Цифровизация по-лугански

Геннадий Досужий
         Общеизвестно, что Президентом и Правительством РФ взят курс на первостепенное развитие IT-технологий, полагая, что внедрение цифровых технологий позволит сделать значительный рывок в развитии всех отраслей хозяйства. Об этом сегодня говорили на семинаре, устроенном председателем правления Сбербанка Грефом. Вице-премьер правительства РФ Акимов выразил надежду, что цифровизация станет «убийцей МФЦ (многофункциональных центров)» поскольку любые документы можно будет оформить дистанционно. И не только  - умный дом, умный город, оплата всех видов услуг и многое другое – всё это продукты  информационных технологий…Весь мир переходит на пятое поколение мобильной связи – 5G, но нам хотя бы одно «жо» освоить…
          Как же обстоят дела в этом вопросе в Луганске? Государственный банк ЛНР запустил систему дистанционного обслуживания физических лиц «Клиент – банк». Для регистрации в системе клиенту необходимо иметь платёжную карту Госбанка, мобильный номер телефона оператора «Лугаком» и интернет. За 10 руб. можно осуществить следующие платежи: пополнить мобильный телефон; оплатить коммунальные платежи; оплатить Интернет и другие платежи.
          Для регистрации заходим на сайт Госбанка ЛНР. Заполняем графы «Номер карты» и «Телефон». Следующие графы -  «Контрольный вопрос» и «Ответ на контрольный вопрос» ставит в тупик. Я думаю, что  не все читатели смогут ответить на эти вопросы. Оказывается, в первой графе надо записать «девичья фамилия матери», а во второй, к примеру, «Иванова». В этом вопросе помогла бы подсказка, в виде примера заполнения, но её нет. Чтобы окончательно зарегистрироваться, надо смс-кой получить код подтверждения и ввести его в течение 30 секунд. Иначе надо повторить запрос кода. Выполнив все формальности, входим на сайт, нажимаем на кнопку «Газ», заполняем все графы и доходим до графы «Сумма платежа». Опаньки! Я наивно полагал, что заполнив все графы, в том числе показания счётчика – последние и предыдущие, получу автоматически сумму к оплате и оплачу счёт. Не тут-то было, такой услуги нет! Надо самому считать или обратиться в личный кабинет ГП «Луганскгаз». Подсчёт задолженности не такой сложный, но есть тонкости, которые надо знать. У меня есть льгота, поэтому для определения порядка оплаты за природный газ при наличии льготы я обратился в Луганскгаз по электронной почте. Ответ меня удивил: обращение без подписи приравнивается к анонимке. Пришлось письменно обратиться в Луганскгаз с заявлением. Ответ пришёл где – то недели через две ( всё законно – не более месяца!). Оказывается, «если потребление природного газа по Вашему лицевому счёту в расчётном месяце не превышают объём льготной нормы пользования, - 18,3 м3 (почему именно такая норма и кто её установил – неизвестно), льгота предоставляется на весь объём фактически потребленного в расчётном месяце природного газа, оплата должна производиться по тарифу с 25% льготной скидкой…». Кстати, 1м3 газа стоит 2,79624 руб. – точность до пятого знака после запятой! Всё правильно, но надо самому считать! Решил открыть Личный кабинет  в  Луганскгазе – там тоже нет автоматического расчёта суммы оплаты за газ!  Но зачем тогда оцифрование! Видимо у организации есть лишние люди и лишние  деньги. Надо доработать программу – ведь у поставщиков электроэнергии давно внедрено такое решение: вводишь показания счётчика -  до и после – и высвечивается сумма оплаты с учётом льготы. А формула расчёта суммы оплаты за электроэнергию здесь ещё сложнее! К1 = (Р1 – Р2 х 25%) х К2 + Р3 х К3, где К1 – сумма оплаты, Р1 = 100 квт*ч., Р2 = 75 квт*ч. – льготная субсидия, с которой берут 25% - ную льготную скидку, К2 = 0,732 руб./кВт*ч – тариф за электроэнергию до 100 квт*ч., Р3 – количество кВт*ч сверх Р1, К3 = 1,26 руб./кВт*ч  – тариф за электроэнергию сверх 100 квт*ч.  Здесь тоже непонятна льготная субсидия 75 квт*ч. – кто её придумал и на основании чего?  Хотя мне и самому 79 - й год, но я представляю, как тяжело приходится пожилым людям с такими расчётами! Не легче и подсчёт суммы оплаты за воду и стоки. Посудите сами. К1 =  К2 х (Р1/2 + Р1 /2 х 0,75), где К1 – сумма оплаты, К2 = 23, 306руб/м3 – суммарный тариф за1м3  воды и стоков, Р1 – объём потреблённой воды в м3. Расшифровывается это так. Если в квартире живут 2 человека, то объём потреблённой воды делится на две части и с одной части льготируется 25%; обе части складываются и умножаются на тариф. И, наконец, общий недостаток трёх Личных кабинетов: отсутствует возможность оплаты счетов банковской картой – надо обращаться в WEB banking online Госбанка ЛНР.
         В этом отношении, запущенная Госбанком ЛНР система дистанционного обслуживания физических лиц заслуживает одобрения с учётом доработки в части автоматического подсчёта суммы оплаты за потреблённый продукт. Кроме того, необходимо расширить перечень оплачиваемых услуг. Системой дистанционного обслуживания не охвачены такие организации, как Луганские Домашние Сети (ЛДС) и Луганское Кабельное Телевидение (ЛКТ). Платежи за пользование телевидением и интернетом этих служб приходиться платить через почту, банк и терминалы с комиссионным сбором, что неудобно и накладно.
          И ещё одна неувязка: за пользованием электроэнергией, водой, газом, вывозом ТБО, получением тепла предусматривается льготная скидка, как «Дитя войны», в размере 25%. Но по какому – то недоразумению эта льгота не распространяется на оплату на содержание дома и пользование домофоном – надо законодательно закрепить эту льготу.
           Каждый день, для выяснения вопросов по оплате услуг за пользованием электричеством, газом и водой, сотни людей стоят в очередях перед кабинетами соответствующих служб, задействовано сотни сотрудников. Расширение круга пользователей системы дистанционного обслуживания существенно сократит контингент как тех, так и других. Для этого Госбанку ЛНР необходимо наладить широкую информацию, очную и заочную форму обучения потенциальных пользователей правилам заполнения форм при регистрации и оплате.   
    15 февраля 2019