Кругосветное плавание под водой

Александр Щербаков 5
Видимо, многие из моих читателей, люди примерно одного возраста, читали произведение французского фантаста Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой" и видели экранизации этого произведения. Подводная лодка "Наутилус", загадочный капитан Немо у меня лично, школьника, оставили глубокое впечатление. Я был уверен, что когда-то люди смогут повторить кругосветное плавание под водой. И такое случилось впервые в 1960 году.

16 февраля 1960 года причал военно-морской базы Нью-Лондон (шт. Коннектикут) покинула атомная подлодка «Тритон». Корабль вышел в море с фантастической миссией – повторить маршрут великого Магеллана, оставаясь на протяжении всего похода в подводном положении. Пройдя невидимой тенью сквозь моря и океаны планеты и обогнув Земной шар без единого всплытия или захода в порт, «Тритон» должен был стать прямым доказательством технического превосходства атомного подводного флота ВМС США.

Как известно, первой атомной подводной лодкой был «Наутилус», названный так в честь субмарины капитана Немо из  произведения Жюля Верна.

За громкой пропагандой скрывался небольшой секрет. Широкой общественности невдомек, что «Тритон» - единственная американская субмарина, способная совершить подводный кругосветный «круиз». Все остальные подлодки первого поколения – «Скейт», «Наутилус», «Сивулф» слишком медлительны и слабы для участия в кругосветных операциях. Плавание "Тритона" завершилось удачно.

И все-таки, через несколько лет морякам-североморцам представился удобный случай, чтоб поквитаться с американскими мореманами. В 1966 году возникла необходимость перевода атомных подлодок К-133 и К-116 с Северного флота на Тихий океан. А раз так – остается лишь утвердить маршрут, подобрать экипажи, погрузить расходку и продовольствие и… Полный вперед, в дальний поход!

К этому времени у советских моряков-подводников был накоплен солидный опыт длительных походов в удаленные районы Мирового океана – еще в 1962 году подлодка К-21 совершила 50-суточный боевой поход на полную автономность, пройдя 10124 морские мили (из них 8648 миль в подводном положении). Для более удобного восприятия – это эквивалентно расстоянию от Санкт-Петербурга до Антарктиды.

Ситуация с переводом К-133 и К-116 с Севера на Дальний восток была достаточно очевидной. К-133 относилась к первенцам советского подводного кораблестроения, лодка проекта 627(А) – ровесник американских «Скейтов» и «Тритонов». Но в отличие от американских лодок первого поколения, что являлись во многом экспериментальными конструкциями для отработки новых технологий,  первые советские АПЛ являлись полноценными боевыми кораблями – вооруженные до зубов, с широким диапазоном рабочих глубин и высокой скоростью подводного хода. Благодаря оптимизированному для подводного плавания «каплевидного» корпуса наши 627(А) не уступали в скорости даже легендарному «Тритону». Что касается надежности, с этим было одинаково плохо по обеим сторонам океана. Механизмы, компоновка и реакторы АПЛ первого поколения не отличались совершенством и безопасностью.

Но если «Тритон» смог, значит … дорогу осилит идущий!

Со второй лодкой ситуация была аналогична. К-116 – атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами. Принадлежит к проекту 675, относится к первому поколению советских АПЛ. Подводный корабль достаточно быстр и автономен для кругосветных походов. Помимо торпедного оружия, К-116 несет в своем чреве восемь противокорабельных ракет комплекса П-6.

В отличие экспериментального «Тритона», который хотя и являлся мощной лодкой, но существовал в единственном экземпляре, К-116 – полностью серийная конструкция, один из 29 построенных атомоходов проекта 675.

В ледяную стужу, 2 февраля 1966 года, многоцелевая АПЛ К-133 и ПЛАРК К-116 покинули базу в Западной Лице и взяли курс в открытое море. Так начался беспримерный групповой поход атомоходов ВМФ СССР на другой конец Земли. Выбравшись на просторы Атлантики, лодки полным ходом пересекли океан с Севера на Юг. Словно две тени, стальные «щуки» прошли проливом Дрейка и поднялись вдоль западного побережья Южной Америки, затем, следуя одна за другой, субмарины пересекли с Востока на Запад огромное пространство Тихого океана.

26 марта, спустя полтора месяца после выхода из Западной Лицы, обе лодки благополучно отшвартовались у причала в бухте Крашенинникова на Камчатке.

За 52 ходовых дня атомоходы прошли 21 000 миль (дистанция, практически равная знаменитому маршруту «Тритона»). Перед североморцами стояла исключительная по своей сложности задача – пересечь по диагонали два великих океана, ни разу не всплывая на поверхность. При этом не отстать, ни оторваться, не потерять друг друга из виду. И, главное, остаться незамеченными для противолодочных сил других государств. Маршрут пролегал по малоизученным гидрографами участкам океана, в непривычных для нас южных широтах, через пролив Дрейка, что славится своими яростными штормами и сложной навигационной обстановкой.

Весь поход проходил при максимальном соблюдении мер по обеспечению скрытности - в результате, ни один противолодочный корабль или глубоководная станция слежения НАТО не засекли отряд советских субмарин – появление новых атомоходов в бухте Крашенинникова стала подлинным сюрпризом для иностранных военно-морских разведок.

Моряки из экипажа атомной подводной лодки К-133 в течение всей экспедиции вели рукописный журнал «Летопись похода, или 25000 миль под водой». Здесь собраны стихи, очерки, рисунки подводников – лучшие шедевры, созданные талантом корабельных поэтов, художников и писателей во время легендарного похода. В настоящий момент раритетный журнал хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Послесловие. К моменту исключения атомной подводной лодки К-133 из состава ВМФ в 1989 году, подводный корабль прошел 168 тысяч миль за 21926 ходовых часов.

Судьба К-116 оказалась гораздо трагичнее – вспыхнувшая на борту радиационная авария заставила вывести лодку в резерв еще в 1982 году. Больше в море она не выходила. Всего, за двадцать лет эксплуатации, К-116 успела пройти 136 тысяч морских миль за 19965 ходовых часов.

Вот что можно прочитать об этом походе в записях журнала, создававшегося во время плавания на борту подводной лодки К-133.

"Шел 1966 год, замыкавший первое десятилетие российского атомного флота. К этому времени наши подводники-атомщики уже имели большой и разнообразный опыт плавания в различных широтах: походы атомных подлодок (АПЛ) к Северному полюсу, в экваториальные воды, переходы с Северного на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики. Задачи, решаемые атомным флотом, постоянно усложнялись, радиус их действия увеличивался, и, естественно, встал вопрос о кругосветном плавании.

Совершить этот сложный поход было поручено двум серийным АПЛ: одна — ракетная, вторая — торпедная. Ракетной субмариной командовал В.Т. Виноградов, торпедной — Л.Н. Столяров. Руководителем группы в походе был контр-адмирал А.И. Сорокин, командир соединения атомных подводных лодок.

Флагманским кораблем был ракетный атомоход. На нем находились командование похода, корреспондент газеты "Красная Звезда" и несколько специалистов — разработчиков наиболее важных узлов ядерной энергетической установки, в том числе автор этих воспоминаний как представитель научного руководителя.

До нашего похода кругосветное подводное плавание совершила АПЛ "Тритон" (США). Но это был поход одной лодки. Экипаж ее всегда мог рассчитывать на помощь флота и авиации многочисленных военно-морских баз США по маршруту следования. Кроме того, на протяжении похода "Тритон" сопровождали корабли обеспечения, способные при необходимости оказать лодке помощь.

На нашем маршруте не было таких опорных пунктов. Нам предстояло пройти океаны и моря, по которым уже более ста лет не ходили русские военные моряки. Конечно, нелегко совершить кругосветное плавание на одной подводной лодке, во много раз труднее и сложнее осуществить его отрядом, когда от экипажей требуется большая слаженность, согласованность действий.

Это плавание было совершено не ради сенсаций, а для того, чтобы освоить, обжить неизведанный подводный мир, испытать сложные ядерные энергетические установки в различных климатических условиях, обобщить многочисленные гидрологические наблюдения по подводным течениям, температуре и плотности воды, уточнить данные по рельефу дна. Но главное — отработать взаимодействие, связь, управление и тактические приемы. Была и политическая причина, хотя в современных условиях она плохо воспринимается: после кругосветного плавания "Тритона" появилась концепция о "безответном ядерном ударе" с подводных лодок.

Вышли в плавание 1 февраля 1966 г. в 18 часов 36 минут. Мороз — 36°С. Густой туман, видимость почти нулевая. Перед выходом в море цель похода была неизвестна. И только после погружения командир отряда объявил по кораблю, что предстоит совершить очень важный и ответственный переход: мы должны пройти в подводном положении вокруг света. Экипаж воспринял эту информацию со сдержанным восхищением: интересно, но как там будет впереди?

Это необыкновенное плавание проходило в самом будничном ритме, включая работу ядерной энергетической установки. Ничего драматического на атомоходах не происходило. Реакторы работали на мощности меньше номинальной, поскольку уровень ее обеспечивал необходимую лодке скорость. Радиационная обстановка в отсеках была нормальной, содержание кислорода и углекислого газа — в норме, хотя многие, несмотря на запрет, покуривали, особенно в реакторном отсеке, который имеет автономную систему вентиляции. Во всех климатических условиях (а температура забортной воды изменялась от -2 до +30°С) температура воздуха в отсеках поддерживалась +20-+23°С, при этом в системе кондиционирования обычно работала одна из двух холодильных машин и, как правило, не на полной мощности. Кстати, холод на атомоходах вырабатывается паром от ядерных энергоустановок.

Все российские атомоходы были оборудованы удобными каютами, системой кондиционирования воздуха. Всегда в наличии — свежий хлеб, мясо и другие продукты, привычные для нас, только более высокого качества. К услугам экипажа — кино.

При переходе из одного часового пояса в другой мы не переводили стрелки часов, так как ни восходов, ни заходов солнца не видели и жили по одному — московскому времени. Одновременно с москвичами завтракали, обедали, ужинали, ложились спать, знакомились с последними известиями. С воодушевлением восприняли сообщение и о достижении космическим аппаратом поверхности Венеры, мягкой посадке на Луну. Завидовали счастливцам, которым разрешали посмотреть на поверхность океана в перископ, а желающие всегда были.

23 февраля отметили день рождения нашей армии и флота. Был концерт, демонстрировался кинофильм. Трогательно прошел женский день 8 Марта. Для всех членов экипажа по местной трансляции звучали голоса жен, детей, родителей, близких — стихи, песни, добрые пожелания...

Были у нас и семейные праздники — дни рождения членов экипажа. На борту атомохода отметил свое сорокапятилетие командир отряда А.И. Сорокин. В честь именинников лодка привсплывала. Когда стрелка глубиномера останавливалась на отметке в соответствии с их возрастом, командир поздравлял виновника торжества, вручал бутылку шампанского и торт, испеченный на борту атомохода корабельным коком B.C. Волошаном.

У моряков есть свои, свято соблюдаемые обычаи. Например, шуточная церемония, связанная с первым пересечением экватора. На корабле оказался сам царь морской, повелитель океанов Нептун в традиционной одежде со знаками величия — трезубцем и короной. Естественно, с русалкой — "очаровательным" существом с темными усиками над верхней губой. Но это никого не смущало. По велению Нептуна тритоны "крестили" тех, кто еще не был на экваторе. "Крестили" из ранцевых дегазаторов — приборов, напоминающих садовые опрыскиватели. Воды не жалели (сам испытал), а потом каждому "крещеному" вручали диплом о пересечении экватора.

Самым сложным участком маршрута был, конечно, пролив Дрейка, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, отделяющий остров Огненная Земля от Южных Шетландских островов. Он хотя и широк (около 900 км) и глубиной до 5000 м, но из-за айсбергов чрезвычайно опасен, тем более для подводных кораблей. Ориентировались в подводном мире с помощью гидроакустических и температурных датчиков. Когда температура забортной воды резко падала (до -2°С), на корабле настораживались, сбавляя ход. Наступала необычная тишина. Таким образом выработали методику "слепого" уклонения от айсбергов. Вздохнули с облегчением через семь дней, когда прошли границу айсбергов и взяли курс к родным берегам.

Меня в походе приятно поразила работа штурманов. Они всегда были на высоте. Несколько суток хода в открытом океане, на глубине, а атомоходы встречались точно в назначенные время и место. Были и курьезы. Однажды, придя в точку, акустики вместо сигналов аппаратуры наших кораблей услышали какой-то шум и писк. Оказалось, что мы попали в район, где собралось множество касаток, и они,  по-видимому, заволновались, увидев рядом такого "собрата", как наша подводная лодка. Их голоса были записаны на пленку, и мы потом не раз слушали этот необычный концерт.

Около берегов Камчатки всплыли. Океан был неспокоен, лодку покачивало, дул порывистый ветер. Иногда он срывал верхушки волн и бросал через рубку. Одна из волн сбросила мои очки и похоронила в океане.

26 марта в 6 часов 48 минут атомоход, пройдя около 21 тысячи миль, прибыл на базу. После плавания состоялся товарищеский ужин, на котором нас по морскому обычаю угощали, как победителей, жареным поросенком. Многих наградили, а командиру похода А.И. Сорокину, командиру корабля В.Т. Виноградову и главному механику С.П. Самсонову присвоили звание Героя.

Свои задачи в плавании по контролю состояния активных зон реакторов, темпа выгорания ядерного топлива, изменения теплофизических характеристик энергоустановок в различных климатических условиях и радиационной обстановки я выполнил. ЯЭУ работали безотказно, надежно, обеспечивая кораблям ход, а экипажам — свет, тепло и уют.

На митинге, посвященном успешному завершению похода, мы услышали много теплых слов в адрес ученых и инженеров — создателей российских атомоходов и пожеланий дальнейших творческих успехов в освоении Мирового океана."

Вот такой рассказ одного из членов экипажа подводной лодки, которая совершила,  по сути дела, кругосветное плавание. До этого это сделала наша подводная лодки С-56, которая ныне стоит на пьедестале на набережной города Владивостока, являясь военно-морским музеем.  В годы Великой отечественной  войны она с Тихоокеанского флота перешла на Северный  флот через Тихий океан, Панамский канал, Атлантический океан в Североморск.  А после войны в составе нескольких военных кораблей и подводных лодок перешла на усиление Тихоокеанского флота через Северный ледовитый океан.  Именно таким путем, в составе каравана подводных лодок, через льды, в сопровождении ледокола прошла и субмарина, на которой я служил начальником медицинской службы.