У бурных чувств неистовый конец

София Акулян
По случаю выхода долгожданного второго сезона полюбившегося всем нам научно-фантастического сериала от Джонатана Нолана  «Мир Дикого Запада», хотелось бы вернуться к теме, о которой я уже писала, — теме искусственного разума.

Живя в эпоху стремительного развития технологий, эпоху, подарившую нам интернет, космические спутники, мрт и много других радостей, способных облегчить нам жизнь, вместо того, чтоб жить в свое удовольствие, мы, будучи истинными представителями человеческой расы, решили пойти дальше, рискуя все разрушить. Я сейчас говорю не о ядерном оружии, а о, на первый взгляд, гораздо более безобидной идее – о создании синтетического интеллекта. Если считать гаджеты роботами, то мы ими уже давно окружены. Телефоны, компьютеры, беспилотники и даже простые бытовые приборы, все это младшие братья разумного робота. И даже несмотря на то, что ни один смарт-прибор, по сути смартом не является, бывает, что и они могут представлять некую угрозу для человека, потому что любой механизм может выйти из строя.  А теперь давайте представим, на что способен робот, созданный по образу и подобию человека, запрограммированный на определенные человеческие действия и «мысли» (да простят меня андроиды, но разумными я их называть отказываюсь), и при этом наделенный физической силой. Что будет, если такой «терминатор» вдруг выйдет из строя и начнет рубить людей?

Создатели парка развлечений из «Мира Дикого Запада», конечно же, предусмотрели такое развитие событий, и поэтому запрограммировали роботов так, что ни один из них не мог причинить зло людям и применить физическую силу по отношению к ним. Но все бывает в первый раз, и по  аналогии со знаменитым ружьем из индийских фильмов,  если в начале фильма нам показывают как ангельски добрый человек, естественно, случайно находит пистолет, то в конце этот ангел превратиться в убийцу. Банально? А может вполне логично? Проведем еще одну простую аналогию. Многие из вас знают, как вкусно грызть яблоки, когда в доме нет тортика и шоколадки, но стоит им только появится в холодильнике, то они занимают все наши мысли, и после четвертого яблока, мы встаем с дивана и бежим на кухню. Потому что ничто не может разлучить нас с шоколадкой. Потому что история запретного плода стара как мир. Потому что, как очень красиво выразился Шекспир, у бурных чувств неистовый конец. И хорошо, если неистовый конец – это всего лишь вредный тортик. Но мы же люди… нам никогда не бывает хорошо. Нам всегда нужно больше. Больше одежды, больше денег, больше власти. И если, как говорится в Новом Завете, «сначала было слово», то я практически уверена, этим словом было «еще». Так вот маниакальная страсть к власти, подогреваемая тщеславием более бесконечным, чем сама Вселенная, привела нас к тому, что мы решили поиграть в Бога. И хоть и эта история почти также стара, как мир, нужно лишь вспомнить Вавилонскую Башню, в те времена, у людей хотя бы не было технологий. Зато теперь они есть, и именно они являются тем змеем искусителем, что хочет нас уничтожить нашими же руками. Но трагедия состоит даже не в этом, а в том, что раз  мы решили создать умных роботов по своему подобию, то и нашим дорогим роботам не будет чуждо тщеславие и,  переполняемые бурными чувствами, они не заставят нас ждать астероида, ледникового периода, геошторма, сжатия вселенной и прочих радостей, которыми кормит нас жанр катастрофы. Они просто однажды найдут оружие, а они найдут, потому что они – наша копия, и вырежут нас. Единственным отличием их от нас будет то, что сожаления они испытывать не будут, так как их бурные чувства – это обычная программа, а их синтетические «души» выведены в двоичном коде.

И пусть меня многие обвинят в цинизме, жалости я к роботам не чувствовала никогда. Ни тогда, как во время просмотра Спилберговского «Искусственного интеллекта» мать кинула ребенка-робота в лесу, ни тогда, как во время просмотра «Из машины», «злой» доктор не хотел выпускать «бедного» робота из лаборатории,  ни тогда, как во время просмотра «Мира Дикого Запада» Человек в черном собирался снять скальп с Эль Лазо в поисках карты лабиринта. Единственные, к кому я испытывала жалость, — это люди. И нет, это было не сочувствием, а именно жалостью. Ведь возомнив себя великими творцами, которым принадлежит этот мир, ослепленные мнимой вседозволенностью, люди из «Мира Дикого Запада» не замечают, что деградировали настолько, что ведомые низменными инстинктами, выглядят гораздо менее человечными и более жалкими, чем роботы. И знаете, если бы у роботов действительно был разум, я бы поняла, почему они хотят нас уничтожить.

Я, уже столько раз говорила о том, что мир, в котором мы родились, нуждается в заботе, и что мы обязаны следить за ним, потому что это наш единственный дом, что уже неловко повторяться. Но это ведь правда, а правды никогда не бывает слишком много. Так есть ли смысл создавать «разумных» роботов и отдавать им наш мир, о котором, можете не сомневаться, они позаботятся гораздо лучше? Или может все-таки стоит задуматься о том, что есть истинный прогресс? На мой взгляд, это не глупое самоуничтожение и самопогребение, а именно, этим, в конечном итоге, чревато создание андроидов. Я считаю, что прогресс – это развитие и улучшение условий жизни для себя – для человечества. Ведь мы, в отличие от них, живые. Так может притормозим немного с нашими бурными чувствами, заменим слово «еще» на слово «гармония», с которого начнется новая эпоха, для которой никогда не наступит этот злополучный неистовый конец, которым нам так угрожал Питэр Абернати, продолжая цитировать Шекспира:

« Безжалостною грубою рукою,

я отомщу обеим вам жестоко.

Мир содрогнется!..

Я еще не знаю,

Что сделаю, но сделаю такое,

Что страшно станет…»

 

И может даже стоит поучиться чему-то у андроидов из «Мира Дикого Запада», ведь помимо жестокости, они полны и мудрости, как и их человечные прототипы. И если уж выбирать, то я выбираю, звучащую следующим образом, позицию Долорес Абернати:

«Некоторые видят уродства этого мира, я предпочитаю видеть красоту»

Так как я верю, что не искусственный интеллект спасет этот мир, а красота. Ведь если вода – это основа физической жизни, то красота – основа духовной.