День 25

Светлана Ахматова
Отцы и дети

   Проблема, которая волнует не одно поколение отцов, детей, психологов, писателей. Написано про это много. Много пережито.
   Не обошла эта проблема стороной и меня. С мамой у меня с самого детства сплошные конфликты. Так вышло, что разница в возрасте у нас  с мамой приличная. Не скажу, что я поздний ребёнок. В нынешнее время в таком возрасте, например, в Италии только замуж выходят. После того как построили карьеру и обзавелись недвижимостью. Думаю, дело тут не столько в разнице лет, сколько в характере и воспитании. Мама у меня всегда отличалась строгим и крутым нравом. Воспитанная в духе коммунизма, если так можно выразиться. Это наложило отпечаток на всю её жизнь. Такой она была раньше, такой остаётся по сегодняшний день. С ней не забалуешь. Поэтому трудно было нам обеим всегда и раньше и теперь. Мама держала меня в ежовых рукавицах. Не скажу, что я росла оторвой или непослушным ребёнком. Правда, это я так думаю.  Маме казалось, что я постоянно всё нарушаю и иду ей наперекор. Я старалась соблюдать рамки дозволенного. А дозволялось мне немногое. Поэтому, неудивительно, что мне хотелось, чтобы иногда эти рамки были пошире. Когда я собиралась поехать с друзьями на природу, то мама считала, что мы обязательно будем заниматься там чем-то недозволенным. Поэтому отправлялась я туда совершенно издерганная, с паршивым настроением, предварительно основательно поругавшись с мамой. На 3 курсе техникума я уехала к подруге в Черниговскую область, оставив маме записку, объясняющую моё исчезновение. Телефонов тогда не было. Можете себе представить, что меня ждало по возвращению домой… Спасибо папе, что не допустил рукоприкладства, ограничились просто грандиозным скандалом. А что мешало маме выслушать мои аргументы и спокойно отпустить дочь? Чтобы был конструктивный диалог с объяснением своих позиций, а не приказной безапелляционный тон. Думаю, от этого выиграли бы мы обе. Удалось бы избежать массы скандалов, конфликтов, обид и сгоряча сказанных, необдуманных слов. Мне всегда трудно было промолчать, а обязательно нужно было отстаивать свою точку зрения.
       Часто в детстве после очередного нагоняя, я думала, что когда у меня будут собственные дети, я никогда не буду на них кричать без причины. Мне всегда казалось, что мама повышает на меня голос неоправданно, ведь я ничего плохого в мыслях не имела.
          Признаюсь, когда дочь была маленькой, то я бывало не сдерживалась и шлёпала её в пылу гнева. Дочь! Прости меня!
   Со временем, когда она стала старше и начала понимать то, что я ей говорила, у нас установились прекрасные отношения. Помню однажды я даже сказала: «Как хорошо, что тебе можно объяснить свою позицию, а ты адекватно это воспринимаешь». С тех пор я всегда стараюсь придерживаться позиции диалога – выслушать, понять, мягко посоветовать, объяснить, поддержать в случае необходимости. Даже если что-то идёт вразрез с моими убеждениями, я понимаю, что могу ошибаться, что моё мнение может быть устаревшим или просто не совпадать с её. А ведь у неё тоже есть право на собственное мнение и личное пространство.
      Бывало не раз, когда мы приходили в магазин и дочь выбирала фасон одежды, который мне не нравился. Я соглашалась на покупку потому, что понимала – вкусы ведь у всех разные. И если я не понимаю молодёжный стиль, это не значит, что я должна запрещать дочери носить то, что ей нравится.
    Однажды дочь на 3 курсе техникума решила поехать с подругой в тур по городам Украины, я вспомнила подобное в своём прошлом. Когда она обратилась с этой идеей ко мне, я спокойно выслушала план поездки, узнала подробности их передвижения, посоветовала, как лучше будет приобрести билеты, что взять с собой, помогла собраться и отпустила на целую неделю. Довольно спокойно и не дёргаясь. А вот маму (то есть бабушку) пришлось успокаивать. Дочь вернулась из поездки с горящими глазами и массой впечатлений. Что-то у них получилось, что-то пошло не по плану, но девочки справились и приобрели собственный жизненный опыт.
     Я очень рада, что мы с дочерью до сих пор находим взаимопонимание и доверяем друг другу. Полагаю, что дочь мне благодарна за предоставленную свободу. Надо отдать ей должное, при такой свободе, она всегда аккуратно ею пользовалась и никогда не переступала границы дозволенного.
28.02.2019