Голубой Чехов и семья дедушки

Валерий Ермыкин
Человек имеет право выбирать себе ориентацию, главное, чтобы он не навязывал ее другим. Летом 1985 года я ездил с товарищем отдыхать в Сочи. Мы зашли перекусить в небольшое кафе. К нам подсели за стол два рыхлых грузина лет тридцати. Они предложили заплатить за наш обед. Мы отказались. Тогда они предложили поехать с ними: будет много выпивки и закусок, к тому же нам дадут деньги. Мы сказали, что нас интересуют девушки. Они сказали, поехали, выберем любых девушек. Я понял, что они не отстанут от нас, и сказал, что если они «не свалят от нас», то прямо сейчас получат по «жирным наглым мордам». Они поднялись и ушли из кафе. 

Антон Павлович Чехов (1860-1904) - классик мировой литературы. Я с удовольствием читаю его произведения и никогда не задумывался над его личной жизнью. Сейчас зная о его ориентации, мое отношение к его произведениям не изменилось.

Традиционная история напоминает трансформер («transformer» в переводе с английского языка означает «меняющий форму»). Из одних и тех же элементов при разной сборке получаются сильно отличающиеся предметы.

Занимаясь изучением образов членов семьи, связанной родственными узами с Гулевичами, среди образов главы семьи [1880-1947] обнаружил:

«Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр.
Дягилев был гомосексуалом, что являлось серьёзным препятствием в его карьере. Он осознал свою гомосексуальность в раннем возрасте, на протяжении 15 лет состоял в отношениях со своим кузеном Дмитрием Философовым».

«Дмитрий Владимирович Философов (1872-1940) - русский публицист, художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель. В 1920-е гг. один из лидеров антикоммунистической эмиграции и влиятельный политический обозреватель».

«Князь Владимир Петрович Мещерский (1839-1914) - русский писатель и публицист крайне правых взглядов, издатель-редактор журнала (с 1 октября 1887 года - газеты) «Гражданин».
Владимир Сергеевич Соловьёв именовал его «Содома князь и гражданин Гоморры», прозрачные намёки на это появлялись во французских и русских газетах. Любовником князя (по другим данным - незаконным братом) был правительственный агент и авантюрист Иван Манасевич-Мануйлов, затем в связи с Мещерским находился покровительствуемый им журналист Иосиф Колышко. Из полицейского донесения: «Употребляет молодых людей, актеров и юнкеров и за это им протежирует. В числе его любовников называют Аполлонского и Корвин-Круковского. Юнкеров и молодых людей ему сводничают К.Ив. Чехович и Депари. Для определения достойна задниц его жертв, у него заведен биллиард».

Иван Фёдорович Манасевич-Мануйлов (1869 или 1871-1918) - деятель российских спецслужб, журналист, агент охранного отделения, чиновник особых поручений Департамента полиции, надворный советник.
Родился в семье еврея-чиновника, по слухам был внебрачным сыном князя Петра Мещерского, в дальнейшем пользовался покровительством своего предполагаемого брата - влиятельного в правительственных кругах журналиста Владимира Мещерского. Существовало мнение, что разговоры об этом родстве служили ширмой для гомосексуальной связи.
Манасевич-Мануйлов был замешан в различных аферах: он был смещён и уволен в отставку в сентябре 1906 года, при этом избежав уголовного преследования за крупную растрату. Имея связи с распутинским кружком, он в значительной степени способствовал назначениям Б. В. Штюрмера на министерские посты в 1916 году. На посту управляющего канцелярией премьер-министра (с февраля 1916), пользуясь своим положением, он шантажировал банки, требуя взятки. За годы войны Манасевич успел «заработать» 300 тыс. рублей. Был пойман с поличным, когда директор Соединённого банка граф Татищев и министр внутренних дел Хвостов выдали ему взятку помеченными купюрами, причём после его ареста Хвостов стараниями Штюрмера был тотчас же смещён с должности министра. В декабре 1916 года дело Манасевича-Мануйлова, которое уже слушалось в суде с участием присяжных заседателей, по высочайшему повелению было неожиданно и незаконно прекращено министром юстиции Добровольским, что было небывалым случаем в судебной практике того времени».

Двое «голубых» родственников, причем один, судя по второй паре образов, старше на 30 лет другого. 

Было два брата [1880-1947] и [1881-1916]. Даты их жизни коррелируют друг с другом, поэтому «голубизна с образа младшего брата перешла на образ старшего брата».

«Голубой» [1881-1916] имеет более известный образ:
«Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900) - англо-ирландский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма».
Я с удовольствием перечитываю его комедию «Идеальный муж» и смотрю фильм, снятый по его сюжету в исполнении замечательных советских актеров.

У старшего брата [1821-1891] Л.Н. Толстого (1828-1910) [1825-1910] образ: «Павел Дмитриевич Дягилев (1808-1883)». Интерес вызывают три его сына:

Михаил (1844-1877) [1852-1904], во время обучения в столице наделал карточных долгов и скрылся от кредиторов в Средней Азии, откуда вернулся умирать в Пермь «израненным и больным»; женат на Зинаиде Алексеевне Арсеньевой.

Павел (1848-1914) [1850-1916], генерал-лейтенант, отец С. П. Дягилева.

Николай (Кокушка; 1851-1897) [1853-1906], женат на Надежде Эдуардовне Фохт.

На образ «старшего голубого» перенесли растрату денег.
Он имеет и другие образы: Чехов А.П. (1860-1904) и
Михаил Петрович Арцыбашев (1878-1927) - русский писатель, драматург, публицист. Особый успех, скандальную известность и полемику вызвал роман «Санин» (1907), напечатанный в журнале «Современный мир», который много переводился, вызывая повсюду дискуссии и судебные процессы по обвинению в порнографии.
Борис Михайлович Арцыбашев (1899-1965) - американский художник, дизайнер и иллюстратор. Сын писателя Михаила Арцыбашева.

В 1902 году, когда «Чехов А.П.» был уже болен, и было понятно, что он мировой классик, решили подретушировать его образ. Был заключен фиктивный брак с его племянницей [1878-1962], которая стала за ним ухаживать и изображать роль жены писателя.   

«Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868-1959) - российская советская актриса театра. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Жена писателя А. П. Чехова».
У нее есть и другой образ:
«Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) - русская художница-авангардист, график, сценограф. Представительница лучизма. Жена Михаила Ларионова».

«Наталья Гончарова: главная русская авангардистка XX века»:
«Свой творческий путь Гончарова начала вольным слушателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, планируя связать свою жизнь с искусством. Первоначально она занималась скульптурой, но после судьбоносного знакомства с художником, впоследствии своим будущим мужем Михаилом Ларионовым, обратилась к живописи. Именно под его влиянием Гончарова стала участвовать в громких и скандальных выставках, на которых перспективные талантливые авторы пытались реформировать, переиначивать искусство, а иногда просто веселиться и дурачить публику. Ее первая персональная выставка в 1910 году закрылась всего после одного дня работы. Поводом послужило обвинение Гончаровой в распространении порнографии. Полиция арестовала две работы художницы - «Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии», посчитав их чересчур «соблазнительными». Такое обвинение против художественных произведений было выдвинуто впервые за историю Российского государства, так как творчество обычно оставалось неприкосновенным. Почему подобная ситуация возникла именно в отношении Ларионовой, до сих пор досконально неизвестно. Некоторые исследователи принимают во внимание тот факт, что обнаженная натура, публично выставленная в общественном пространстве, принадлежала кисти женщины, которой подобало бы вести себя более скромно. Позже суд оправдал Гончарову и вернул ей работы, но ее «взаимоотношения» с властями на этом не закончились. Двумя годами позже на выставке «Ослиный хвост», организованной вместе с Ларионовым, художница показывала цикл работ «Евангелисты», который не устроил церковь, выступившей против. Несколько картин даже были конфискованы, так как они противоречили традиционному изображению святых, основываясь на авангардистских практиках. Тем не менее, суд всегда решал в пользу Гончаровой».

Ее отец [1853-1906] имеет очень известный образ:
«Александр Степанович Попов (1859-1906) - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899). Изобретатель радио».

http://www.proza.ru/2017/01/04/1806:
Леонид Константинов «Старшая дочь изобретателя радио А. С. Попова»:
«Старшая дочь великого русского ученого, изобретателя радио А.С. Попова (1859-1905) родилась 25 июня 1891 г. в поселке Черное (д. Растяпино) Нижегородской губернии. Ее назвали в честь матери – Раисой.
Несмотря на большую занятость родителей, они заботливо воспитывали своих четырех детей - Степана, Александра, Раису и Екатерину.
Р.А. Попова умерла 8 декабря 1976 г. на 85 году жизни».

Она была младшей дочерью [1888-1976], а в семье было три сестры.

Образ средней сестры [1880-1946] «Вера Васильевна Холодная (урождённая Левченко; 1893-1919) - российская актриса немого кино.

Вера Холодная была любимой актрисой моей бабушки, поэтому мою маму назвали в ее честь Верой.

«Вера Холодная» играла женщин вамп, нанося темный грим вокруг глаз, а в другом образе в США она играла роли с обычной внешностью:
«Мэри Макгуайр Олден (англ. Mary Maguire Alden; 1883-1946) - американская актриса немого кино и театра. Была одной из первых актрис Бродвея, которая начала работать в Голливуде».

Елена Прокофьева. Королева экрана. История Веры Холодной. – Москва – Издательский дом «И.Г.С.», 2001.
С.8: «Она родилась 5 августа 1893 года, в Полтаве, испокон веков славившейся своими красавицами. Отец Василий Андреевич Левченко – окончил словесное отделение Московского университета и приехал в Полтаву учительствовать. Мать – Екатерина Сергеевна Слепцова – выпускница Александро-Мариинского института благородных девиц. 
С.9: «В 1896 году родилась вторая дочь Левченко – Надежда».
С.11: «А потом ей и вовсе пришлось позабыть о праздных мечтаниях: в 1905 году, когда Екатерина Сергеевна была беременна третьей дочерью – Соней – Василий Андреевич Левченко простудился и умер от крупозного воспаления легких». 

Другой образ [1880-1947] (Сергей Павлович Дягилев, 1872-1929) мужа средней сестры: 
«Гирш Хаимович Фельдман (1863-1938) - русский промышленник и коммерсант, купец 1-й гильдии, отец Фаины Раневской. Женился в Таганроге 26 декабря (по старому стилю) 1889 года на Милке Рафаиловне Заговайловой (1872 - после 1945), уроженке Лепеля Витебской губернии. Дети: Лазарь (1897-1900), Яков, Рудольф (белый офицер, погиб в Гражданскую войну), Бейла (Изабелла) (1892-1964) и Фаина (1896-1984)».

«Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман; (1896-1984) - русская и советская актриса театра и кино. Лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Народная артистка СССР (1961)».

О семье дедушки.
Меня очень интересовала биография моего дедушки - Дмитриева Ильи Николаевича (1882-1942). Знаю от мамы, что он был первым браком женат на дочери профессора университета. Этот профессор был очень богатым и ему принадлежали золотые прииски в Сибири. Дедушка, будучи студентом Института Корпуса инженеров путей сообщения, в настоящее время Петербургский государственный университет путей сообщения, проходил у него практику в имении, и очень ему понравился, несмотря на то, что не был богатым. Дедушка был сирота, его усыновила и воспитала семья его родного дяди - управляющего Смоленским крестьянским поземельным банком Дмитриева Василия Степановича (1849-?) и его жены Елизаветы Андреевны Дмитриевой (1843-?), дочери генерал-майора Гулевича Андрея Михайловича. У дедушки и его жены родился сын. В революцию они уехали за границу, а дедушка должен был приехать позже, но он получил известие, что его жена и сын погибли в железнодорожной катастрофе. Поэтому, он никуда не поехал и остался в России. Воспользовавшись в качестве методологической основы моей версией мировой истории, я пришел к выводам:
Дмитриев Василий Степанович [1857-1904]      + 8 по рождению
Дмитриева Елизавета Андреевна [1857-1924]    + 14 по рождению
Дмитриев Илья Николаевич [1885-1942]             + 3 по рождению
Дедушка, по словам мамы, прекрасно рисовал маслеными красками, играл на мандолине, клавесине и других музыкальных инструментах, хорошо танцевал, играл в шахматы и настольный теннис.
Судя по личному делу в университете, дедушка в 1904 году взял академический отпуск. Я думаю, в 1904 году была свадьба, а в 1905 году у него родился сын. Его жена долго не выходила замуж, ей в 1904 году было 26 лет, а дедушке 19 лет. Она два года ухаживала за больным дядей – Чеховым А.П. Но дедушка ее любил, раз ее портрет, написанный им, висел в его комнате. Очевидно, их семью разбили, чтобы его жену сделать «символом, защищающим образ Чехова А.П. от голубизны». 

Дедушке сказали, что его семья погибла в железнодорожной катастрофе, вероятно из-за того, что это было вскоре после крушения поезда в июле 1918 года:
«Крушение в Нашвилле, известное также как Великое крушение поезда 1918 года - крупная железнодорожная катастрофа, произошедшая утром во вторник 9 июля 1918 года в Нашвилле (штат Теннесси), когда на однопутном участке дороги Nashville, Chattanooga and St. Louis Railway в западной части города произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов. Всего в крушении погиб 101 человек: 87 пассажиров и 14 железнодорожников. Официально это крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории США».

Образы, являются наложением, дат разных реальных людей.
Образ «Ларионов М.В.» - это наложение трех отражений на бумаге реальных людей:
Чехов А.П. [1852-1904], мой дедушка Дмитриев И.Н. [1885-1942] и его сын [1905-1998] от первой жены [1878-1962].
 
«Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) - русский художник, живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда. В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с Натальей Гончаровой. После её смерти в 1962 году, женился на А. К. Томилиной, которая стала официальной наследницей художника. Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен.  В Тирасполе есть улица, названная по фамилии художника. В 2018 году в Москве в Даниловском районе появилась улица Ларионова».

Другой образ сына моего дедушки:
«Сэр Ральф Фриман (1911-1998) - английский инженер-строитель, ответственный за проектирование подвесного моста Хамбер - самого длинного в мире до 1998 года».

«Архивная справка от 13.03.1990 г. Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Белорусской ССР 220030, г. Минск, ул. Бакунина, 4. В документах Главного управления шоссейных и грунтовых дорог БССР в ведомостях на выдачу зарплаты за 1928-1933 г.г. значится инженер Главдортранса БССР Дмитриев И.Н. с окладом 225 руб. Другими сведениями архив не располагает. Основание: ф.24, оп.1, д.71, л.37,41».
Вот преемственность – мой дедушка был инженером, его сын пошел по его стопам.

Проследим логическую цепочку:
«голубой» Чехов – прикрытие его «голубизны» женой – создание образа преданной жены великого Чехова, следующего его идеалам – разбитие ее семьи – дедушка, оставшись «вдовцом», встретил мою бабушку – родилась моя мама – родился я.

Если бы Чехов не был «голубым», то я бы не родился. Правда выглядит более неправдоподобной, чем ложь.

На фото слева направо: Арцыбашев М.П., Гончарова Н.С., Ларионов М.Ф., Дмитриев И.Н.