Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы

София Акулян
За последние несколько сотен лет с человечеством стали происходит необыкновенные изменения. Создается впечатление, что с  наступлением так называемого Ренессанса, кто-то включил свет и пробудил человека от глубокого Средневекового сна. Вплоть до 20 века человек, проявляя себя в различных видах искусства и науки, твердо и уверенно подтверждал свое биологическое имя – homo sapiens. Однако, в 20 веке что-то пошло не так. Человек будто бы ослеп от собственного могущества и настолько впитал в себя Ницшеанскую теорию о сверхчеловеке, что потерял рассудок и разум. Всем давно известно, что звезды, которые мы видим в ночном небе, уже давно мертвы, и до нас доходит свет давно уже погасшей и отправившейся в мир иной звезды миллионы лет назад. Существует даже пугающая теория, что Млечный путь, галактика, в которой мы живем, уже давно мертв, и то, что мы видим, является прошлым.  Но речь не об этом. Я это к тому, что возможно свет, зажжённый на восходе Ренессанса, был таким же ярким и мимолетным, как и свет далеких звезд, и лишь спустя 5 веков, он дошел до нас в полной мере, и дойдя ослепил.

Наверно, у вас возник вопрос, почему я считаю человека Модерна и Постмодерна неразумным слепцом, ведь именно в этот период человек побил свой же рекорд и стал развиваться в десятки, а то и тысячи раз стремительнее, чем прежде. Как я уже заметила раньше, Ницше оказал всем нам огромную медвежью услугу. Человек настолько поверил в возможность существования сверхчеловека, что врожденное тщеславие и заложенный инстинкт самосохранения открыл способности его мозга, о которых он раньше и не подозревал. Кто бы в 19 веке, в котором электричество было не то, что роскошью, а истинным чудом, поверил бы, что лишь 100 лет спустя, человек создаст такие технологии, которые позволят общаться, получать информацию и делится ею, просматривать человеческий организм и познавать мозг, и не просто научится летать, тем более в космос, в чьё существование многие даже не верили, а управлять и вести наблюдения из того самого, некогда далекого, космоса, при помощи какой-то железяки.

Было бы хорошо остановится на этих достижениях, но человеческое тщеславие не знает границ, человеку нужно все больше и больше доказательств собственной совершенности, и когда он создал уже абсолютно все не только, чтобы облегчить жизнь всей нашей расе, но и все для того, чтобы уничтожить ее, он решился, как я считаю на сегодняшний день, на невозможное – на создание Искусственного Разума.

До этого дня я не считала нужным уделять внимание этому человеческому капризу, поскольку меня больше беспокоят вещи, которые способны нас погубить гораздо раньше, чем гипотетически возможно будет создан искусственный интеллект, - оружия массового уничтожения. Однако, случилось так, что недавно я посмотрела парочку фильмов, уделенных именно этой проблеме, и так как мне легче анализировать ситуацию и поведение через кинематограф, который как ничто другое отражает не только все тенденции и проблемы настоящей эпохи, но и идеи, которые в данном случае являются истинным корнем зла, я решила поговорить об этом через призму кино. Будучи большой поклонницей этого вида искусства, в ожидании церемонии Оскар, я составила список номинантов по категориям, и одной из оставшихся и пока еще не просмотренных категорий являлась категория за лучший сценарий, в котором красовался фильм «Из машины» у меня не было желания смотреть это футуристическое творение, однако, подкупившись рекомендациями друзей, я решилась на просмотр. Наверно, не хорошо создавать спойлеры в статье, но думаю, концовка итак предсказуемая, поэтому простите меня за эту вольность. Сюжет фильма таков, некий гениальный ученый бредил идеей создания искусственного интеллекта, руководствуясь теорией, что когда-то они эволюционируют настолько, что будут смотреть на нас также, как мы сейчас смотрим на пещерных людей, и когда, однажды, мы вымрем, то наша планета не останется одинокой, и они продолжат наше дело. После создания «разумного» робота, он приглашает к себе одного из сотрудников своей компании для проведения теста Тьюринга, который заключается в том, чтоб проверить сумеет ли человек опознать кто же с ним беседует робот или человек. В фильме, тест немного изменен, однако, как ни странно, главный герой, зная, что перед ним сидит машина, верит в ее «разумность», и более того жалеет и влюбляется в нее, и решив, что «машина» отвечает ему взаимностью решает вызволить ее из лап ее гениального создателя. Как и следовало ожидать, «хитроумная» машина, сначала убила своего «отца», ну или тут будет уместнее «Бога», заперла своего воздыхателя в лаборатории, тем самый обрекая его на голодную смерть,  и смылась жить «человеческой» жизнью.

Давайте притворимся, что это действительно возможно и задумаемся над моралью, а мораль сей басни такова: не нужно создавать то, что не сможешь контролировать. И ответим себе на вопрос. Для чего нам нужен искусственный интеллект? Потешить свое самолюбие и доказать, что мы – боги? А если и так, то кому доказать? Разве боги создают то, что способно их убить? Убить не на словах и не в душе, как у Ницше, а расправится физически? Разве боги создают то, что не способны контролировать? Метафора бог-человек-робот довольно-таки актуальна и возможно отвечает на многие вопросы. Например, на те, что мы - такой же каприз для кого-то там наверху, как и робот – для нас; и что наша судьба и чувства ничего не значат для тех наверху, как и судьба и чувства роботов не значит для нас; и даже возможно те и вовсе уверены в том, что нет у нас никаких чувств и мы жалкие «железяки», так же, как и мы считаем по поводу роботов.

Список таких «например» можно продолжать до бесконечности, однако факт остается фактом, ни создание оружия массового уничтожения, ни полеты в космос, ни искусственный интеллект, не способны сделать из нас богов, поскольку это не меняет того, что мы уязвимы и смертны. Мы можем создать Искусственный разум по «собственному образу и подобию», однако, у нас нет уверенности в том, что наш собственный образ совершенен и всеобъемлющ, и покуда мы не только не познаем каждую клеточку этого мира, собственную природу, смысл нашего существования, но и не окажемся способными руководить собственной жизнью и не разгадаем секрет вечной молодости, нам рано говорить и думать о себе, как о Богах. Иными словами, Боги не умирают раньше своих «творений», и тут мы подошли ко второму фильму, который продолжил тему Искусственного интеллекта – «Искусственному Разуму» Стивена Спилберга.

Очень многие видели это кино, но все же в двух словах я расскажу о сути. Суть в том, что семья по некоторым обстоятельствам «усыновила» первого робота-ребенка, который был запрограммирован на безграничную любовь к матери, целью данного эксперимента была проверка возможности робота чувствовать, любить, мечтать и будучи вдохновленным независимо принимать решения. В семье у робота-ребенка не сложилось, и «мать» решила оставить его в лесу. Весь фильм крутится вокруг идеи: «мы ответственны за тех, кого приручили» и пытается разжалобить публику. Однако, как я уже отметила, я не верю в способность машины испытывать эмоции, и поэтому жалела я не робота, а нас. Конец фильма заключается в том, что спустя 2000 лет, изящные гуманоиды прилетают на Землю, которая только стала отходить после  очередного ледникового периода, и обнаруживают этого робота-ребенка, который по-прежнему бредит идеей «стать настоящим мальчиком, чтобы мама его полюбила». И тут мое сердце екнуло, но не из-за такой преданности этой «добродушной» машины, а из-за того, что эта машина жива даже после того, как человечество вымерло, из-за того, что эта машина превосходит любого человека разумного в том, что она способна жить вечно, хотя ей это и не нужно, ведь у нее нет чувств и быть не может, соответственно, и любви по отношению к жизни тоже нет, да и из разума у нее лишь то, что запрограммировал человек, навсегда закрывший глаза около 2000 лет назад, человек, человек разумный, человек способный чувствовать, любить, ненавидеть испытывать страх и истинное вдохновение…

Хотелось бы отметить еще один фильм одного великого, не побоюсь этого слова, режиссера – Кристофера Нолана – «Интерстеллар», который может подвести итог этой заметке. В фильме, где человек опять-таки, возомнив себя Богом, решая кому жить и кому умереть, решает спасти человечество, как вид, постоянно звучит следующий лейтмотив в виде стихотворения Дилана Томаса :

Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы,
Пусть тлеет бесконечность в яростном закате.
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир,
Пусть мудрецы твердят, что прав лишь тьмы покой.
И не разжечь уж тлеющий костёр.
Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы,
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир....

Мне кажется, пытаясь не уйти смиренно, человек ошибся дверью, и пошел по неверному пути, создание искусственного интеллекта не способно обеспечить вечную жизнь человеку, и возможная бессмертность робота никак не спасет человеческий вид. Создание ИР поможет выведению нового вида; вида, который несмотря на свою бессмертность, уже рождается мертвым, потому что его разум или душа – не плод величайших процессов живой и совершенной Вселенной, которые продолжались 13,7 миллиардов лет; вида, чье существование будет действительно бессмысленным, потому что им будут чужды такие понятия, как радость, печаль, любовь, страх, восхищение, удовольствие, вдохновение; вида, у которого никогда не навернутся на глазах слезы от музыки Бетховена, Моцарта или Брамса.

Вида, который никогда не постигнет смысл слов: «Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы».