Таракан

Галина Савина
               
          Приближалась очередная  ПЕРВАЯ СУББОТА ФЕВРАЛЯ - день встречи выпускников в школах. В очередной раз я с грустью вспоминала, что нашему десятому «Б»  никогда больше не встретиться. Класс наш был особенный. Вернее, ребята в нем были обычные, как во всех советских школах того времени 1979 года, а  вот месторасположение школы было необычное. Школа наша была на Далеком  Севере, за полярным кругом, где начиналась вечная мерзлота, а  в ясную погоду можно было увидеть берега Аляски. Это была Чукотка. По воле военной судьбы моей семьи последние  старшие классы пришлось мне заканчивать в далеком северном поселке, где учились  ребята, чьи отцы  одни  служили  в нашей части, другие  добывали уголь. Поселок наш так и назывался – Угольные Копи.
          Поселок был немаленький, многотысячный, поселок городского типа. И школа была набита народом. Учились в три смены.  Две смены дневные и одна вечерняя для рабочей молодежи. Детей была уйма.  Каждого класса с первого по десятый было по три, по четыре. Наших десятых только  было «А»,»Б», «В», «Г» и еще хотели «Д» сделать но вместо этого утромбовали по сорок пять человек в каждый класс.
          Класс наш был дружный, но об этом я расскажу в следующей книжке.  А теперь мне хочется рассказать  другую историю,  которая произошла  по прошествии сорока лет  со дня выпуска из школы.
          На Чукотке, несмотря на суровый климат и продолжительные  сильные морозы, люди все равно держали дома всякую любимую живность: котов, собачек, попугаев, бурундуков.  Конечно, уход за ними нужен был усиленный и не все выживали в предлагаемых условиях. Но были животные, которых никто не хотел иметь, но они каким - то образом прекрасно выживали и даже хорошо размножались. Это рыжие прусаки, то есть тараканы.  Раз завезенные с материка то ли с навигацией, то ли с вещами прибывающих новых северян, чувствовали они себя, по моему, настоящими хозяевами  Севера. Нередко их можно было наблюдать и в школьной столовке. Конечно с ними вели войну, но так для порядка. Вывести их было невозможно. Недаром ученые сделали выводы из многочисленных опытов, что если вдруг, не дай бог, грянет атомная война, то выживут только тараканы и крысы, коих на севере тоже было немало. Тараканы так уже вписались в быт, что внимания на них особого никто не обращал. Мол, пусть  хоть какая- то живность бегает средь безмолвной северной суровой действительности.
          После окончания школы все наши ребята разъехались кто куда. В основном на юг и в Москву поступать в разные учебные заведения. Получать профессии. Пока мои родители еще находились на Севере, мама, узнавая что - нибудь про моих одноклассников, писала мне о них в письмах.  Я тогда уже училась в институте в Ростове. С некоторыми своими подругами  я и сама поддерживала некоторое время  переписку.
            Была тогда еще эпоха писем. Какая была замечательная эпоха. Сейчас перечитывая письма, которые ни я, ни моя мама не выкидывали все, а часть оставляли, я с упоением  перечитываю. И открывается мне давно забытый мир. Читаешь письмо человека, которого уже нет на свете, и как будто поговорил с ним. Сегодня в век высоких технологий не остается ничего. Ни тепла бумаги и  запаха чернил, и даже того  тонкого, еле улавливаемого запаха  человека, который писал это письмо. А иной раз и засушенный цветочек выпадет или фото с надписью. И такая волна ностальгии нахлынет, что и слезы недолго себя заставят ждать.
           На последнем  выпускном звонке  много было разговоров о том, что мы непременно придумаем как встретиться и  надеялись, что когда - нибудь все же мы встретимся, может  в  Моске, где пересекаются все дороги, может даже в Угольках.  Но что жизнь нас раскидает раз и навсегда - мы не знали и не могли  даже предположить  как измениться жизнь за эти годы. Что рухнет Советский Союз, что в Афгане погибнуть в скорости  наши некоторые ребята, что когда - нибудь  может ахнуть атомная электростанция – самая надежная в мире, как нам внушали в то время и мы свято верили во все, а главное в свое Светлое Будущее.  Но сейчас опять же я не об этом хочу рассказать.  Об этом или том времени и так много говорят политологи с экранов телевизоров. Хочется  рассказать, что мне все же посчастливилось встретиться с некоторыми одноклассниками по происшествию многих лет.
           Случилось это благодаря новым технологиям. К тому времени появились сотовые телефоны,  а жизнь чуть стала налаживаться после развала советской страны.  Появились компьютеры,  появился интернет,  стали проводить интернет в дома.  Жизнь забила  ключом  с новой силой,  когда на сайте «Одноклассников»  получилось найти    больше половины своих одноклассников.   Увидеть давно позабытые лица уже в новом амплуа – взрослом и даже слегка постаревшем, но до боли родным и близким с детства.  Сколько было радости и переписки,  обмена информацией и фотографиями.  Когда бум прошел  и мы, как будто побывавшие у  друг друга в гостях,  приослабили  переписку, не забывая поздравить с Днем рождения и другими праздниками друзей,  все же опять «потянули за  ниточку» о встрече, захотелось воотчию  всем вместе увидеться. Но…  Слишком неподъемным грузом оказалось это для нашего класса.  Раскол общества на богатых и бедных явно свидетельствовал о невозможности многих просто потратить некую сумму на дорогу и праздник.  Многим просто было не вырваться с работы, за которую в наше время надо держаться. И,  вообще, чувствовалось какое- то уже отчуждение  между нами. Все же времени прошло много для возобновления общения.
          Классный руководитель наша Татьяна Яковлевна  умерла к тому времени.  От нашего  поселка остались «ножки да рожки». В период упадка страны прекратилось всякое снабжение на Севере, поселок постепенно опустел от людей, его  занесло снегом и по нему зашастали дикие звери. Некоторые ребята по своей работе попадали в те края в сегодняшнее  время  и видели плачевную картину : полуразрушенные здания школы,  дома культуры, трехэтажных домов  спального района и всего, из чего некогда состоял наш поселок, в котором кипела жизнь.  А когда то в нем проводились первомайские демонстрации и парады на седьмое ноября. В дом культуры приезжали артисты  с концертами.  Мы не ощущали себя отделенными от большой земли, а напротив, чувствовали повышенное внимание к нам – северянам. Но время неумолимо, все течет - все изменяется, и часто не в лучшую сторону.
          Попробовав организовать ребят по случаю сорокалетия со дня окончания школы, я поняла, что это бесполезно и что  лучшее, что нам могла преподнести судьба – это интернет. Вот и общаемся.  Но случайно незапланированно мне пришлось ехать в Москву.  В Москве жили и работали два моих одноклассника,  девочка и парень.  К тому времени уже солидные люди, занимающие определенное место в обществе, имеющие не один брак за плечами, детей и даже внуков.  Но все же я рискнула позвонить им и договориться о встрече.  Откликнулись оба и сильно меня обрадовали, потому что можно было найти уйму причин, чтобы не встречаться. Достаточно якобы общения и в интернете…  И все же…  Наш класс, а в особенности наше поколение, поколение романтиков, поколение «ребят семидесятой широты» до конца в душе останется всегда открытым для дружеского общения. Я рискую писать это одинаково  за всех, надеясь, что остальное все - нюансы жизни.
          Никогда еще в своей жизни с таким трепетом я не ждала свидания с человеком.  Парень, сосед мой по парте Пашка, по роду своей службы не смог прийти. И мы конечно с Люсей очень расстроились. Только мужчина может решить, что ничего страшного, что встретимся в другой раз и какие, мол, наши годы. Но…   За всю свою жизнь я в Москве была то пару раз и то проездом, а уж на счет годов вообще молчу.  И мы сделали вывод, что просто не было особого желания встретиться, тем более,  что договор был заранее.  Люся договорилась и организовала  поездку на туристическом автобусе по Москве. Посмотрели старую и отреставрированную столицу, прохали к строениям современного вида,  прямо высший пилотаж. Но мне почему - то дворцы из стекла и полимеров не нравятся. Это наверное уже я не вписываюсь в современную архитектуру, старорежимная тетка. Рядом ехавшая с нами молодежь восхищалась безмерно, обсуждая технологию построения таких зданий . А я радовалась за них. Очень хорошо, что им нравиться.  Им жить в этом мире.
          С Люсей мы болтали всю дорогу. По возможности своей памяти вспоминали события школьных лет, учителей, ребят. Кто где как устроился. С кем общаемся, а кто пропал и не хочет объявиться.  А может уже и не может. Четыре часа пролетели быстро, расставаться не хотелось.
          Люся у нас в классе была старостой.  Боевая девчонка с неординарной   внешностью. Мама ее у нас была председателем поселкового Совета и Люся во многом походила на свою маму.  И внешне и по характеру. Волевая, принципиальная,  дружила в основном с мальчишками. Но что было у нее не отнять это то, что она могла отстоять, защитить перед начальством школы   класс за  любую погрешность  одноклассников, кто напроказил или не заслуженно пару схлопотал или надо было организовать поездку  куда – нибудь  или поход   и так далее, в этом ей не было равных. Чувствовались гены организатора, лидера.  Вот и сейчас рядом с ней было мне спокойно и надежно.  Она мне рассказала как она в Москве оказалась, я ей за свою жизнь выложила. Давно мне так хотелось с кем - то поговорить, и Люся была человеком, я помнила со школы ,  который все секреты чужие   похоронит в себе,  но не передаст.
          Находившись за день, решили мы посидеть  в каком –нибудь  кафе , подкрепиться,  да собственно и отметить чуток встречу. Выбрали кафе недалеко от того места, где я временно остановилась у знакомых.  Люся понимала, что я плохо знаю город и несла уже какую -то ответственность за меня , неистребимое чувство старосты.  Заказали по бокалу спиртного и незамысловатую закуску и,  наконец,  обменялись подарками  друг другу. Она мне подарила  книгу «Чукотских сказок и притчей» и радости моей не было придела, потому что я давно писала книжку о нашем житье - бытье на Севере и это могло бы очень дополнить новыми красками текст книги.  Я ей преподнесла свой: недавно вышедший сборник своих стихов.  Завязался разговор о творчестве, о современном мире кино,  музыки. Нам посчастливилось жить в восьмидесятых годах  и «Дискотека восьмидесятых» сейчас звучит, как прекрасная классика, она  нравится моим  детям и их сверстникам, и я до сих пор включаю по радио волну  ретро ФМ, чтобы послушать именно эту музыку.  А что будут вспоминать наши дети, какую музыку вынесут они из своего отрочества и молодости?  Недаром сейчас стала популярна классическая старинная  музыка Чайковского, Баха, Генделя, Моцарта. Человечество не может жить без хорошей музыки, и оно вернется назад и будет слушать далекое, но прекрасное.
         Вспомнили мы с ней и последний поход класса в тундру после выпускного вечера и того злочастного таракана, который в самый разгар пира выполз из сумки одного нашего одноклассника и еще больше развеселил толпу своим наглым присутствием.  Мы тогда его не прихлопнули,  а выпустили  на мягкий мох  ягель,  в котором тихо поспевала морошка. И первые лучики солнца после длинной  полярной ночи,  весело играли на сыром, напитанном влагой  и начинавшем зеленеть тундровом ковре. Таракан, быстро перебирая ножками,  побежал к кусту морошки, полакомиться витаминами и мы дружно аплодировали ему.  Живи, мол, размножайся  и помни нас.  Нас здесь уже не будет, может никогда, а ты своим деткам расскажешь о нашем веселом десятом «Б» классе.  И все, у кого были фотоаппараты, заснимали веселый момент прощания с тараканом. Засняла и я таракана, и сейчас с удовольствием, в ряде других школьных фото,  привезенных с собой ,  демонстрировала и фото, где счастливый прусак ползет по спелой ягодке морошки.  Смеялись от души.
          Трапеза наша с Люсей подходила к завершению, она подозвала официантку, спросив счет, и пыталась  все оплатить сама,  но я настояла на частичной оплате. Обе мы с ней были не из богатого десятка,  а потому нечего и шиковать.  Во время трапезы Людмила ревностно осматривала не совсем свежую скатерть, полупустые принадлежности для специй и отсутствие салфеток. И по этому поводу немного ворчала и напрягала бегающих мимо девушек - официанток. Чувствовалось, что ей как хозяйке неудобно передо мной за столичные рестораны. Мне было, если честно все равно. Общение поглотило все мое внимание.  Но Люся не унималась , сокрушаясь обслуживанием, мол, еще таракана для полного счастья здесь не хватает, закладывая в расчетницу купюры оплаты. Не успела она произнести эти слова, как,  будто  по мановению волшебной палочки откуда то из под стола на скатерть медленно стал выползать рыжий ТАРАКАН… Немой ужас застыл на лице Люси, а меня разразил грохот разрывного смеха. Тактичную вполголосую тишину за столом мне уже не хотелось сохранять.                « Девушка!!!...», - загремела Люся, пытаясь салфеткой поймать таракана, который весело гонял между тарелок. У меня подмутнело под ложечкой.  Но, откинув все предрассудки  и тоже позвав официантку, я решила серьезно разрешить проблему.  Пока Люся отчитывала официантку за грязь и небрежность, я позвала администратора и предъявила пойманного и прихлопнутого прусака, сказав, что ничего платить не буду, так как опасаюсь, что обед  долго в желудке у меня не задержится.  Деньги были возвращены, но настроение было подпорчено. А  выйдя  на улицу, мы разразились смехом,  одновременно догнав одну мысль: опять таракан пришел на пир к одноклассникам,  может это праправнук того таракана с тундры,  пришел за своим фото?
          Настроение поправилось.  Встреча в общем удалась,  выпив рядом в кофейне по чашке горячего шоколада,  мы оставили на столе фото с тараканом.  Пусть забирает на память.