Продолжаем обсуждать грядущую роботизацию автомобильного движения. Тем более что население уже готово к этому и ждет беспилотных такси со дня на день. А они не едут. Вместо этого слышны победные сообщения компании Google и других знаменитостей о новых успехах на пути всеобщей роботизации автомобилей.
Вот, кстати, забавная история на тему машин-роботов – «Сказка для айфона. Веселая прогулка» http://www.proza.ru/2017/07/17/961.
Почему процесс затормозился?
На пути массовой роботизации есть три преграды. Самая серьезная – снижение надежности технических систем при увеличении их сложности. Вторая – ресурсная. Третья причина – экономическая.
Автомобиль – не слишком сложная система, он может работать под управлением робота. Что уже и продемонстрировано многократно. И вот ездил же луноход почти год без обслуживания. И работают же автопилоты в самолетах, и бортовая аппаратура на космических спутниках. Где же роботы-такси?
Рассмотрим надежность не отдельного автомобиля, а совокупности сотен тысяч машин на улицах города. Представим: они двигаются без водителей, ориентируются по навигатору, им отдает команды роботизированная система управления уличным движением. В реальную систему включены пешеходы, выскакивающие на дороги, животные, выбегающие из леса. А еще система спутниковой связи, которая периодически сходит с ума. И вот мы получаем ту самую сложную систему, в которой, по теории надежности , вероятность всеобщей исправности почти нулевая.
Ну да, эта вероятность и сейчас нулевая. В большом городе все время происходят большие и малые ДТП. И доводом в пользу роботизации служит именно это: много машин, высокие скорости, много аврий! Люди гибнут! Выход – роботизация! Долой человеческий фактор!
С точки зрения теории надежности, выход вовсе не в роботизации, а в уменьшении числа машин и снижении их скорости.
Но если все-таки автомобильное движение роботизировать?
Оценим надежность машины-робота. Как это сделать при суровом молчании производителей о ресурсе их изделий, наработке на отказ? Например, попробуйте найти статистику отказов электронного зажигания. Ее нет, но водители на форумах хвалят эту систему и советуют иметь при себе запасную. На всякий случай.
Мы поступим просто. Есть автомобиль, у него есть вероятность отказа во время движения. Увы, это так.
Мы дополняем автомобиль роботом. Сложность робота со всеми его датчиками и исполнительными механизмами превышает сложность автомобиля. В соответствии с теорией надежности, автомобиль-робот имеет больше шансов поломки во время движения, чем просто автомобиль.
При массовой роботизации придется мириться с массовыми авариями из-за сбоев спутниковой связи.
Какой гарантийный срок назначить автомобилю-роботу? Наверное, придется назначать срок меньший, чем простому автомобилю с ручным управлением.
Какой ресурс будет у автомобиля-робота? Он тоже будет меньше, чем у простой машины. При том, что цена в разы выше.
Есть еще один важный аспект, относящийся именно к автомобилю-роботу. О нем в другой раз: http://www.proza.ru/2019/02/28/660
Обсудить тему можно в ЖЖ https://blondinka-comp.livejournal.com/