Школа эстетического воспитания

Наталья Менщикова
ПОСВЯЩЕНИЕ

В 2023 году исполняется 100 лет моему первому мужу Адриану Розанову, журналисту, автору либретто детских опер, 120 лет его маме, легендарной Наталии Сац, 105 лет назад создавшей первый в мире детский театр, 135 лет его дяде Михаилу Розанову (псевдоним - Николай Огнев), детскому писателю и педагогу. В 2024 году исполнится 130 лет отцу Адриана Сергею Розанову, детскому писателю и драматургу, теоретику театра и педагогу. В 2022 году исполнилось 95 лет сестре Адриана - Роксане Сац-Карповой, бессменному заведующему литературно-педагогической частью Московского государственного академического Детского музыкального театра им. Н.И.Сац, замечательному человеку, она и теперь занимается театром. Такие потрясающие даты. Всем этим людям я и посвящаю воспоминания.

 "Я был в компании наших бывших школьных учеников. Просидели совсем незаметно до четырёх часов утра. Послали тебе телеграмму. Все они работают, кто по искусству, кто по связи (радио). Радио они выбрали, потому что в то наше время это была романтическая область. Не пропали даром наши труды...
Ребята имеют сынов Адрианов в честь твоего разудалого старшего сына: у Ани Солиной, артистки цирка разговорно-иллюзионистского жанра (угадывание мыслей на расстоянии) сын Адриан, у Тамары Седельниковой, художницы, - тоже Адриан...".
Это фрагмент из письма Сергея Григорьевича Розанова к Наталии Ильиничне Сац, находящейся в ссылке в Казахстане.
"Разудалый" Адриан - мой первый муж, который был на 37,5 лет старше меня, сын Н.И.Сац и С.Г.Розанова. Наталия Ильинична Сац - директор и художественный руководитель первого в мире театра для детей; Московский музыкальный театр для детей назван в честь Н.И.Сац, основателя театра. Сергей Григорьевич Розанов - детский писатель начала ХХ века, драматург, первый муж Н.И.Сац. 
Когда в 1907 году Станиславский, Сулержицкий и Москвин поставили на сцене Художественного театра "Синюю птицу" Мориса Метерлинка с музыкой Ильи Саца, деда Адриана, его дочка Наташа, которой шел лишь пятый год, сказала:
- Жаль, что Тильтиль не смог поймать Синюю птицу. Я вырасту - и поймаю её!
Это восклицание стало психологической метафорой девочки-девушки-женщины на всю жизнь. Ёлки мечтаний, на которую помещают открытки с желаниями, исполняемыми известными людьми нашего времени, тогда не было, всего приходилось добиваться самой, - и Наташа Сац добилась. В 9 лет она выступала в настоящих концертах, аккомпанируя матери-певице. В 14 - окончила школу пианистов-виртуозов. В 15 - заняла пост заведующей детским сектором театрально-музыкального отдела Моссовета.
Сейчас говорят о том, что время после Октябрьской революции было для искусства "понятное", потому что нравственные ориентиры были определены однозначно, чётко очерчивались понятия добра и зла, но это не так. Экономика и та была многоукладной, что уж говорить о такой загадочной стороне миропознания и мироощущения, как искусство? Люди вообще не знали, куда и как двигаться дальше, ориентиры построения общества были туманны, всё было новым. Но романтики появлялись всегда, а в неизведанных ситуациях и тем более - они  и начинали творить.
Что делать в должности заведующей детским сектором театрально-музыкального отдела Моссовета - никто не догадывался, тем более не имела об этом представления 15-летняя девочка, но она действовала.
- Здравствуйте, Леонид Витальевич! Намечено Ваше выступление перед детьми рабочих Трёхгорной мануфактуры. Я заеду за Вами на телеге...
На телегах, выделенных Наталье Сац Моссоветом,  на окраины Москвы к детям, не имевшим представления о настоящем искусстве, ездили и Собинов, и Обухова, и великий клоун Дуров и знаменитая балерина Екатерина Гельцер. Дети гурьбой бегали за телегой, с которой выступал затейник Петрушка, ещё вчерашний гимназист Игорь Ильинский.
Наталия Сац считала, что дети воспринимают искусство гораздо живее, чем взрослые, дети - будущее России, и первое, что им необходимо - это красота. Именно "красотой спасется мир", - так думал Фёдор Михайлович Достоевский. Истинной, не поддельной, глубинной красотой. Дети своей чистой душой её считывают яснее и острее, чем взрослые.
  Наталья Сац имела дар убеждения и всегда поражала своим организаторским талантом.
Помню, мы с Адрианом пришли на репетицию "Волшебной флейты" Моцарта в Детский музыкальный театр, кажется, что это было недавно, но это было в 1990-х годах. Наталия Ильинична следила за действом. Тогда она сильно болела пневмонией, которую получила как осложнение после гриппа, но буквально убежала из больницы, ведь была назначена премьера оперы. Артисты пели вяло, позволяя себе расслабиться, думая, что разболевшийся главный режиссёр не придаст этому большого значения. Наталия Ильинична не выдержала, ей, задыхающейся, почти 90-летней, помогли подняться на сцену, она выхватила у Царицы Ночи кинжал... и  вдруг исполнила музыкальную фразу из арии так, занеся высоко кинжал, что все на сцене оживились, всё преобразилось! Наталию Ильиничну увезли обратно в больницу после спектакля с высокой температурой и кашлем, но репетиция прошла успешно и премьера собрала аншлаг. Всегда, когда я не могу сгруппироваться, организоваться - в моём воображении возникает образ Царицы Ночи - иду и делаю, что наметила.
В архиве хранится уникальный документ - грамота Московской городской Думы о том, что студенту Розанову Сергею Григорьевичу пожаловано звание "начальника детских игр Москвы" с правом ношения нарукавной повязки.
Во время Первой мировой войны беженцы наводнили Москву, их палатки, землянки расположились по московским окраинам. По улицам бродили беспризорники, промышляли нищенством, воровали, занимались грабежом. В 1916 году братья Розановы Иван, Михаил, Сергей и Леонид решили по-своему бороться с детским криминалом. Они были романтиками, какие всегда случаются, особенно в острые переломные исторические моменты, на том мир стоит. Репетицией здоровой взрослой жизни братья Розановы считали справедливую бескорыстную игру.  Парни ходили по дворам, поселениям беженцев и разучивали с детишками игры "третий лишний", "кошки-мышки", "лапту", "городки", сами придумывали вместе с детьми игры.
Но студента-медика Сергея Розанова отправили на фронт, где он был ранен. Пока лежал в госпитале, - у него возникла идея, что игра может проходить не только на игровой площадке, но и в специальном педагогическом театре для детей. На этой оптимистической ноте и произошло сближение Натальи Сац и Сергея Розанова.
Папа Адриана стал отцом новаторского, невиданного по тем временам, первого в мире детского театра, его головой и теоретиком, мама - матерью театра, бурлящей энергией, организатором, практиком. Наталия Сац организовала людей, увлеченных идеей играть с детьми и для детей с единственной благородной целью - целью нравственного воспитания. Так родился театр. Кукольники Ефимовы, художник Владимир Фаворский, композитор Анатолий Александров уже тогда были большими мастерами. Сама Наталия играла в спектаклях, аккомпанировала на рояле, режиссировала.
Утренние и дневные спектакли показывали в помещении самого фешенебельного в то время театра "Арс" (теперь: Электротеатр "Станиславский"). В том театре и вырос  Адриан.
Пьесу "Гайавата - вождь ирокезов" по поэме Генри Лонгфелло в переводе Ивана Бунина написал дядя Адриана Михаил Розанов (под псевдонимом - Николай Огнев, автор популярного тогда "Дневника Кости Рябцева", первой книги о советской школе). Спектакль был о том, какие беды несёт вражда между племенами. Вечная острая тема!
Играли пьесу-пантомиму с музыкой, танцами и пением  С.Розанова и Н.Сац "Негритёнок и обезьяна".  Негритёнок подружился с обезьянкой, но её ловят для цирка. Чудом негритёнку удаётся попасть на представление.  С помощью детей-зрителей негритёнку удаётся вызволить обезьянку из рук жестокого дрессировщика.  Сколько сложных чувств возникало у детей в зале во время спектакля! И какой катарсис переживали дети, когда обезьянка удирала по партеру, взбираясь по канату прямо в директорскую ложу!
 В игроспектакле С.Розанова"Хрономобиль профессора Иванова" участвуют не только артисты, но и весь зрительный зал. Зрительный зал помогает действующим лицам строить фантастические летательные аппараты и все вместе отправляются то кого-то спасать на другую планету, то  переносятся в другую эпоху. Самый термин "игроспектакль" изобрёл С.Розанов. Горький высоко оценил пьесы Розанова (они хранятся в архивах) и саму идею театра для детей. Значительной удачей была книга Сергея Григорьевича "Приключения Травки", о чем я планирую писать.
Новые формы, новое содержание, которые нёс новый театр, вызывали и споры, и нарекания, иногда и полное неприятие со стороны деятелей искусства и педагогики.
Когда наступила перестройка 1990-х, копии этих пьес лежали у нас дома мертвым грузом. Позднее я передала их двум американкам, которые серьёзно занимались детским театром, его историей, писали об этом научные труды. Там эти пьесы были востребованы, а у нас в 1990-х годах считались отжившим советским явлением.
Сейчас проводят тренинги, учат людей работать в команде, а на заре советской власти игроспектакли делали то, что потом взял на вооружение знаменитый Морено для своего метода психодрамы. Да, всё новое - хорошо забытое старое, но мы были первыми.
Я опускаю рассказ о блеске и трудных периодах театра, знаю только наверняка, что известные люди участвовали в его становлении и отстаивали его существование. Например, Михаил Кольцов написал фельетон "Дети смеются", когда Московский театр для детей хотели выселить из лучшего кинотеатра. А знаменитый дирижер берлинской Кролль-оперы Отто Клемперер пригласил 26-летнюю Наталию Сац поставить "Фальстафа" Верди (это очень сложно!), после того, как увидел на гастролях в Москве спектакль "Про Дзюбу" о мальчике-фантазёре, который не хотел поступать, как все; пьесу написала и поставила Н.Сац. Премьера оперы "Фальстаф" стала сенсацией в Германии. После спектакля Альберт Эйнштейн пригласил Наталию Сац в гости и они вместе исполняли музыку Чайковского: Наталия Сац на фортепиано, Альберт Эйнштейн - на скрипке. Игорь Стравинский подарил Наталии Сац клавир своего балета "Поцелуй феи".
Масса соблазнительных предложений поступало этойнезаурядной женщине, но всю жизнь Наталия Сац посвятила воспитанию детей, сердце её было отдано России. Она была репрессирована, умирала от сыпного тифа в сибирской тюрьме... но всюду занималась своим делом - театром... Даже в ссылке в Алма-Ате она  создала Театр для детей и юношества Казахстана.
Адриан приехал в 1946 году в Алма-Ату сержантом в неуклюжих солдатских ботинках, - так и отправился к маме на спектакль "Снежная королева" Евгения Шварца в постановке В.С. Розова. Адриан вспоминал, как сидел на спектакле и плакал, не стесняясь погонов, он, всю войну не плакавший.
Однажды мать сказала Адриану:
- Ты пойми, сынок, я ни в чём не виновата. Я честно призналась лишь в одном...
 В чём же состояло это "преступление"? В начале 1920-х годов на пересечении Староваганьковского и Малого Знаменского московских переулков находилась "фирма", в шутку называемая "Розанов, Сац и сын". Фирма организовала первую уникальную в своём роде Школу эстетического воспитания. Родители Адриана организовали эту школу параллельно с театральным делом. Это была общеобразовательная школа, куда принимали детей с творческими способностями.
 С.Г. Розанов использовал для выявления степени умственного развития ребенка известные тогда методы Бине-Симона, Россолимо, некоторые тесты Нечаева. В конце 1990-х годов я, работая психологом в 1-й Российской дальтон-школе в Москве, использовала многое из этого арсенала. И в наши дни всё это держится в активе передовых психологов.  Для выяснения зависимости особенностей ребёнка от условий его жизни, собирался подробный анамнез. Эта работа велась врачом школы при тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива.  Передо мной отчёт работы этой опытной школы (все выходные данные издания, понятное дело, вырезаны), читаю: "В 1924-25 годах школа связалась с Центральным педологическим  Кабинетом Института педологии и дефектологии и получила возможность пользоваться  при производстве  педологических исследований  знаниями врачей, работающих при кабинете по самым разным специальностям". 
Крёстным отцом педологии был американский психолог Ст.Холл, но самостоятельной научной дисциплиной педология сделалась в России. И тут мы оказались первыми. П.Блонский, Л.Выготский, М.Басов, В.Кащенко, В.Бехтерев внесли свой вклад в развитие педологии.  Интеллект, чувства, воля, такие качества личности, как эстетические вкусы, потребности, идеалы, представления о добре и зле, гражданский долг - эти проблемы рассматривала педология, которую в середине 1930-х годов объявили лженаукой, потому что педологические методы позволяли считать, что различие эксплуататоров и эксплуатируемых обусловлены самой природой; это во второй половине ХХ века было признано ошибкой.
В том же отчете работы опытной школы читаю: "Главнейшей задачей является  изучение ребёнка как творческой личности".
В школе эстетического воспитания Розанова-Сац общеобразовательные предметы  в младших группах велись классными руководителями, в 4-й группе отдельные общеобразовательные предметы уже поручались педагогам-специалистам. Начиная с 5-й группы ученики получали определённые задания и прорабатывали их в "мастерских". Из того же школьного отчета: "Такие мастерские существуют по каждому предмету. Ребята свободны в выборе той или иной мастерской, но обязаны регистрировать своё посещение мастерской и отмечать проделанную в ней работу в своих трудовых книжках. Такой метод работы имеет много общего с так называемым далтон-планом [пишу в транскрипции первоисточника - Н.М.], но школа пришла к нему самостоятельно, путем выявления своей основной идеи, строящей педагогику на творчестве отдельного ученика. Различие между методом мастерских, применяемых школой и далтон-планом состоит в том, что школа индивидуализирует задания, даваемые отдельным ученикам. Основой деятельности ученика является не одинаковый для всех учебник с готовыми мыслями, а его собственная инициатива и творчество". Целевой установкой  школы было - подготовить учеников, оканчивающих школу, к культурно-массовой работе и для работы на производствах: текстильном, деревоотделочном, литейном, полиграфическом в качестве художников, конструкторов, граверов, рисовальщиков, чеканщиков. Ни о каких элитных профессиях в документах, которые я изучила, речь не шла. Практиковались музыка, танцы, сценическое движение, живопись, основы архитектуры, ремесла с практикой на заводах. Преподавали в школе художники, музыканты, ученые. Учились и дети из обычных семей, и беспризорники, и дети известных людей.
В этой же школе учился Яша Джугашвили (сын Сталина). Заметили, что мальчик стал приходить на занятия грустным.  Председатель родительского комитета, мать Романа Кармена (будущего кинорежиссера), решила побеседовать с отцом ученика и нагрянула в его квартиру в Кремле. Над кроватью мальчика увидела большую географическую карту с надписью "Если не станешь большевиком - убью! Папа".  Этот папа вернулся с работы поздно и, выслушав общественницу, поблагодарил её за критические замечания и обещал их учесть. Страшные времена репрессий ещё не настали.
Школа эстетического воспитания носила имя  Л.Б. Каменева, председателя Моссовета, но в 1936 году его объявили врагом народа, школу закрыли, подвергнув "осуждению". Когда Каменева арестовали, Наталия Ильинична одолжила его жене 100 рублей: Каменева не имела денег даже на хлеб. Наталия Сац была осуждена на 5 лет исправительно-трудовых лагерей и 12 лет ссылки как оказавшая материальную помощь  семье врага народа. Время было сложное, противоречивое и жесткое, время очередного становления страны.
Казалось, что мечты о фантастической Синей птице надо было забыть навсегда. Но  Синюю птицу теперь видят все. Она взмахнула крылами над зданием всемирно знаменитого Детского музыкального театра - так и было поймано счастье. По примеру СССР были созданы интересные театры для детей и юношества в ГДР, ФРГ, ЧССР, Монголии, Венгрии, Румынии, США, Турции, Франции, Иране, Бельгии, Японии.
Вот какие воспоминания породили у меня недавно развернувшиеся в социальной сети обсуждения о том, нужно ли создавать специальные школы для одаренных детей и как вообще воспитывать подрастающее поколение. Сложно ответить на этот вопрос и психологам, и педагогам, и родителям. Одно ясно: прежде всего надо воспитывать Человека. И прежде всего на своём положительном родительском примере. А профессиональное образование и воспитание должно творчески развиваться на лучших научных достижениях мирового опыта. Дурного нам не надо. Унаследуем прекрасное и преумножим его. Вслед за красивой мечтой - Синей птицей.

(С) Наталья Менщикова, психолог, педагог, писатель и поэт, жена Адриана Розанова.
 
На уникальном фото из нашего семейного архива: Наталия Сац, Сергей Розанов, их сын - Адриан Розанов.  Просьба: не брать документальные фотографии без разрешения правообладателя. Защищено Международным авторским правом. Наталья Менщикова (С)

См. также:

Наталья Менщикова. Что в имени тебе моём? Авторско-составительский календарь. - Изд-во "Олимп", М.; изд-во АСТ, М., 1996.; 50 000 экз.;

 Наталья Менщикова. Живое имя.- М.:Яуза, ЗАО Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 1999. - 240 с. ISBN 5-8153-0036-5;ББK88.5; М50 Тираж 30 000 экз.;

Наталья Менщикова. Школа эстетического воспитания. Наследие 2023. Кн.4. - М.: Издательство РСП, 2023. -336 с. - С.282-291. - ISBN 978-5-4477-2130-5; УДК 82-8; ББК84 (2 Рос=Рус)6-5; Н31.