Россия великая наша держава?..

Алексей Лесь
(с) опубликовано в газете "События и Мнения", 2002

Перестав быть «нерушимым» Союзом «братских» республик Россия за считанные месяцы потеряла почти сорок процентов территории и около половины населения. По сути, ХХ век стал веком колоссальных потерь для самой большой и могу-ественной империи мира, которая в течении XVIII-XIX веков сокрушила, либо значительно потеснила все остальные мировые державы. Блистательная победительница Швеции и Пруссии, Османской и Французской империй, страна, которая только одним своим намеком на возможность начала войны против Британии, подарила независимость Соединенным Штатам Америки, начала ХХ век с унизительного поражения от «второсортного», по тем временам, государства — Японии, что превратилось в лейтмотив всех последующих событий. Но, тем не менее, до сих пор по данным опросов почти 43% россиян считают Россию сверхдержавой. Что это — безосновательная самоуверенность или отражение действительности? Что ждет нас в начавшемся веке — новые потери или новые победы? Кто мы — «Верхняя Вольта с ракетами», как любят выражаться наши «западники», «Азиопа дикая и нищая» или все-таки… сверхдержава? Этим и близким к этим вопросам посвящен диалог вечных спорщиков, наших журналистов — Антона Белого и Егора Черного.

А. Белый: — Понятно, что вопрос исключительно спорный… Тем более что определяться с ответом на него уже стало жизненно важно для страны. От этого зависит, какой дорогой она пойдет дальше в будущее…
Е. Черный: — А она идет? По-моему, те балансирования на краю пропасти, которые с дрожью в коленках совершает Россия, трудно сравнивать с поступательным движением. Но определяться с ответом, считаю, действительно архиважно — другие страны помочь нам уйти от провала смогут, только если мы сами откажемся от своих необоснованных амбиций. Никто не станет помогать жить сверхдержаве хотя бы «из принципа».
А.Б.: — Все дело в том, что помогать как раз незачем… Нам бы мешать перестали — и то хорошо. И вообще, считаю, ставить проблему таким образом — некорректно. Экономический кризис — не показатель отсутствия у страны признаков «свердержавия».
Е.Ч.: — Как раз с этим не могу согласиться. По-моему, сверхдержавой может называться только та страна, граждане которой не чувствуют себя пасынками государства. Если население страны живет в современных, комфортных условиях, уро-вень жизни таков, что даже малообеспеченный или временно безработный гражданин имеет доход достаточный, что бы иметь не только пищу, но и достойный кров, средство передвижения… Такая страна действительно может считаться сверхдержавой. То есть страна, в которой не стыдно жить, и где никому «за державу не обидно».
А.Б.: — То есть, если в стране высокий уровень жизни? Или высокий уровень потребления? Или высокий уровень обслуживания?.. Все это грандиозное заблуждение. Перечисленное тобой, Егор, действительно важно и необходимо, но все-таки к понятию "сверхдержавности" никакого отношения не имеет. Это чистая экономика, причем на уровне потребительского рынка, а «сверхдержавие» — понятие глобальное: и политическое, и экономическое, и научное, и культурное, и военное, и историческое, и все сразу вместе и по отдельности. Конечно, уровень жизни населения — признак весьма показательный. Но связан ли он с мощью самого  государства? Нет. Есть много стран, уровень жизни в которых намного превосходит уровень жизни в тех же США или Великобритании. Но страны эти сами признают, что далеко не являются сверхдержавами и не торопятся «выходить в мир» со своими претензиями.
Е.Ч.: — Ну и не надо тогда быть сверхдержавой. Какой смысл? Ведь самое главное, что бы людям жилось хорошо на бытовом уровне. Сам говоришь, для этого не надо быть сверхдержавой, слишком дорого стоят мировые амбиции. У нас огромная страна, куча неосвоенной территории, которую мы сами, без посторонних, вряд ли освоим… Огромное число внутренних проблем, зачем нам еще и мировые… Пусть лучше государство позаботится о своих гражданах, чем о чужих.
А.Б.: — Вопрос ты поднимаешь остро… Но мне есть чем ответить… Хотя многие сейчас об этом перестали задумываться. Почему-то у нас часто говорят о стране, Родине, как о каком-то постороннем существе, которое где-то живет своей жизнью, но еще и должно о нас горемыках обязательно заботиться — платить нам зарплату, давать льготы, защищать, лечить, учить и не мешать ничего не делать, плевать на него, предавать, продавать оптом и в розницу и обвинять во всех тяжких. А ты не думал, что такое страна без ее населения? Это  - просто территория пока еще никем не занятая. А что требовать от территории? Пусть даже самой большой в мире? Страна — это люди, которые населяют данную им от века территорию, работают на ней, благоустраивают ее, берегут и защищают.  И, исходя из этого, никто кроме населения страны о самом населении страны не позаботится…
Е.Ч.: — Похоже на правду… Но у нас этого почти никто не понимает…
А.Б.: — Говорить так — это значит подвергать сомнению само существование России, как государства. В любой стране есть определенная часть людей, которым все равно как жить, где жить — лишь бы жить было достаточно комфортно. Им лично, а не вообще…
Е.Ч.: — А что в этом плохого, если люди просто хотят хорошо жить?
А.Б.: — Плохого ничего нет, но только на первый взгляд, да и речь сейчас немного не об этом. Тут важно знать, хороша ли такая позиция для окружающих, а значит для страны. Ведь, как сказал кто-то из великих — общество, лишенное взаимной ответственности (то есть, когда каждый сам за себя, и только Бог за всех), не имеет смысла и обречено на гибель.
Е.Ч.: — По-моему, мы и есть такое общество…
А.Б.: — Нет, ты ошибаешься, просто в нашем обществе перестали «убирать в тень» тех людей, кто публично высказывает такую антиобщественную точку зрения, и все — сразу создалось впечатление, что так думает каждый.  Хотя на самом деле — работают заводы, летают самолеты, стартуют ракеты, строятся дома, учатся в школах дети…
Е.Ч.: — …утекают за рубеж деньги, разворовываются природные ресурсы, вымирают села, дезертируют солдаты, тонут подводные лодки… Сверхдержавность ли это?
А.Б.: — По большому счету, и то, что я сказал, и то, что высказал ты, как ни парадоксально, и есть доказательства нашей сверхдержавности…
Е.Ч.: — Ой ли?! По-моему, это доказательства бесхозяйственности и несостоятельности…
А.Б.: — Ты опять путаешь обсуждаемую нами сверхдержавность с вопросами нынешней внутренней экономической ситуации. Будь Россия «обычной», «рядовой» страной, она бы давно рухнула от того, что творит с ней часть ее же населения. Слава Богу, от развала и хаоса нас оберегает взращенная на поте и крови предков наша собственная Великая мировая держава. Все дело в том, что если страна не сверхдержава — она автоматически попадает под определяющее влияние той сверхдержавы, которой интересно с ней в данный момент возиться. Нужно стране-«хозяйке», что бы вы жили хорошо — вы живете хорошо, не нужно — живете плохо, до тех пор пока кто-нибудь другой не «подберет». Но сами вы уже ничего не решаете… Если вы «при хозяине», извольте «прогибаться» — кого надо осуждать, с кем надо воевать, кому надо помогать и так далее. Согласись, у России никогда не было страны-«хозяйки», даже сейчас видно, что нам никто не указ… по большому счету… а по мелочам — не считается.
Далее хочу сказать, что сверхдержава — это не только мощное в экономическом и военном смысле государство с мировыми интересами, это еще и страна, повороты истории которой были судьбоносны для истории всего мира, мыслители которой являются «властителями дум» для всего человечества, культура и искусство которой является фундаментальной и определяющей частью мирового искусства и мировой культуры. Сверхдержава не столько пользуется плодами мировой цивилизации, сколько сама создает эти плоды. В конце концов, сверхдержава должна быть настолько богата ресурсами и независима, что могла бы позволить себе, без особой потери в уровне жизни населения, жить «отдельно от всех». То есть сверхдержава может произвести для себя любой товар, известный сейчас миру, от ложки до космической станции, и изобрести новый, если того захочет. И, наконец, сверхдержава должна быть способна воспитать «из своих» любого специалиста, который ей необходим, не пользуясь постоянно чужими кадрами. Очевидно, что Россия удовлетворяет всем этим требованиям, то есть является Великой мировой державой…
Е.Ч.: — Что ж, не смею возражать — нам от предков действительно досталась великая страна, может и величайшая в мире… Но то, как мы живем сейчас, порождает вопрос — по Сеньке ли шапка, не велика ли нам Россия?
А.Б.: — Может пока и велика, но мы растем и обязательно вырастем так, чтобы Россия нам стала по фигуре…

Спор записал и литературно обработал А. Лесь