Портрет из прошлого

Зоя Белова
ЗОЯ БЕЛОВА -http://proza.ru/avtor/07071973z - ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО В 19-ОМ НОМЕРНОМ КОНКУРСЕ КЛУБА СЛАВА ФОНДА

Женщина никуда не спешила. Этот день она решила провести в одиночестве. Анна зашла в любимую кафешку на Старом Арбате и с удовольствием выпила чашечку кофе с пирожным. Настроение стало еще романтичней, и она продолжила прогулку. Августовский день перевалил за вторую половину. Анна была в белом струящемся платье, волосы гладко собраны в пучок. Привычка делать такую прическу сохранилась с детства, когда она занималась танцами. Память тела сохранила и ровную спину, и высоко поднятую голову, и плавность движений. Легкая улыбка завершала привлекательный образ Анны. На нее поглядывали, и она это чувствовала. Анна аккуратно обходила мольберты, рассматривая приколотые к ним листы с изображениями.
— Девушка! —Анну остановил чей-то призывный голос. Она секунду постояла, раздумывая, хотя поняла, что обратились именно к ней, потом медленно развернулась.
— Я хочу Вас нарисовать, — уже не требовательно, а с просящими нотками прозвучала фраза дальше.
Перед ней стоял мужчина в возрасте, в очках с темной оправой, лысеющий. Внимание сразу привлек грубый шрам на правой щеке.
— Он мне знаком, я его уже видела, но где, когда? — мысли путались в голове Анны. Она стояла, ничего не отвечая, вся, погрузившись в свою память.
— Девушка, не волнуйтесь, я просто хочу вас нарисовать! — опять повторил незнакомец.
— Что-то не вижу у Вас мольберта! — чуть помедлив, с легкой иронией заметила Анна.
— Да здесь он, я просто отходил позвонить. Вот мое рабочее место, — сделал жест рукой художник, как бы приглашая Анну.
И Анна пошла за ним. Художник шел на шаг впереди, но Анна обратила внимание, что человек прихрамывает.
 — Это же Он, я узнала Его, —Анна даже остановилась на мгновение, — ведь прошло лет двадцать, но эти две приметы — шрам, хромота! Жоффрей, это точно он!
Анна уже не сомневалась, человек из ее детства встретился здесь, на Арбате.
— Господи, как же давно это было, но будто вчера! Прямо дежавю!

Воспоминания, как красивые картинки, стояли у нее перед глазами. Тоже лето, ей пятнадцать. Во дворе подмосковного городка ребятня сами сделали и установили стол для пинг-понга.
Аня с подружкой азартно работали ракетками. Но тут её внимание привлек мужчина, прихрамывая, он уверенно приближался к ним. Он подошел и остановился возле теннисного стола. Аня от присутствия неожиданного зрителя стала часто терять шарик. Приходилось его то и дело поднимать. Незнакомец продолжал стоять и наблюдать то ли за девочками, то ли за их игрой. Ане это надоело. Она решительно положила ракетку на стол и подняла голову на мужчину. Первое, что она заметила – это шрам во всю щеку! Частично он был прикрыт очками в черной оправе. Мужчина не был старым, но для пятнадцатилетней девочки молодым не казался. «Вылитый Жоффрей…», —подумала Аня. Этим летом в их кинотеатрах крутили фильм «Анжелика —маркиза ангелов». «Жоффрей» вдруг произнес:
— Я хочу вас нарисовать!
Аня растерялась, подружка молча стояла рядом.
— Как вас зовут? —обратился он к девочкам.
— Я Аня, а это—Валя. А Вы Жоффрей? — шаловливо сказала Аня.
— Почему Жоффрей?
— А Вы смотрели кино про Анжелику? Вы похожи на мужа Анжелики—графа Жоффрея де Пейрак!
— Понятно, — ответил незнакомец, — пусть так и будет. Я — Жоффрей! Вообще-то я художник, и очень хочу Вас нарисовать, Аня!
Тут Валю позвали домой, и она ушла с большой неохотой.
— А Валю вы тоже нарисуете?
— Значит, ты уже согласна? — Незнакомец фамильярно перешел на «ты».
— Я подумаю!
— Понимаешь, Анна, можно я тебя буду так называть? Если уж я Жоффрей, то ты Анна, а не маленькая Аня.
— Хорошо! — снисходительно разрешила Аня, — мне так даже больше нравится, а то дома меня вообще Нюсей называют.
— Ну какая ты Нюся? Ты Анна, и тебе очень идет твое имя, поверь мне! Ты еще многих мужчин заставишь пострадать.
Аня стыдливо опустила глаза. Ей было совершенно не страшно разговаривать с незнакомым взрослым мужчиной. Даже интересно! К тому же он представился художником.
— Анна, я тебе сейчас напишу адрес и жду тебя в среду в два часа! — очень уверенно, будто решение уже принято, сказал художник. — А вообще-то меня зовут Игорь, можешь так и называть, не люблю фамильярностей с отчеством.
Игорь быстро достал блокнот, написал адрес, вырвал листок и протянул Ане.
—Анна, я очень жду!
Стремительно развернулся и ушёл, прихрамывая.
Аня села на скамейку и стала изучать написанное. До ее сознания стало доходить, что-то такое произошло, о чем не всем расскажешь. Она прокручивала в голове произошедшее.
— Какой-то дядька зовет меня к себе домой, назвался художником, хочет меня нарисовать…Вале не расскажу, никому не расскажу! — твердо решила Аня.
 Вернулась подруга.
— Ну рассказывай, где этот мужик, что он тебе говорил, — засыпала вопросами Валя.
— Д я его отшила! —с деланным равнодушием ответила Аня, — мне обедать пора, Валь, вечером пойдем гулять!
Валя разочарованно смотрела вслед уходящей подружки.
У Ани из головы не выходило это маленькое приключение. Было воскресенье, а Жоффрей назначил встречу на среду. В голове было одно — «идти – не идти!» Любопытство и предвкушение чего-то непонятного взяли верх, и в среду она точно знала, что пойдет.
— Не каждого приглашают позировать! —всматривалась она в свое отражение в зеркале. — Анна…Анна, а ведь красиво звучит. Он же художник, он лучше видит и понимает, чьё лицо надо рисовать.
Она раскрыла шкаф.
— Что надеть? —выбор был не богат, и она сняла с вешалки темный сарафан в горошек.
Волосы завязала в высокий хвост, накрасила на глазах стрелки, ресницы тронула тушью. Всё, готова. Покрутилась у зеркала и осталась довольна своим видом.
До двух оставалось полчаса, как раз столько, чтобы дойти до указанного адреса. И тут в комнату вошла мама.
— Ты куда нарядилась? —ласково спросила она.
— В кино с девчонками хотим сходить, можно?
— Да уже собралась, чего уж там, сходите!
Аня, не дожидаясь лишних вопросов, выскочила из дома. Теперь её путь лежал только туда, в тот дом и квартиру из злополучной бумажки.
— Что я делаю, что я делаю! — всю дорогу накручивала себя Аня, но упорно шла. Вот и дом, квартира на втором этаже. Аня звонит, выходит женщина:
— Вам кого, девочка?
— А Игоря можно? - тихо спросила Аня.
— Игорь, это тебя! — куда-то в комнату крикнула женщина. Вышел Игорь:
— А, Анна пришла! Ну проходи! — и добавил женщине, — проводи её ко мне!
Женщина пригласила Аню и проводила в дальнюю комнату. Посреди комнаты стоял мольберт, еще письменный стол, высокий стул, кушетка. На стенах висели картины в масле, пастель, наброски в карандаше. Некоторые картины были просто прислонены к стене. Стол завален рулонами бумаги.
— Не соврал, правда художник! — с облегчением подумала Аня.
Жоффрей-Игорь вошел в комнату.
— Я очень рад, что ты пришла, Анна! Честно скажу, слабо верил в это.
— Почему?
— Вы же, девчонки, воображаете себе невесть что, боитесь, что вас обидят, страху нагоняете. А я художник! Ты теперь видишь, что я женат, кстати, мою жену зовут Оля. Она тебя тоже не обидит. Так что приходи всегда, не бойся! У меня часто бывает молодежь. Мы много говорим об искусстве, читаем книги вслух, рисуем.
— А почему вы меня выбрали, а не Валю?
— Понимаешь, Анна, твое лицо как рассвет. День еще не начался, а по рассвету видно, какой он будет— солнечный или пасмурный. Так и ты, еще девочка, но я вижу, что скоро наступит твой рассвет, вернее, расцвет. Ты расцветешь такими красками!
— Спасибо! — потупила глаза Аня.
— Ну, давай приступим! Садись на стул так, чтобы лицо было освещено, и думай о чем-нибудь хорошем. Или рассказывай мне что-нибудь.
— А что Вам рассказывать?
— Да что угодно, где учишься, с кем дружишь, истории смешные рассказывай. С тобой же случались смешные истории? Мне нужно видеть твои эмоции, как меняется твое лицо. Только специально смешные рожицы мне не строй!
Аня рассмеялась.
 — Вот, молодец! Теперь ты меня рассмеши.
Ане стало легко и просто. Она рассказывала про танцы, которыми занималась, про учебу, про друзей. Они много шутили и смеялись. Все это время Игорь быстро работал карандашом, его взгляд цепко подмечал что-то в лице модели и мгновенно наносил на бумагу. Ей хотелось посмотреть, что там на рисунке. Игорь, как бы это почувствовав, сказал:
— Анна, я сейчас прервусь ненадолго, да и ты передохни.  Я тебя очень прошу, не смотри на рисунок. Когда можно будет, я тебе сам покажу.
— Хорошо! —  пообещала она.
Игорь вышел. Аню разбирало любопытство, как её видит художник…Но Аня обещала! А она хоть и юная, но была человеком слова. К тому же понимала, что Игорь может войти в любой момент. Не хотелось в первый же день оказаться в нелепой ситуации.
Игорь вошел минут через десять. Он ничего не спросил, а сразу приступил к работе, продолжая беседовать с Аней.
Часа через два Игорь сказал, что на сегодня хватит, и попросил прийти в понедельник в то же время. Аня еле дождалась этого дня. Все повторилось, она опять надела тот же сарафан, подкрасила глаза, волосы уложила в свой любимый пучок. Маме пришлось опять врать, что идет в кино с подружками.
Её опять встретила Оля и проводила в дальнюю комнату. Игорь уже был там.
— Анна, здравствуй! Садись, начнем. — Игорь задержал взгляд на Ане, — а тебе очень идет эта прическа! Она подходит к твоему имени. Ты как лебедь с такой длинной шеей!
Аня зарделась от комплиментов, а Игорь продолжал:
— Анна, а у тебя есть белое платье?
— Есть, - чуть подумав, ответила девушка.
— Я тебя прошу, приходи в следующий раз в белом платье. И еще, распусти волосы!
Аня повиновалась. Она сидела на стуле такая юная, хрупкая, волосы струились по плечам. Игорь подошел к ней и одной рукой собрал волосы и поднял кверху, а двумя пальцами второй руки провел аккуратно по линии шеи, по бретельке сарафана, затем по руке. Его движение закончилось на пальцах руки. Игорь взял руку и поднес к губам. Аня в страхе отдернула руку. Она подняла глаза— лицо Игоря было прямо перед ней. Аня ничего не видела, кроме уродливого шрама.
— Не бойся, разве тебе не нравится? — тихо спросил Игорь.
— Я не знаю, — еле прошептала Аня.
— Знай, Анна, ты очень красивая девочка, а когда вырастешь, то будешь бесподобной женщиной. Верь мне, я знаю в этом толк!
— Хорошо, — покорно согласилась Аня.
— Знаешь, Анна, у меня сегодня изменились планы. Давай встретимся в среду в четыре, это время будет удобней. Придешь? —  В голосе Игоря появились требовательные нотки.
— Приду…  —  еле слышно ответила девочка.
— Не забудь, в белом платье!
— Не забуду!
— Что так рано уходишь? —  спросила Оля, открывая ей входную дверь.
— Анна сегодня не может! — ответил за неё Игорь.
Аня медленно шла, не понимая куда и что с ней происходит. Казалось, что на улице холодно, её колотила мелкая дрожь. Она даже не заметила, что прошла мимо поворота к своему дому.
— Что это было, что это было? — мысли бегали в голове, — мне страшно и приятно. Что-то у меня все мокро внизу, мне надо в туалет.
Аня развернулась и пошла домой. Наверное, она была слишком взволнованна, что мама обратила на это внимание.
— У тебя ничего не случилось? —  с участием спросила она, — что за кино вы смотрели?
— Я устала, мам! Пойду полежу.
— Ну иди…
Аня легла в спальне, накрылась одеялом, но долго не могла согреться. Незаметно для себя, она уснула. Сон ей помог. Она проспала до вечера, а когда проснулась, озноб прошел, страх её покинул и в голове осталось только одно  —  скоро к нему, к Жоффрею!
—  Мама, мне надо постирать белое платье!
—  На танцы, что-ль, собрались?
—  Ну почему сразу на танцы, просто хочу надеть белое, давно не надевала.
—  Ну, стирай! —  задумчиво ответила мать.
Уже на другой день выстиранное и выглаженное платье висело на плечиках. Мама ушла на работу, а Аня решила померить платье. Оно было батистовое, на тонких бретельках, плотно охватывало грудь, а на талии и бедрах свободно. Аня с удовольствием разглядывала себя в зеркало, любовалась длинными ногами, просвечивающимися сквозь ткань.  У нее до сих пор щемило где-то между ног и замирало сердце от одного воспоминания, как его рука касалась ее шеи.
—  Может, это и есть любовь, про которую так много говорят? —  задавала себе вопрос Аня. —  Я это узнаю завтра!
Она то завязывала волосы в пучок, то распускала по плечам.
— Анна, красивая Анна! —  кривлялась она перед зеркалом. —  Я потрогаю его шрам, он совсем не страшный. А как красиво он хромает! Я буду его любить как Анжелика!
Аня еле дождалась следующего дня, в два уже стала собираться: тщательно подвела стрелки, чуть больше наложила туши на ресницы. Долго думала, что делать с волосами, наконец решила, что соберет в пучок, а когда Игорь попросит — быстро и эффектно распустит! И вот платье, осталось надеть только его.
И тут вошла мама:
— Ну –ка рассказывай, с кем и в какое кино ты ходишь? А если будешь врать — отдеру, как «сидорову козу». Никогда тебя не били, но похоже, что время пришло! Рассказывай! — зло потребовала мама.
Аня никогда такую маму не видела и заплакала.
— Меня художник рисует, он говорит, что у меня интересное лицо, — с ревом говорила Аня.
—  Это тот старый хромой пень, с которым тебя соседи видели? — с ужасом сказала мама.
—  Он не старый!
—  Для тебя он старый! Что у тебя с ним было, говори!
—  У нас только два сеанса было…
—  Какие сеансы, где это было, что он делал с тобой? — мама задавала вопрос за вопросом, гнев и страх переполняли её.
—  Мамочка, не ругайся! Я была у него дома, там еще его жена была, он меня просто рисовал, я позировала ему.
— Всё, отпозировалась! Чтобы твоей ноги там больше не было! А придет сюда — я ему вторую ногу сломаю! Поняла?
— Поняла! — Аня ревела уже без остановок.
— Пореви-пореви, полезно! —  в завершение сказала мать и забрала платье.
Аня плакала не очень долго, потом умылась и подошла к матери.
— Мам! А хорошо, что ты меня не пустила, мне не очень-то это и нравилось, сидишь на стуле часа три без движения! Тяжело…Но мне так хотелось, чтобы меня нарисовали!
Мама внимательно посмотрела на Аню:
— Слава богу, ты еще не знаешь, что такое тяжело, — она обняла дочь, — глупенькая ты еще и маленькая, а боюсь за тебя как за большую! Не торопись, будет еще в твоей жизни художник!

Все это Анна вспомнила, как будто вчера было. И вот он — человек из прошлого, для чего-то опять появился в её жизни!
 Анна села на стул и обратилась к Жоффрею- Игорю:
— Скажите, вы можете фантазировать? Говорят, что художники образно мыслят.
Художник недоуменно посмотрел на Анну.
— Я объясню! Вы видите меня, взрослую женщину, вы хотите меня нарисовать! А вы можете представить, как я выглядела, когда мне было лет пятнадцать? Нарисуйте меня юной! Это мой каприз!
Художник какое-то время внимательно всматривался в лицо Анны, потом решительно сказал:
— Садитесь!
Художник работал молча, Анна молчала тоже и смотрела на Игоря. Он рисовал в той же манере: цепкий взгляд и быстрые движения карандашом.
— Постарел! —  думала Анна, — но узнаваем. А как его не узнать с такими яркими приметами. А вот меня он не вспомнил!
Через час портрет был готов. Художник пригласил Анну посмотреть работу.
На неё смотрела та Аня, даже платье он нарисовал с тонкими бретельками, а волосы убрал в пучок. Анна пальцем медленно провела по шее, затем по руке девочки.
— Что-то не так? —  спросил художник.
— Нет-нет, всё так, спасибо!
— Вот теперь можно поставить точку в этой затянувшейся детской истории! —  сказала Анна, свернула рисунок в рулон и медленно пошла.
Художник задумчиво смотрел ей вслед.
 




На Литресе вышли мои книги. Не поздравляйте, просто скачивайте и читайте!
Электронная версия:"Ветка полыни"     https://www.litres.ru/zoya-belova/vetka-polyni/
аудиоверсия    "Через призму цвета"