На танцы 2

Иван Думанов
2

   В областной центр поезд прибыл вечером. Пассажиры быстро разошлись-разъехались кто куда, а Вене идти-ехать некуда, и он решил переночевать на вокзале. Пошёл в привокзальный скверик, уселся на свободную скамейку и разрешил себе съесть все припасы, кроме одной лепёшки, одного яйца и пары глотков молока ( теперь уж простокваши ). Спешить ему было некуда, свободных сидячих мест в зале ожиданий было много, поэтому пока оставался в сквере, рассматривая вокзал снаружи.
   Кругом – никого. Только пожилая женщина подметала дорожки сквера. Дошла и до его скамейки, присела рядом передохнуть и спросила: "Что ты здесь делаешь?" Вена с сельской простотой кратенько рассказал, что переместило его из сельского родительского дома на эту лавочку. Она попросила:
   – Пока не закончу, никуда не уходи. Я тебе кое-что расскажу.
   Закончив работу, женщина снова села рядом.
   – Анна ... Вена отчество не разобрал и спросил:
   – А можно, я буду называть Вас "тётя Аня"?
   – Называй.
   Она начала:
   — В своей маленькой квартирке я сейчас проживаю одна. Пойдём ко мне, там переночуешь, и, не спеша, поговорим.
   Пришли. Жилище тёти Ани на втором этаже: прихожая, в которой стоял сундук и осталось место ещё для одного сундука; комнатка, в ней кровать и стол и проход  между ними; ещё кухня размером с прихожую, там маленький столик и небольшая газовая плита – это чудо техники Вена видел впервые. Вот бы такую в их сельский дом!
   Они в кухне. Он сидит возле столика, она хлопочет у плиты. Вена более подробно, чем на скамейке, рассказывает тёте Ане о себе, о своей семье, о сельской жизни. Когда закончил, тётя Аня вдруг:
   – Про техникум, пожалуй, говорить не станем.
   – Ну почему?
   – На ту стипендию без помощи не прожить, да и общежитие первокурсникам не везде дают. Давай-ка мы выберем хорошую специальность в ремесленном училище. Там кормят, одевают и общежитие дают сразу. У меня есть с кем посоветоваться на этот счёт. Согласен?
   – Согласен – ответил Вена, который не очень понимал, о чём это тётя Аня намеревается советоваться, доверился ей.
   – Тогда продолжим завтра, а сейчас я постелю тебе на сундуке, и будем спать.
   Вена по привычке проснулся рано, но сидел тихо, чтобы не потревожить тётю Аню. А когда она вышла, позвала его в кухню завтракать. Во время завтрака она раскрыла ему свой план. Она посмотрит его документы и кое с кем обсудит дело, а он пусть ждёт её дома. Чтоб не было скучно, можно вынести мусор, наносить воды и мокрой тряпкой протереть полы. И, принарядившись, ушла.
   Вена быстро исполнил проученные тётей Аней дела и сидел у окна, наблюдая жизнь городской улицы. Его особенно занимали трамваи. Такое удобство для людей: зашёл, доехал, вышел. Вот бы так от села до станции!
   День стал клониться к вечеру, когда тётя Аня, наконец, вернулась. Молча прошла в кухню, выставила простую еду для обеда и сказала, что завтра они вместе поедут в ремесленное училище, где обучают профессиям, получше техникумских. А сейчас собирайся, вместе пойдём убирать сквер.
   В сквере Вена усадил тётю Аню на скамейку, взял метлу и показал такую производительность труда, что тётя Аня не успела как следует собраться с мыслями, Вена уже подошёл к ней с вопросом: что ещё? Она поручила ему выполнить работу, которую полагалось делать раз в неделю. Он и с этим справился быстро. Тогда осталось помыть скамейки. Их полагалось мыть ежемесячно. Вена быстро притащил два ведра воды, приготовил моющий раствор и, перемещаясь от скамейки к скамейке, попросил тётю Аню пересесть, чтобы помыть последнюю скамейку. После этого тётя Аня усадила его рядом с собой и похвалила:
   – Работаешь ты споро и на совесть. Я наблюдала. Всегда так относись к делу.
   – Дома так приучили.
   Посидели ещё. Это тётя Аня так дала Вене отдохнуть после работы, которую он и работой бы не назвал – пустяки. Тётя Аня предложила домой не ехать на трамвае, а идти пешком, чтобы лучше ознакомиться с этой частью города.
   Утром следующего дня они вдвоём вошли в приёмную комиссию Ремесленного училища при большом авиационном заводе. Сотрудница, посмотрев венины документы, неожиданно спросила:
   – Что же ты, парень с такими оценками в техникум не пошёл? Тебя бы в любой приняли. – Вена ещё доосмысливал вопрос, а тётя Аня уже ответила:
   – На это есть своя уважительная причина. Вы его запишите, пожалуйста, вот на эту специальность.
   – Конечно, конечно.
   И уже через десять минут Вена держал в руке справку, что он зачислен учащимся этого училища и что на занятия ему надо явиться такого-то числа, имея при себе ... Очень повезло Вене, что на его пути встретилась такая добрая и участливая тётя Аня, которая на любой вопрос без запинки находит правильный ответ. Это она предложила на полпути выйти из трамвая, чтобы посмотреть будущее место жительства Вены. Это она расспросила местных жителей, где расположена ближайшая вечерняя школа. Это она ... Всё она. До всего додумается, всё предусмотрит, всё подскажет.  Вот и сейчас они, вкусив скромного и запоздалого обеда,  засобирались на уборку сквера, только на этот раз тётя Аня одела то же нарядное платье, что и накануне.
   Пока Вена был занят тщательным исполнением служебных обязанностей тёти Ани, та куда-то ушла и довольно долго не возвращалась. А вернувшись, сказала:
   – У тебя почти месяц свободного времени. Можешь поехать к себе домой, а можешь пожить у меня, пока можно будет поселиться в общежитие. Я договорились смоей подругой — она убирает сквер по другую сторону вокзала. Ты будешь убирать её сквер, а она даст тебе денежку на питание и на всё, что потребуется к началу учебного года: тетради, ручки и другое. Подумай и реши, а завтра мы с тобой пойдём и скажем ей о твоём решении. – Вена сразу же ответил:
   – Пойдём завтра работать.
   А решил он быстро по двум причинам. Конечно, ему очень хотелось домой, соскучился по родным, по дому. Но как вспоминал свой путь до станции через овраги, так пот на спине выступал – так страшно становилось даже здесь, в городе. И потом денег на дорогу туда и обратно – целых шестьдесят рублей! – ни у него, ни у родителей не было. По всему – лучше остаться. А домой он напишет подробное письмо. Тётя Аня одобрила решение, и они неспешным шагом отправились домой.
    Теперь каждый вечер Вена и тётя Аня шли на работу. Сначала убирались в завокзальном сквере, а потом в сквере тёти Ани. Вена всё делал сам, но тётя Аня всегда присутствовала на всякий случай, чтобы проверяющим сказать, что это племянник помогает ей или подруге – смотря по тому, где появятся проверяющие.
   В один из дней Вена с тётей Аней съездил и записался в восьмой класс вечерней школы.
   В назначенное время Вена сам приехал в училище. Его одели в новую форменную одежду, поселили в общежитие, где в одной комнате разместились вся группа, в составе которой ему предстояло учиться три года.
   Уже сказано, что учился он с желанием, поэтому быстро оказался среди лучших учащихся группы. Днём  – училище, вечером – школа. И так каждый день, кроме воскресенья. При первом же увольнении в город Вена поехал к тёте Ане и с восторгом рассказывал ей, как ему хорошо: кормят три раза в день, форменная одежда ( ему нравилась ), койка в общежитии с белыми простынями, чего никогда не было дома. И в училище и в школе – почти все пятёрки! Тётя Аня внимательно слушала рассказ своего подопечного. У неё даже слеза набежала от радости за Вену.
   – А ты говоришь – техникум, – упрекнула она Вену, – учись хорошо и по этой специальности будешь зарабатывать больше любого техника. – и пригласила Вену почаще навещать её.
   – А можно? Я обязательно буду приходить, – радостно выпалил он.