Любви загадочные нити

Ирина Никифорова-Захарова
               

       О! Опять на «пороге»  8 Марта - Женский день! А что главное в жизни женщины? Любовь!  Наверное, поэтому вспомнилась мне одна история, которую я давно хотела записать, потому как, помнится, в юности произвела она на меня большое впечатление. Но потом забыла про неё, а тут на днях прочла, как сочеталась браком  «пара», которая сорок лет не виделась, и давняя история тут как тут!

         Итак…

     … В году оном, каком-то восьмидесятом, переехала наша семья в новый дом на Синюшиной горе ( кому интересны подробности, почему и как, тот может найти их в повести «Юность «сэсэсэрки»).

        Дом этот был девятиэтажным и длинным до ужаса. Он не был просто «коробкой», а напоминал скорее букву «Ш».  Мы жили, помниться в квартире под номером 636, а сколько вообще квартир в доме  было ( и есть), я  не знаю. Да и зачем? Тем более, что давно уже в этом доме не живу.

      Квартиру, помнится,  нам дали большую, целых четыре комнаты, поскольку до переезда семья у нас состояла из семи человек.  Но… уже через год умерла бабушка, сводный брат решил  перебраться в Новосибирск -  к своей бабушке. Из этого дома на окраине города «мотаться» на учебу было не очень удобно, а в местную школу он переходить не хотел.

       Мы с сестрой уже школу окончили. Она ездила учиться  на электричке в медицинское училище ВСЖД, а я училась заочно в Университете и работала в Академгородке. Поэтому уезжали мы из дома ранним утром, а возвращались поздним вечером, а иногда и у подруг ночевать оставались. Отчим наш тоже весь день был в «бегах», потому дома, в основном, обреталась весь день мама и наша младшая сестра Анечка, которой было года два.

       Понятно, что маме было скучно-грустно порою, и она подолгу гуляла с малышкой во дворе. Однажды она пошла с ней в магазин мимо соседнего двора и вдруг…. увидела там свою знакомую, которая  «выгуливала» трехлетнего внука. Вот это была встреча!

      …Анна Николаевна (которая окликнула её) тоже была из  Копьево (!)  - небольшого поселка в Хакасии, где собственно моя мама и выросла. Мамы моей она была старше намного. Было ей уже около семидесяти лет. Мама знала её, как говориться « в лицо».  А кто бы не знал, если учесть, что была она в Копьево не кем-нибудь, а женой директора, если можно так выразиться «посёлко- образующего» предприятия- огромной автобазы.

      Ну, и Анна Николаевна маму видела и не раз, поскольку мама с подругой пела дуэтом на всех мероприятиях, концертах, и вообще была «звездой» поселкового масштаба, а возможно и районного.

     Когда они узнали друг друга, выяснили, что живут в одном доме - то радости не было предела. Как будто давние родственники встретились. И это понятно! Вот так судьба порою неожиданно сводит людей!
 
      Маме сразу стало веселее. Они и гуляли теперь вместе, и Анна Николаевна стала у нас частым гостем - приятная, невысокая, довольно энергичная бабушка, да еще и умелица на «все руки».

      Она приходила то с пирогом, то с печеньем собственного изготовления, то с домашними заготовками, и я (если была дома) любила посидеть с ней и мамой за столом и послушать разные истории из прошлой жизни Анны Николаевны.

...-  Муженек- то у меня был «крутого нрава». Многие мне завидовали, а что они о моей жизни знали?- сказала  она как-то.

- Помню, бабушка о нем рассказывала, о вашем муже, - «встряла» я.- Все его на работе боялись.  Она даже полтора года до пенсии не доработала, так он её «достал». Часто его вспоминала…

- Думаю, не она одна,- вздохнула Анна Николаевна.- На работе крут, а дома… . Одно слово- «командир». Всё чтоб по его было, «шагу без него сделать» не моги.- Она помолчала.- А чего я за него замуж вышла? Ведь вдовец, двое детей… характер какой…. Все «шептались» помню долго, сплетничали, что позарилась , что он- начальник, деньги водятся, дом вон какой отгрохал…. Да только мне на всё это «тьфу» было,- она задумалась, затеребила оборку кофты.- У меня же любовь была! Да какая! «Надышаться» не могла на Павлушу своего. А мать уперлась: « Вам по семнадцать всего! Кто он такой? Вам еще учиться надо…».  А  какая учеба? Я бы за ним на край света…! Он ехать учиться собрался,  а я решила: «Сбегу с ним». Но мать, как что почувствовала. Говорит мне как-то: « Сбежишь, опозоришь, руки на себя наложу, так и знай!» Ну и куда я?... Осталась в поселке…

         Анна Николаевна долго молчала. Молчала и моя мама, вспоминая своё.

- А потом, как у тебя Люся и вышло…,- продолжила она, зная мамину «историю».- Писал, писал, а потом умолк… ,а потом… пришло письмо всё- таки:

 « Женился, мол, я,  так уж получилось, прости меня, дурака, да живи счастливо…».

      Три дня ревела! А чего дальше делать? Работать надо, матери помогать. Устроилась на автобазу, тут меня Давыдов и приметил. Давай ухаживать,- она усмехнулась.- То подвезет до дома, то подарок какой сунет! Я сначала  даже и думать не могла, что у него намерения серьезные… вдовый, с детишками. Мне всего 18. Какая из меня мать чужим детям? А он прицепился, прям, как «репей». И мать моя давай опять свою «линию гнуть»:

 - И чего? Где любовь- то  твоя? То- то!... А тут сурьезный человек,  сватать тебя приходил. Будешь жить, как у «Христа за пазухой». Чего ребятишки? Не грудные уже, где я подмогну…

     - Ай! Махнула я рукой! Судьба, видать, такая! Ну и вышла! Ребятишки, правда, хорошие оказались, как-то даже «отогрелась» возле них. Потом своих двоих родила…. Приноровилась к мужнину характеру, иной раз, правда, не выдерживала, как совсем надоест-  об пол грохну тарелку какую… Ох и не любил он этого! Орать- орал, но никогда пальцем не тронул. Уважение имел всё- таки!

        …После обеда она уходит, а мы с мамой всё сидим за столом…

- Надо же! – говорит мама.- А ей ведь бабы деревенские все завидовали! Из себя невидная, а чем-то «зацепила» Давыдова. Ведь и других много девушек работало на автобазе, да и многие незамужние к нему «подъезжали». Нет, на Анне Николаевне женился…. А маме- то он точно нервов попортил. Как домой придет : « Давыдов орал… Давыдов то… Давыдов сё…. Папа уже не выдержал: «Уходи ты с этого склада! Прокормимся!» Она и ушла, а потом пенсию маленькую получала….

- А как Анна Николаевна в Иркутске-то оказалась?

- Говорит, что когда  Давыдов умер, дети у них уже взрослые были, учились кто где. Разъехались, она одна жить не захотела.  К ней еще свататься взялись, а она, видимо, «нажилась досыта». Всем «от ворот поворот». А тут самая младшая, любимая её дочь распределение в Иркутск получила, замуж вышла, родила двоих. Вот она и решила к ней перебраться. Дом продала дорого, дочери квартиру дали, она им всё обставила. Зять хороший, спокойный, у неё своя комната. Всё правильно сделала.Да только жаловалась как-то, что скучно... . Дочь с зятем то на работе, то в город "парочкой"  в театр-кино, а она с ребятишками, да "ящиком", поговорить не с кем...

- Наверное,- говорю я.- А вечной любви-то, мама, видимо нет. Ты тоже в молодости любила, а  он учиться уехал и «адью» , женился на какой-то «козе», Анна Николаевна тоже любила, и её «пробросили»…

- Ну, что за выражения?- возмущается мама.- Вот влюбишься, узнаешь, есть любовь или нет…

- А зачем влюбляться?- перечу я.- «Ля мур», а он потом женится на  другой, а ты всю жизнь страдай!... Больно надо!  А мать – то какая была! «Руки наложу!» Прямой шантаж!

- Нравы такие были! Нас в строгости воспитывали…. А в любви по-разному бывает,- вздыхает мама.

- Да ну её, любовь эту - морока одна! Ладно,  Анечке спать пора, а я к Лариске поехала,- говорю я.- Но история интересная!

        На этой «ноте», помнится,  мы завершили философский диспут о любви и верности.

     …Однажды Анна Николаевна пришла крайне взволнованная. Она  о чем-то долго « шепталась» с мамой в кухне,  потом ушла домой.


- Что за секреты?- спросила я.

- Представь, ей пришло письмо от того мальчика, с которым в молодости дружила. Ну, сейчас, понятно, он совсем уже не мальчик, а дедушка. Представь, нашел её адрес через копьевского друга. И написал… через столько лет!

-И что пишет?

- Про судьбу свою, что мол, жизнь его за предательство наказала. Сначала вроде неплохо всё устроилось, живет у Азовского моря. Дети выросли. Но несколько лет назад у женой началось  помешательство,  он за ней  ухаживал. Намучился. Год назад она умерла. Пишет, что часто её, Анну, вспоминал, а потом решил : «Дай адрес узнаю». Ну вот - узнал и написал. Интересно ему, как её жизнь сложилась…
 
-Смотри-ка,- удивляюсь я.- «Интересно девки пляшут…». Вспомнил через…пятьдесят лет почти! Она уже умереть сто раз могла. И что она?

- Взволновалась, вот советовалась - ответить или нет, не ворошить прошлое…

- Напишет!- почему-то сказала я уверенно.- Чего не написать? Смотри-ка, «не ржавеет старая любовь-то"….

- Да какая уж любовь, столько лет прошло, но я бы тоже узнать хотела, как мой друг свою жизнь прожил, да только ни у кого из знакомых его адреса нет…

-Написала бы?- ехидно спрашиваю я.

-А чего такого!- возмущается мама.

         …На какое-то время, занятая своими делами, я потеряла Анну Николаевну из виду, но мама как-то сказала, что они с бывшим другом регулярно переписываются.

        Была весна. Я приехала домой раньше обычного и  увидела Анну Николаевну, которая « гоняла с мамой чаи».

- Здрасьте, как Ваши дела?- поинтересовалась я у неё.

- Да вот, рассказываю твоей маме...,- ответила она смущенно.- Тут такое дело…друг мой просится в гости приехать. А я не знаю, надо ли, и как дочери с зятем это объяснить. И потом… столько лет прошло, не узнаем ведь друг друга…

- Надо фотографиями обменяться обязательно,- сказала мама.

- Да боязно, как увидит, какая я стала - так еще передумает приезжать,- невесело засмеялась Анна Николаевна.-  Дружили ведь…  по 17 лет нам было!  Вот что печально, в душе-то мне вроде как и немного лет, а как в зеркало гляну…

- А может, это вы не захотите его приглашать, - засмеялась я.- Вдруг он старый, лысый, страшный….

- Точно, прежде, чем приглашать, пошлю ему своё фото, и напишу, чтобы  он прислал,- решила Анна Николаевна.

     Через пару недель Анна Николаевна зашла к нам вечером. Вновь о чем-то "пошепталась" с мамой на кухне и быстро ретировалась.

- Опять секреты?- посмеялась я.- Нет, ну надо же, у Анны Николаевны в семьдесят лет такие "страсти кипят", а у меня ни одного" кавалера"...

- Да уж,- сказала мама.- Большой "оригинал"...друг- то у неё...,- она засмеялась,- фото прислал "армейское"...там ему лет двадцать...
 
- Дела...

- А она призналась, что тоже с фото" схитрила"! Послала ему фото десятилетней давности, где она "при всем параде". Но самое веселое, что билеты он уже взял! Она мечется: Встречать- не встречать...". Я ей, сказала, что не стоит, наверное, на вокзал ехать. Не узнают ведь друг друга. Адрес у него есть, сам доберется, не маленький...

     Видимо, Анна Николаевна к совету прислушалась, потому как через полмесяца

 «старинный друг» «нарисовался" собственной персоной у её дверей.  Дочь и зять Анны Николаевны были, конечно, несколько удивлены, что у бабушки «ухажер», но встретили и приняли его вполне гостеприимно.

      Как интересно было бы взглянуть на эту встречу! Но, увы...
    
    

     Помолодевшая и сменившая прическу Анна Николаевна познакомила своего "друга" и с моей мамой. Но и при этой встрече меня, как назло, не было дома.

     Позже мама сказала мне, что Павел этот - вполне приятный старичок, бодрый и не лысый. И культурный такой. И видно, что встрече рад ужасно. Анна Николаевна его по городу покатала, показала местные достопримечательности. Погостил он дня три, а потом и говорит (это я со слов мамы, с которой Анна Николаевна всеми секретами делилась):

- Поехали, Аня, ко мне погостить! А чего мы будем «резину тянуть»? Сколько нам еще осталось? У моря отдохнешь, посмотришь, что и как. А потом и решишь- останешься у меня или вернешься…

        И что вы думаете? Купила Анна Николаевна билет, да и укатила к нему в гости, чем совершенно озадачила свою семью, которой быстро пришлось младшего сына в детский сад устраивать.

        Вернулась она через месяц и объявила всем, что уезжает к своему Павлику.
 « Квартира у него хорошая, гуляем у моря, дети его очень рады, что отец не один. А, главное, уживаемся  мирно, не спорим, характер у него «золотой»».
      
        Вот и весь сказ!

       Собрала кое-что из вещей, кое-что отправила почтой, да и распрощалась с Иркутском навсегда!
 
        ...Маме она еще долго писала, что «всё у нас хорошо, и климат отличный. Дочь и внуки в гости приезжали, и хоть скучает о них, но все-таки у них своя жизнь, а у неё своя, чему она рада».

        Вот такая история! Не сказка, а самая что ни на есть - правда!

       Недаром гласит древняя китайская пословица:
     «Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на время, место и обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвётся!»

        ...А что было дальше? Увы, мы тоже переехали, и мама потеряла адрес.И более ничего о жизни Анны Николаевны мы не узнали.

        Но знаете, я почему-то уверена, что жили они , возможно, и не так долго, как хотелось бы им и мне, но дружно и счастливо, и ходили к морю и вспоминали прошлое, и радовались каждому дню, который провели вместе!

         Так что, дамы дорогие (одиноких имею ввиду) никогда не отчаивайтесь! ВСЁ ЕЩЕ МОЖЕТ БЫТЬ!