Учитель старославянского языка

Евгений Сипков
    Отдыхая в Мацесте у моего дяди Толи, я любил посидеть с ним вечером на террасе,  и он, под стаканчик домашнего вина рассказывал истории из своей жизни…
  - А ты знаешь, как я попал на Кавказ? - наливая вино в стаканы, начал свой рассказ Анатолий...
  Когда я закончил исторический факультет Харьковского университета, - смакуя вино, продолжал он, - послали меня по распределению в Казахстан, в какой-то аул, работать учителем истории.
  Завхоз – невысокий, пожилой казах, показал мне моё жилище. Это была, недалеко от школы,  глинобитная хата, – один стул, тумбочка да ржавая кровать, вот и все пожитки. Посмотрев на меня, он сказал почти без акцента:
- Придёшь ко мне на склад, – я выдам тебе  матрац, подушку, одеяло и две  простыни. Это пока на первое время, а к зиме – что-нибудь получше подыщем. 
   Меня такая тоска взяла – кругом пустыня, с водой туго, ни умыться, ни побриться, а чтобы душ принять, об этом  и речи быть не может.
   Я почти пять лет жил в общежитии, и привык к спартанским условиям, но там,  хотя бы, была холодная вода, а здесь – полный «капец».
    Делать нечего. Устраиваюсь, готовлюсь к началу учебного года, а сам думаю: «Как бы мне улизнуть, да так, чтобы всё было по согласию?»
   Начался учебный год. Познакомился я учителями, их было не много – человек шесть вместе с директором, и все ведут по два или три предмета.
И мне тоже предложили…               
   Директор, Иван Иваныч Петухов, вызывает меня как-то  и  говорит:
- Анатолий, история – это, конечно, хорошо, но как ты               
будешь им рассказывать о события и датах, если они толком русского языка не знают? Поэтому надо бы вести ещё и русский язык.
- Ну, русский, допустим, с грехом пополам я знаю. А, как я буду литературу преподавать?               
  А Иван Иванович  парирует:
-А она им и нафиг не нужна. Я вот не знаю, и ничего, целый директор.
 Делать нечего – согласился…               
    Прошло недели полторы, приходит ко мне в выходной наш единственный мужчина – учитель   химии, и приносит  колбу,  на которой было написано С2Н5ОН, и говорит:
- Я с дружеским визитом, чтобы познакомиться поближе, меня зовут Николай.
 Я спрашиваю:
- Это что, спирт?
  А он, подняв вверх палец, видно пока шёл, пригубил немного,  говорит:
 - Бери выше, химреактив,   чистый,  как слеза девственницы – ректификат.
- Нет,- сопротивляюсь, - давай разбавим!
Он согласился:
- Давай!
    Взял я бутылку, налил половину воды и половину спирта, пошла реакция, даже стекло немного нагрелось. Мы тем временем закусочки нарезали – сыр,  помидоры,  перец, дыньку.     Налив в стаканы, выпили…
- Неправильно ты градус сделал, - сказал химик, - вот Менделеев, когда водку изобрёл, то написал, что она должна быть сорок градусов.
    И опять наливает.
Выпили, а я говорю:
 - Это  миф,  ничего  такого  Менделеев  не писал, и  водку  не изобретал.
А он за своё:
- Изобретал и всё тут!
  - А я-то точно знаю,- не унимаюсь, - потому что даже реферат на эту тему писал, - и продолжаю, - тридцать первого января тысяча восемьсот  шестьдесят  пятого года в Санкт-Петербурге известный ученый Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию: "О соединении спирта с водою", а водку сорокоградусную – тогдашнее правительство придумало для удобства подсчета объёмов произведенного напитка.  А первая водка, которая называлась «Московская особая», поступила в продажу в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году.
   Он, как услышал, рот открыл и даже протрезвел немного.               
- Вот голова, - говорит,- академик, с такими знаниями, энцо…, энцоклап…,- так и не выговоривши до конца, продолжал,- такой учёный и должен погибать в пустыне. Сослали тебя,  Анатолич, как Шевченко, ну прямо как крепостного, это ж, за какие такие грехи? - пустил слезу химик.
   Разлили мы остатки реактива в стаканы, выпили за Менделеева и за Шевченко…
   Николай  предлагает:
- Анатоличь, я знаю, что делать. Ты, так работай, чтобы они тебя сами уволили или перевели, куда-нибудь, уж лучше к медведям на север, чем здесь!
    На этой «мажорной» ноте мы и закончили наше застолье, и преподаватель химии пошёл в соседнюю хату.
    Наутро просыпаюсь, голова, как переспелый   арбуз, но на занятия надо идти…               
    Выпил воды,  вспомнив вчерашний разговор, подумал: « Чтобы такого намутить?»
   Думал-думал и решил: «Шевченко в ссылке тут был и даже вирши писал, а я чем хуже?»
   И то ли от воды, то ли от мыслей, в голове у меня опять веселье вчерашнее проснулось.
 Захожу в класс и говорю:
- Здоровэньки булы!
   В классе все  ученики-казахи. Они  на меня посмотрев, так, как мне показалось, удивились, что у них глаза из узких щёлочек в «пятаки» превратились.
   А я продолжаю:
- Хлопцы! С этого дня будем учить старославянский язык.
   А им, что славянский, что русский – разница небольшая.   
Тогда я беру полотенце и говорю:
- Ось, хлопцы, цэ рушнык, запамьятайтэ, а цэ, - и показывая на рядом стоящий кувшин, продолжаю, - глэчык.
   Так целый урок и проговорил на украинском языке… 
  На последующих уроках, я показывая разные  предметы на картинках в учебниках,  продолжал:               
- Цэ – рушныця, а цэ – стэля та пидлога, а цэ - чёбит та панчёха.               
   Ученики у меня старательные, запоминали быстро старославянские слова и даже начали «розмовляты на ридний мови».
   Да я и сам втянулся. Вспомнил Украину, родной  Харьков,  прихожу в класс, слышу родную речь,  и ностальгия не так мучает…               
    Прошло почти полгода, заканчивается четвёртая четверть,  и тут из райцентра приехала комиссия из ГорОНО.
   Когда они пришли на занятия, и услышали, на каком языке  балакалы хлопцы-казахи, то сами чуть не лишились дара речи, благо, среди них был один хохол, который всё понял…
  Вызывают меня к директору, и давай ругать.
А я «дурака включил» и спрашиваю:
- Меня направляли как учителя истории?
 Они отвечают:
-Да!
- К этому предмету есть претензии?
   Они говорят:
- Нет!
-Так, в чём же справа?- спрашиваю, - значит, я ничёго не нарушыв.  А русский, чи украинськый  – я  и сам в ных плутаюсь!
   Посмотрели на меня члены комиссии, а крыть нечем…
И перевели, от греха подальше - в Абхазию.