Перевод рассказа Маргарет Деранц - СУП

Маргарет Асланян
 

Был прохладный день.
В Калифорнии нет точного перехода времен года. Дерево пока еще украшают осенние спелые апельсины, а на ветках уже раскрываются весенние почки, порождая белые цветы.
Ануш, которой уже под пятьдесят, именно как это дерево: с одной стороны, она несет груз утрат, с другой – мечтает о браке. Это блаженное желание подобно белому цветку.
Солнце игриво улыбалось, то прячась за облаками, то плывя туда, где дымка мглы уже рассеялась, а моросящий дождь сладко беседовал, рассказывая о будущем женихе. Она встречала его несколько раз во время общественных сборов. Хотя свекровь искала для своего сына – известного в округе врача, невесту из влиятельной семьи, с кровом и щедрым приданым, образованную и молодую, но дождь предвещал все иначе.
Дождь – один из значительных небесных символов. Его монотонная песня уверяла, что именно Ануш станет женой врача, несмотря на то, что она была сиротой, не было у нее богатств, образования, молодость увядала, и в добавок ко всему - она была безработной.
 Одинокая богатая бабушка, проявив милосердие, уделила ей гараж своего шикарного особняка, где хранились ненужные вещи старушки: допотопный гардероб незапамятных времен, всякое старье и барахло, что стесняло и без того узкое, тесное это помещение.
Верующие сестры подарили ей маленький холодильник, стол и единственный шкаф стояли у стены. Не было ничуточки простора. Водопровод находился на противоположной стороне особняка, в прачечной.
Она всегда предупреждала духовных сестер, которые к ней заходили очень редко, заранее сходить в туалет, так как она была лишена даже этого простейшего предмета.
Она посещала фитнес клуб, но не для того, чтобы тренироваться, а купаться. У нее не было даже газовой плиты, она питалась фруктами и зеленью, чувствуя себя абсолютно счастливой, так как подруга нутрициолог* внушила ей, что в жизни самое главное - соблюдать правильное питание.
До двенадцати часов она воздержалась. Зелень собрала с утра, бережно помыла, разрезала. Она с удовольствием поела салат, вдохнула аромат цветущего апельсинового дерева и задумалась:
«Все что создал Бог – совершенно. Если тебя утолила жажда, набери плодов, выжми их сок и насладись. Если ты голоден, собери крапиву, что растет в саду, шпинат и базилик. Смешай все это добро, выдави мякоть лимона, добавь соль и подсолнечное масло, вкуси все это и будь благодарен Господу».
Год назад услышав, что жених встречается с какой-то врачихой, она опечалилась. Женщина начала искренне молиться, умоляя, чтоб никому не выпала доля на счастье, предначертанное именно для нее. Влюбленная пара рассталась по каким-то неизвестным причинам. Чтобы преодолеть стресс и подавляющее чувство одиночества, возлюбленный завел трех овчарок.
 
Прошло время и Ануш начала толковать свои молитвы иначе:
«Они все равно бы расстались, - успокаивала себя женщина, - так как Всевышний не человек, который бы увильнул от своего слова. А мне надо ждать, потому что у меня было видение, и я не сомневаюсь, что стану женой своего возлюбленного. Но пока еще не вступив в брак, я уже столкнулась с хлопотами, ведь нелегко содержать трех овчарок, кто иной, как не я, должен за ними ухаживать после свадьбы».
Она регулярно посещала разные церкви. Все знали о ее видении. Многие верующие женщины жалели ее, пытаясь как-то исправить ситуацию, именно поэтому они присматривали для нее жениха, так как не хотели, чтобы сестра Ануш бесконечно страдала и годами жила пустыми надеждами. Они говорили ей, что это видение не от Бога, что очень часто Зло скрывается под тенью Света и настигает христиан, коварно обманывая их. Все силы сестер были напрасны. Ануш не только отказывалась встречаться с подходящими ей женихами, но и прекращала посещать те церкви, где ее видение ставили под сомнение.
По привычке, прочитав несколько страниц из Библии, она уснула, с легкостью на душе. Когда проснулась, было прохладно. По телу прошлась дрожь. Ануш вышла на улицу. Зашла в Starbucks, тишком осмотрелась. Она знала, что продавцы знают ее и причину ее прихода. Женщина незаметно проскользнула в туалет. Когда вышла оттуда, знакомая ей улица показалась совсем другой. Холодный ветер сулил в безумном круговороте. Непонятная грусть настигла ее сердце. Внезапно Ануш захотелось тарелку теплого супа. Желание было настолько жгучим, что она искренне промолвила:
«Господи, дай мне, пожалуйста, тарелку супа».
Ануш не имела автомобиля, а то бы поехала в столовую Paradise, которая находилась очень далеко. Там всегда продавали горячие супы. Ноги повели ее в другую незнакомую столовую. Люди, которые стояли в очереди, почему-то очень странно стали разглядывать ее. Однако, причина была в том, что воздержание и молитвы придали ее лицу лучезарность, непривычное сияние.
- Я сейчас нагрею Ваш суп в микроволновке, – любезно сказала продавщица, обращаясь к Ануш, - скоро будет готово. 
На ее лице появилось некое не довольствие: пища приготовленная или нагретая в микроволновке может нанести серьезный вред здоровью.
К ней подошла женщина, с приятной внешностью.
- Вас зовут Ануш, не так ли? Вы не помните меня? Примерно пять лет назад Вы с моей дочерью пришли к нам домой, вы были коллегами. Вот как раз недавно я приготовила суп, если желаете я угощу Вас, моя дочь очень обрадуется, увидев Вас. Я живу не далеко. Выпьем чай, потом я Вас провожу домой. 
 
Ануш не могла вспомнить не женщину, не ее дом, не дочь, но последовала за ней, проявляя некое доверие, потому что мысли о супе увеличивали ее желание.
 
«А где живет эта женщина, – думала она,- а если вдруг далеко, то как я потом дойду домой…».
Они сели в машину. Незнакомая женщина положила на ее колени что-то очень тепленькое и приятное. Ануш заглянула в пакет и замерла. Из двух одноразовых контейнеров дурманил свежий аромат. Она подняла крышечки. В одном был суп из пахты, покрытым желтым слоем Turmeric-и, в другом овощной, без мяса и картофеля, как приготовила бы она сама.
Они ехали по шоссе.
- Вы очень добры, - начала разговор Ануш, - но я бы не желала беспокоить вас в такой час. Я приду к вам в гости как-нибудь в другой раз, а сейчас, если Вам не трудно, отвезите, пожалуйста, меня домой. Я живу очень близко, всего несколько минут понадобится, чтобы доехать до моего дома.
- Ценю Вашу скромность, - ответила женщина, улыбаясь Ануш,- но Вы вовсе не потревожите меня, если зайдете в гости. Вы правда хотите, чтоб я отвезла Вас домой?
- Да. Так будет лучше. Ваши супы дурманят своим ароматом. Вы уже так много сделали для меня!
- Ну хорошо, - вновь улыбаясь согласилась женщина, - на здоровье! 
Машина поменяла направление, повернув в право.
«Вокруг меня тысячи людей и водителей на этой ветреной улице, - думала Ануш, - но только у меня есть эти супы…».
Женщина подвезла ее домой. Потом объяснила, что супы приготовила для своей кузины, которая заболела и лежала в температуре, но кузина позвонила ей в этот момент, когда они были в столовой, и сообщила, что ей уже лучше и нет нужды приезжать к ней.
Ануш поднималась по лестнице, бережно держа в руках контейнеры с теплыми супами. Она поднималась так легко, так воздушно, словно ангелы несли ее на своих крыльях. Небо окутало переднюю гору, окружив ее заботой облаков. Порхающая по лесенкам женщина представила, что ее возлюбленный обнимет ее точно так же, и каким прекрасным будет счастье в этом объятии! Она вдруг увидела свое будущее в согревающем свете. Послышался звон церковных колоколов и легкий цветочный бриз всколыхнул фату невесты. Звучал Марш Мендельсона, а они – прекрасная невеста в белом и жених врач, направлялись к алтарю.

*

Примечание
 
*Нутрициолог – это специалист молодой и развивающейся науки о грамотном питании нутрициологии (от лат. «nutricium» - питание), которая занимается всем, что с пищей связано. Специалисты в этой области рассматривают: компоненты, элементы и вещества, содержащиеся в еде; способы приготовления различных продуктов; время приема пищи; действие определенных ингредиентов на организм людей; способы предотвращения болезней, которые вызваны потреблением некоторых продуктов


Перевод с армянского Маргарет Асланян