Ч. 40 Итоги трагедии Таллинского перехода

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/02/27/1896

Старый датский пароход «KONG HAAKON» побывал во владении и у англичан, и у немцев, пока его не купила эстонская пароходная компания, вложившая немало денег, чтобы превратить пароход в шикарное круизное судно.  Пароход компания переименовала в "Vironia".

Когда трудящиеся Эстонии выразили «горячее желание» войти в состав СССР, то пароход  национализировали, а во время войны превратили в штабное судно, сохранив старое название, написанное только не латиницей, а кириллицей - «Вирониа». На него установили две зенитки и два счетверённых пулемёта.

Во время Таллинского перехода  половина штаба с командующим перешла на крейсер, а другая часть штаба флота осталась на «Вирониа». На пароходе находились политработники, журналисты, работники прокуратуры, суда, трибунала и штаб 18-го стрелкового корпуса.

По нормам было положено принять 700 человек, а находилось на борту 2200 человек, причём эта цифра приблизительная. Во время бомбёжки много людей сбросило взрывной волной с верхней палубы.

От сотрясения упала на палубу счетверённая пулемётная установка, заряженная лентами с патронами. Она сработала при падении, и неуправляемые пулемёты стали сметать всех на палубе.
 
Судно потеряло ход и, дрейфуя с протраленного фарватера, подорвалось на мине, но осталось на плаву. К нему подошло спасательное судно «Сатурн», взяло на буксир, но подорвалось само на мине и быстро затонуло.

К месту гибели «Сатурна» подошёл сетевой заградитель «Азимут», из воды подняли 131 человека, а всего на «Сатурне» было 800 человек, часть людей перешла на пароход «Вирониа».

Тот вскоре во  второй раз подорвался на мине и через минуту затонул. Достоверно известно о 20 спасённых. Некоторые люди предпочли застрелиться, чем утонуть в холодной воде. Свидетели слышали револьверные выстрелы.

Подорвался на мине и затонул ледокол «Мерикару», погибли все. На погибшем транспорте «Алев» находилось 800 раненых, а всего 1280 человек. Спаслись только 6 человек.
 
Сначала у меня было намерение написать о каждом погибшем корабле и транспорте, но нет сил об этом писать.
 
В училище нам преподавал материальную часть артустановок капитан 2 ранга Борис Иванович Терентьев. Он был участником Таллинского перехода, тонул. Когда он стал нам о нём рассказывать, то так переволновался, что с ним случился сердечный приступ.

Расскажу об итогах этой самой большой трагедии Балтийского флота. Не было организовано эффективное траление. Многие корабли и суда погибли на минах, которые после их подсечки никто не пытался расстреливать, и они плавали, в том числе и по протраленному фарватеру.
 
Не было прикрытия авиацией. В официальных изданиях это объясняют тем, что аэродромы находились далеко. Напомню, что в августе 1941 года авиация Балтийского флота бомбила Берлин, а некоторые суда погибли в 50 километрах от Кронштадта.

В этих же изданиях в качестве причины потопления многих транспортов указывается их слабое зенитное вооружение. Это странно, потому что на транспортах никогда не бывает сильного зенитного вооружения, их прикрывают корабли эскорта.

При переходе погибли 5 эсминцев, 2 подводные лодки, 3 сторожевых корабля, 2 тральщика, 1 канонерская лодка, 2 сторожевых катера, 1 торпедный катер, 2 пограничных катера и судно-ловушка «Хийусаар».

Были потоплены 18 транспортов и 25 вспомогательных судов. Сколько погибло людей во время перехода, точно никто не знает. Командующий флотом Трибуц в мемуарах писал, что меньше 5000 человек. Ну, это понятно, он себя оправдывал.

Нарком Кузнецов докладывал о 7775 человек погибших. В официальном издании ВМФ  уже фигурирует цифра 10 000 человек. Военно-морской историк капитан 1 ранга Виталий Дмитриевич Доценко пишет о том, что погибших было свыше 18 000 человек, у контр-адмирала Радия Анатольевича Зубкова указана цифра 15111 человек.

Удивительно, как ему удалось посчитать с точностью до одного человека, если при посадке на корабли царила неразбериха, строгого учёта пассажиров не велось.
Одно мне кажется достоверным, о чём умалчивают исследователи - большинство погибших составляли раненые.

Все знают о самой страшной трагедии русского флота - Цусимской. Но она бледнеет по числу жертв в сравнении с Таллинским переходом. Правда, в Великую Отечественную войну боевые корабли, как в Цусимском сражении, в плен не сдавались.

Потери немцев составили 3 самолёта. Ни один финский катер не был потоплен. Никаких других морских сил у противника на море не было.

Война – это огромное горе для миллионов людей. Наша страна в советское время всегда отличалась мирной риторикой, которая отражалась в лозунгах, стихах, песнях, кинофильмах и прозаических произведениях, официально всегда боролась за мир.

Вот почему меня поражает воинственность в речах нынешних государственных деятелей, поощрение военной риторики вплоть до исполнения в Исаакиевском соборе хором идиотского текста песни об атомной бомбёжке Вашингтона.

Может, действительно, кому-то замечталось попасть прямо в рай?

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/02/2087

На фотографии: памятник погибшим при переходе. В почётном карауле эстонские моряки.