Всегда с ружьём

Нина Ганьш
Страничка из дневника.
 
В лесу должен быть порядок!


Наш папа работает в лесной охране лесником–объездчиком. У него была одежда со знаками отличия: блестящие пуговицы на чёрном суконном пальто, жестяные значки на углах воротника и кокарда на тёплой шапке-ушанке. Позже вместо пальто ему в Лесхозе выдали новенький тёплый полушубок из овчины... 

Зимой папа ходит в лес на широких коротких лыжах и всегда с ружьём, за спиной холщовый тёмно-зелёный мешок-рюкзак на ремешках, сшитый мамой...
Обязанности таковы: в любое время года, морозная зима или знойное лето, он ежедневно проверяет свои лесные владения...

Папа обмеряет, считает, ставит на спиленной древесине метки – пятиконечные звёзды специальным большим железным молотком. С собой у него всегда ружьё и патроны. 

Иногда с ним ходят помощники-лесники: Андрюха Дербин и Олексий Шамин. Летом чистят длинные просеки от новой поросли, измеряют инструментом с названием «Буссоль». Позже я узнала, что это геодезический прибор для измерения горизонтальных углов местности.

Осенью на очищенных вырубках они подсаживают рассаду нежных крошечных хвойных деревьев, отмеряют лесные делянки, вкапывают новые столбы с номерами, ставят метки на старых подсыхающих деревьях, которые нужно убрать.

Работы в лесах много: вместе с двумя помощниками - Алексеем Шаминым и Андреем Дербиным пилят-рубят ранее отмеченные папой больные деревья в один размер, очищают от сучьев, производят трелёвку ближе к просеке, складывают в гурт... Позже эти брёвна постепенно вывозятся деревенскими жителями.

Домой папа приходит очень уставший, пробродив на широких лыжах по глубокому снегу целый день, и почти всегда с какой-нибудь добычей. На этот раз подстрелил зайца. Зимой зайцы белые как снег, только кончики ушей чёрные...

Иногда приносит белок. Шкурки папа сдавал в пункт «Вторсырьё», беличье мясо мама варила в чугуне, предупреждая нас, чтобы мы никому не рассказывали, что едим.  Почему? Беличье мясо тёмное на цвет и очень жёсткое, странного вкуса.   

Часто папа приносит маленьких рябчиков или крупную красноглазую тетёрку. Однажды, как-то по осени принёс барсука. Мясо очень жирное и тоже с привкусом.

Он не забывает вытаскивать из старенького вещевого мешка остатки застывшего ржаного хлеба, даёт нам:

-- Это вам гостинец от лисицы.

Братья искренне верят и с удовольствием грызут промороженный, круто посоленный  ржаной хлеб.

Мама тушит вкусную картошку с зайчатиной, папа натягивает на пяльцы шкурку для просушки. Пушистый хвостик достаётся мне. Этот мягкий нежный шарик я ложу в рукавицу и всегда с ним хожу, вроде не так замерзают руки.
Задние заячьи лапки мама использует вместо щётки - удобно подметать под (нижняя поверхность в печи). Можно подметать и крылышком от рябчика.

Собака-лайка по кличке Дамка, белая с чёрным овальным пятном на спине, послушная и ласковая, неотлучно следовала за ним в лес. Однажды она с папой не вернулась, наверное, заблудилась в лесу и замёрзла, может, её съели волки. Я очень жалела и ночью горько плакала...
Позже папа завёл собаку чёрной масти, мы назвали её Жучкой.    

После каждого похода с ружьём папа заставляет меня чистить шомполом ствол до тех пор, пока внутри ствола не появится ровный яркий блеск в виде кольца.
Проверив работу, папа хвалил:

-- Молодец, Нинка, а теперь с Венькой зарядите патроны, только лицо держите на расстоянии и будьте внимательны!               

Мы эту работу выполняли всегда и знали, что патроны с новым пистоном надо поставить на войлочную подушечку. Веня набирает из жестяной банки мерку пороха, высыпает в патрон, потом ещё мерку дроби или картечи.

Сверху я запихиваю кусочек мятой газеты – это пыж. Беру круглую палочку и  легонько деревянным молоточком подбиваю пыж, помня о папином наказе держать лицо подальше - не дай Бог, сработает пистон, такое бывает... 
В оставшиеся патроны мы закладывали по одной пуле.