кассе с покупками. Женщина рядом со мной спрашивает меня: "Эти печенья хорошие?", указывая пальцем на три блока купленных мною печений "Юклер". Я говорю: "Наверно самые вкусные!". Она мне: "Как это "наверное"?. Я ей: "Это самые любимые печенья моих трёх собак". Двухметрового роста парень из Ливии, который стоит на кассе, говорит: "А мы всегда заботимся о его собаках!". И это - несмотря на то, что его религия не очень поощряет заботу о собаках.