Был первый день весны...

Светлана Розова
     Эта история случилась ровно пятьдесят лет назад, 28 февраля и 1 марта теперь уже далекого 1969 года. Мне тогда было 5 лет.

     Разумеется, я не помню, с чего все началось, но 28 февраля мой отец рассказал мне о том, что зима закончилась, что завтра уже наступит весна, что на улице будет тепло и что на прогулки можно будет не навьючиваться в теплые одежки, как кочан капусты, а ограничиваться (разумеется, кроме легкого летнего платьица) только трусиками и носочками.

     Он тогда все сказал правильно, но, по молодости и неопытности своей (ему еще не было 30 лет, а я была его единственным ребенком) не сообразил добавить, что процесс потепления будет не одномоментным, а постепенным и растянется на несколько недель...

     Естественно, пятилетний ребенок, которого не водили в детский сад, сам сообразить такую сложную вещь был еще не в состоянии, но зато безоговорочно поверил родителю...

     На несчастье этого самого родителя первое марта было выходным днем...

     Утром, едва позавтракав, я запросилась на прогулку. Мне сложно сейчас рассуждать, почему я тогда так торопилась, но, вполне вероятно, что, как человечку нормальному, после долгой и холодной зимы мне хотелось поскорее насладиться теплом и поиграть в песочнице.

     Мама и бабушка, с которыми я своими планами посещения песочницы делиться, видимо, не торопилась, слегка удивились и стали обсуждать, можно ли вообще в такую погоду вести меня на улицу, поскольку я совсем незадолго до описываемых событий переболела то ли простудой, то ли гриппом, а на улице "был сильный мороз".

     Это сейчас мы уже привыкли к потеплению климата и лютыми холодами считаем температуру чуть ниже -10 градусов. А тогда и -15 градусов считались не стужей, а нормальной зимней температурой, здоровой и приятной.

     Так что, если между моими домашними, в приложении ко мне, шел разговор о сильном морозе, значит, на улице было, как минимум, градусов восемнадцать ниже нуля...

     Посовещавшись, мама с бабушкой решили, что на прогулку меня вывести все-таки можно, но ненадолго. Мама достала из шкафа мои вещи и вознамерилась одеть меня, как, собственно, и положено было в такую погоду.

     Щазззз!!!!!

     Поскольку авторитет отца в глазах ребенка родители уронить ниже плинтуса к тому времени еще не успели, то его слова сомнения, разумеется, не вызывали. А он сказал, что будет тепло...

     Короче, я объявила родительнице, что наступила весна, и потребовала летнее платье, трусики и носочки...

     Мамин отказ сочла обманом, личным оскорблением и поводом для слез до икоты...

     На компромиссы не шла ни за какие конфеты...
   
     Предложения посмотреть мультики или почитать книжку расценивались мною, видимо (хотя я в ту пору и слова такого даже слышать не могла), как взятка и гневно отвергались...

     Когда меня брали на руки, подносили к окну и показывали огромные сугробы на детской площадке, объясняли, что на улице двадцатиградусный мороз и т.д., я не могла поверить, что правда - это то, что говорит мама, а не то, что сказал папа...

     Знаете, почему дети считают матерей способными на обман? Потому что, когда болит ушибленное место, мать целует и говорит, что все, уже не больно, а ребенку больно...

     Когда моей, никогда не отличавшейся терпением маме надоел базар-вокзал, она решила применить ко мне воспитательные меры в виде ругани...

     В ответ ничего не понимающий, окончательно запутавшийся, совершенно несчастный, обманутый всеми ребенок, устроил родительнице за ее несправедливость такую грандиозную истерику, что они с бабушкой испугались...

     Когда бабушке понемногу удалось чуть-чуть успокоить и меня, и мою темпераментную маму, кто-то из них догадался, наконец, поинтересоваться, почему всегда абсолютно спокойный, тихий и послушный ребенок неожиданно для всех "на ровном месте" дошел до первой в своей жизни большой истерики и "стоит насмерть"?

     Выяснили!!!

     В результате, две разъяренные женщины повернулись к отцу...

     Что было ему сказано, не знаю. Мама утверждала, что забыла. Но, судя по тому, что произошло дальше, ничего хорошего он не услышал.

     Знаете, что случилось дальше?

     Папаша струхнул и свалил все на меня. Это, оказывается, не он неправильно разговаривал с ребенком... Это ребенок его неправильно понял... Вопрос о том, мог ли пятилетний ребенок сам понять такую достаточно сложную вещь, не ставился вообще. Не ставился вопрос и о том, что с маленьким человеком необходимо говорить предельно ясно и четко, без недомолвок и расчета на то, что дитя должно само все правильно понимать.

     Маму ответ отца устроил...

     Бабушка объяснила мне то, о чем не удосужился поведать отец...

     Мама сделала мне строгое внушение...

     Отец сделал умное лицо и во всем поддержал маму...

     Итак, виновной объявили меня... Как обычно...

     Взрослые помирились... Жизнь продолжалась...

     И никому больше не было дела ни до того, как горько плакал ребенок, ни до того, что, если человек плачет, значит, ему плохо...

     Всем было удобно думать, что девочка сама во всем виновата...