439 Красавчик в канадке 27 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

439. Красавчик в "канадке". 27 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Понедельник 27 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане примерно в середине морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Дневная температура: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 14.3°C тепла; макс.: плюс 16.0°C тепла. Изредка накрапывает, налётами моросит дождик (1 мм осадков). На ветру, дующем со скоростью 6 м/с, температура воздуха плюс 11.2°C - зябко, сыро, простудно. Ветер умеренный (4 балла) и волнение тоже умеренное (4 балла). Волны удлинённые и на многих гребнях волн белые пенные барашки. Высота волн 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м. Такие волны легко раскачивают и кренят корабль, особенно, если он в дрейфе и качается по воле волн и ветра. В этот день солнце взошло над хмурым морем-океаном в 06:20, а зашло в 20:41 (GMT+1).

Главным утром в понедельник 27 августа 1973 года был помощник командира БПК "Свирепый" по снабжению лейтенант Михаил Иванович Казаченко (период службы на корабле с февраля 1972 года по май 1974 года). От нашего "Красавчика" (Михаил действительно был красив истинно мужской красотой - крепкотелый, жилистый, рельефный, сильный, темпераментный и характерный, с молодым мужественным лицом и красивыми усами) все ждали какого-то чуда, в первую очередь, сигарет... Миша Казаченко понимал свою значимость, он терпеливо и достойно, без нервозности и понуканий, ждал когда швартовные и боцманские команды на баке наладят "межкорабельный фуникулёр" - некое подобие канатной дороги, чтобы перетаскивать в большой металлической корзине мешки, ящики и коробки с продуктами. При этом он крепко сжимал в руке пачку каких-то документов, вероятно, накладных, актов, расписок, счетов и т.д.

Как все уважающие себя снабженцы, Миша Казаченко был обладателем великолепной кожаной военно-морской меховой куртки "канадки"... Мишка говорил, что эта куртка специально сделана для подводников и отличается особым мехом, чуть ли не медвежьим, и прочностью чёрной кожи. Завидовали Мишке из-за этой куртки все поголовно, даже командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров всякий раз досадливо крякал и отворачивался от Михаила, если видел его в этой куртке. Евгений Петрович тоже имел такую же куртку "канадку", но она была попроще - из овчины и кожа была другой, быстро порыжела. У остальных офицеров были разные куртки "канадки", но больше всего не кожаные, а матерчатые, хотя и специальные...

Эти куртки "канадки" с меховыми капюшонами на молнии появились ещё во время Великой Отечественной войны (1944) по ленд-лизу, то есть вместе с поставками лётной и иной боевой техники из США и Канады. Те куртки были брезентовые, но у моряков западных судов и подводных лодок были и кожаные куртки, в том числе и кожаные утеплённые штаны - на Западе всех стращали нашими северными и сибирскими морозами... Подобные куртки, которые начали называть "канадки", имели и американские лётчики, которые перегоняли в Советский Союз боевые самолёты по ленд-лизу. Наши моряки и наши лётчики мгновенно уяснили значимость этой боевой экипировки и всяческими путями обменивали, покупали, выигрывали в карты куртки и с гордостью носили эти реально, действительно и фактически очень удобные мужественные куртки. "Канадки", особенно, кожаные, были истинно ценными, редкими, значимыми, они неимоверно повышали статус их носителей, делали их "небожителями".

Мой отец, Суворов Сергей Иванович, в период 1942-1945 гг. был лейтенантом и командиром отдельного кавалерийского разведывательного эскадрона 91-й (?) кавалерийской дивизии 61-й армии генерал-лейтенанта Павла Алексеевича Белова, участвовал в составе Брянского фронта в Орловской операции 1943 года, в битве за Днепр (с 26 сентября по 1 октября 1943 года форсировал Днепр у села Любеч, в захвате плацдарма на правом берегу. Мой отец участвовал в Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Белорусской, Рижской наступательных операциях, в блокировании немцев на Курляндском полуострове, в Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и наступательных операциях при взятии Кёнигсберга. В самом конце войны мой папа воевал в Польше, Чехословакии, Венгрии, а после капитуляции гитлеровцев - в Манчжурии. Так случилось, что мой отец с командой кубанских казаков принимал в Монголии целый табун лошадей и эшелоном вёз их на Запад, на фронт. Одновременно советские воины получили от братских монголов кавалерийское обмундирование - великолепные военные овчинные полушубки и меховые шапки-ушанки. Отец восхищался ими и называл их лучшей зимней одеждой для воинов. Однако мой отец признавал мужественную красоту, броневую прочность, удобство и красоту "лётчикских лендлизовских канадок"...

- Во время войны, - рассказывал мне мой папа, - считалось наивысшим шиком щеголять в канадском пальто или куртке, которые назывались по разному - Overcoat (пальто), Parka (куртка), Alpaca (альпак). Все они были изготовлены из овчины с подкладкой, с тёплыми рукавами, имели меховой капюшон с центрированной застежкой-молнией. Наши сибирские или монгольские полушубки были не хуже, а лучше, потому что были свободными, не тяжёлыми и не сковывали движений. Отсутствие воротников-капюшонов компенсировалось наличием широких меховых воротников, которые вкупе с шапкой-ушанкой защищали голову, шею, уши и щёки от любого мороза. Главное, наши воротники и шапки не мешали видеть и слышать, как ваши капюшоны. Кстати, в наших полушубках не было так парко, как в ваших "канадках"...

Лейтенант Миша Казаченко называл свою куртку-канадку просто и скучно: "Костюм специальный меховой для служащих ВМФ" и говорил, что их выпускает единственная в Советском Союзе Тюменская овчино-меховая фабрика ТОМФ имени С.М. Кирова. При этом он почему-то называл куртку странным словом - альпак. Мне это слово не нравилось, потому что оно шло к другим (не кожаным) курткам с капюшонами из водонепроницаемой плотной ткани, но не к военно-морским или "лётчикским" кожаным "канадкам".

Естественно я не "заморачивался" в 1973 году по поводу ТУ или ГОСТ, по которому изготавливались куртки-альпак или куртки-канадки, но в 1971 году я видел на базе одну подобную куртку, на которой были такие цифры - ТУ 3302. В последующем эти специальные меховые куртки для военнослужащих ВМФ выпускались по ТУ 17-20-07-76, ТУ 17-20-07-84, ГОСТ 26466-85. Все они изготавливались из "шубной овчины русской с плёночным покрытием чёрного цвета, мех чёрного, серого или белого цветов, мех капюшона - только чёрный. Куртки по ТУ имели пряжку на ремне латунную массивную, куртки по ГОСТ - никелированную стольную. Боковые карманы на куртках по ТУ были располагались выше, чем на куртках по ГОСТ. Хлястик у куртки по ТУ располагался "по центру вертикального шва спины", а "кончик ремня более заострённый". Все куртки имели "ветрозащитный клапан на молнии капюшона" и к ним прилагались специальные чехлы, а также штаны (либо из плащевой ткани с водоотталкивающей пропиткой, либо кожаные). Чехлы для курток по ТУ были из ХБ с алюминиевой потайной пряжкой, а курток по ГОСТ - из капроновой ткани с чёрной потайной пряжкой. Так что это были большие объёмные комбинированные комплекты военно-морской одежды, которые требовали места для хранения и тщательного ухода...

Лейтенант Миша Казаченко говорил, что ему удалось выменять на что-то несколько специальных кожаных круток-канадок (с чехлами) для подводников или водолазов, но осталась у него только одна куртка, остальные пошли на "подарки проверяющим". Даже командиру корабля не досталась новая крутка и он ходил в старой, доставшейся ему от предыдущего командира того корабля, на котором Евгений Петрович Назаров начинал служить. Кстати, свою "завидную" чёрную кожаную куртку-канадку лейтенант Миша Казаченко по приходу с первой БС (боевой службы) БПК "Свирепый" (июль-октябрь 1973 года) тоже был вынужден кому-то "подарить", чтобы хоть как-то отчитаться и свести "концы с концами" по расходованию материально-вещевых и продовольственных ресурсов боевого похода...

В понедельник 27 августа 1973 года лейтенант Михаил Иванович Казаченко выглядел настоящим "морским волком", он гордо, достояно, с выдержкой пауз и с суровым выражением лица общался, говорил, отвечал, ответственно давал указания и распоряжался хозкомандой при приёме и отгрузке продовольствия по "межкорабельному фуникулёру" и все его слушались, потому что в своей кожаной чёрной куртке-канадке этот молодой и красивый морской офицер был настоящим командиром. Конечно, "командирский вид" придавали ему важность событий получения продуктов с танкера СМТ "Олекма" и куртка-канадка. Я с удовольствием сфотографировал бравого и нарочито спокойного Михаила Казаченко, чтобы потом порадовать его фотографией на память.

Хотел ли я себе такую кожаную "командирскую" куртку-канадку? Конечно, хотел. Очень хотел... Особенно, кожаные штаны, в которых не мокли на моросящем ветру и не морозились колени и бёдра, как в наших парусиновых штанах рабочей матросской робы. Куртка-канадка была вожделенной мечтой любого и каждого военного моряка, потому что она была не только тёплая, но и очень удобная, как броня, как скафандр, только при этом очень красивая. Настоящая военно-морская куртка-канадка была сложным изделием со множеством разных "прибамбасов" и "примочек" - пряжек, хлястиков, подкладок, швов, молний, карманов.

Настоящая военно-морская куртка-канадка или "зимний костюм из шубной овчины с плёночным покрытием, состоящий из куртки и брюк, предназначенный в качестве спецодежды для личного состава Военно-Морского Флота" по ГОСТ 23167-78 (здесь и далее ГОСТы соответствуют основному ГОСТ 16466-85 - автор) изготавливался для маршалов, генералов, адмиралов, полковников и капитанов 1 ранга СА и ВМФ, офицеров, прапорщиков и мичманов СА и ВМФ, военнослужащих сверхсрочной службы, военнообязанных запаса. Куртки-канадки изготавливались на типовые размеры и роста: 158 см (1 рост), 164 см (2 рост), 170 см (3 рост), 176 см (4 рост), 182 см (5 рост) и 188 см (6 рост, то есть для людей ростом от 185 до 191 см). Размер куртки определялся в соответствии с обхватом груди человека, например, интервал обхвата груди от 94 до 98 см соответствовал 48-му размеру куртки-канадки, от 98 до 102 см соответствовал 50 размеру, 102-106 см - 52-му, 106-110 - 54-му и т.д.

Настоящая "гостовская" куртка-канадка была сложным по конструкции и технологии изделием. Для куртки и брюк использовалась овчина шубная с плёночным покрытием чёрного цвета с высотой волосяного покрова 18-25 мм (ГОСТ 1821-75), для капюшона - овчина шубная с плёночным покрытием с тёмным волосяным покровом высотой 18-20 мм (ГОСТ 1821-75).

Для ветрозащитного клапана и обтачки лицевого выреза капюшона, для пояса и ветрозащитного клапана брюк, гульфика, подкладки банта, манжет, бретелей, соединительной планки бретелей, хлястиков брюк, за закрепления металлической петли использовалась ткань плащевая с водоотталкивающей пропиткой (ГОСТ 9009-77), чёрного цвета арт. 3277. Для карманов куртки, подкладки, пояса, манжет, ветрозащитного клапана брюк использовалась байка гладкокрашеная (ГОСТ 7259-77) чёрного, серого и синего цветов арт.1601, 1651.

Для обработки ластиков использовалась бязь гладкокрашеная (ГОСТ 11680-76) серого, чёрного и синего цветов арт. 134, 142, 144. Для низа рукавов использовались ластики (вязаные рукава-клапаны) полушерстяные цельносвязаные двойные или кроенные двойные. Для прокладки в пояс брюк, бретели и соединительную планку бретелей использовалась ткань бортовая полульняная малоусадочная (ГОСТ 5665-77) арт. 10164, 10166, 10182.

Для окантовывания срезов утеплительного клапана куртки по горловине, для стягивания капюшона по лицевому краю, крепления подкладки карманов и регулирования ширины низа брюк использовалась лента киперная хлопчатобумажная (ГОСТ 4514-78) шириной 25 мм и шириной 15 мм. Для закрепления крючка и петли брюк, для прокладки в листочку и вешалку использовалась лента полульнаная шириной 12 мм, а для регулирования длины бретелей - лента эластичная помочная шириной 36 мм.

Для застёгивания куртки использовалась застёжка "молния" металлическая разъёмная 4 "СЛ" хромированная, никелированная или оцинкованная не менее 15 мк. Для застёгивания капюшона - застёжка "молния" металлическая неразъёмная хромированная, никелированная или оцинкованная не менее 15 мк. Для застёгивания пояса куртки использовалась пряжка одношпеньковая из проволоки, оцинкованная и пассивированная (длина внутренней стенки - 5,5 см). Кроме этих элементов куртка-канадка имела: стальную сварную рамку типа Р-06-04 никелированную для регулирования длины бретелей и ширины брюк; люверсы жёлтые латунные или стальные оцинкованные и пассивированные диаметром 5-7 мм для пояса куртки; заклёпки металлические для скрепления нижних концы застёжки "молния"; шайбы алюминиевые, крючок №40 и петлю №31 для затягивания пояса брюк; пуговицы пластмассовые чёрного цвета диаметром 17 мм для застёгивания ветрозащитного клапана капюшона и утеплительного клапана куртки, пояса, ветрозащитного клапана и гульфика брюк и пристёгивания чехла брюк.

При изготовлении куртки-канадки использовались: нитки хлопчатобумажные чёрного цвета: 15,4 текст х3х3 (3/9), 10,0 текст х3х3 (3/9), 8,5 текс 8,5 х3х2х(40/6), 15,5 текс х3х2 (10/6) ГОСТ 6309-80; нитки армированные чёрного цвета №65 ЛХ-1 и №44 ЛХ-1, клей наиритовый ЛМАК ДХБ.

Куртка-канадка ВМФ имела следующий вид: традиционная кожаная крутка с центральной застёжкой "молния" спереди сверху донизу, с капюшоном-воротником на спине, утеплительным клапаном по горловине куртки, застёгивающимся на пуговицу, с поясом по низу куртки, продетым через 5 шлёвок (петель). По бокам куртки удобно располагались полочки с внешними прорезными боковыми карманами с листочками, левая полочка с утеплительным клапаном по борту. Спинка куртки со швом посередине. Капюшон с метлаллической застёжкой "молния" и ветрозащитным клапаном по среднему шву, с лентой для регулирования длины лицевого края капюшона. Рукава двухшовные со специальными листиками. Боковые, плечевые швы, средний шов спинки, передние и локтевые швы рукавов, швы втачивания рукавов в пройму, свободный край листочки карманов настрочены на расстоянии 0,5-0,7 мм от края или шва, шов соединения капюшона с курткой - на расстоянии 0,3-0,5 см.

Куртка-канадка ВМФ была очень прочной, потому что все швы и соединения элементов куртки были прострочены двумя строчками и крепкими нитками. Все пуговицы также были пришиты "на совесть", то есть крепко, прочно, свободно. Овчина куртки-канадки была однородной, густой, плотной, с одинаковой высотой волосяного покрова. Кожевая ткань была плотной и мягкой, хотя новые куртки и брюки требовалось "разносить". Направление волосяного покрова в куртке было сверху вниз, а на капюшоне мех был пушистый. Раскрой деталей из ткани вёлся по ГОСТ 20757-75. Количество стежков при скреплении деталей из овчины было 13-16 на 5 см строчки, ширина стачного шва - 0,7-0,8 см. Виды стежков по ГОСТ 12807-79.

Лейтенант Михаил Иванович Казаченко показывал мне новенький костюм (комплект) куртки-канадки и даже примерял его на мне (штаны были мне катастрофически малы). Он говорил, что принимал этот костюм по всем правилам ГОСТа, то есть на манекене и на столе, расправляя все элементы костюма и проверяя каждую складочку, листик, карманы, полочки, пуговицы. Особенно тщательно он проверял точность всех клейм на костюме - штампов, дат изготовления, проверки качества, подготовки и выдачи в пользование. За такую тщательность проверки костюмов и вообще спецодежды перед БС (боевой службой) Миша Казаченко сначала получил взрыв негодования, а потом почёт и уважение базовых интендантов, его даже водочной угостили... На внутренней подкладке куртки-канадки были проштампованы слова, буквы и цифры и клеймо: звезда Красной Армии на фоне двух букв "ВС". Штамп выходных данных был примерно таким (штамп 1985 года): куртка ГОСТ-26466-85; прейскурант 50-04-52/12; артикул 8925772258; вид овчины - русская; сорт 1; размер - 176-100-82; цена 85-00; дата 06 85; ОТК 2.

Фотоиллюстрация: 27.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Помощник командира БПК "Свирепый" по снабжению лейтенант Михаил Иванович Казаченко (период службы на корабле февраль 1972 - май 1974). Миша был не просто "красавчик" - стройный, спортивный, мужественный, молодой и с "лермонтовскими усами", он был отличный корабельный офицер - деловой, быстрый, хваткий, сообразительный, дружелюбный, отзывчивый, скромный и предприимчивый. Его должность и корабельные обязанности были очень ответственными и хлопотными, требовали ума, сноровки, пронырливости, потому что все старшие начальники хотели от Михаила чего-то особенного и большего, чем было положено по штату, по рангу и по нормам корабельного довольствия. Угодить и удовлетворить запросы всех было очень трудно, поэтому я хорошо понимал трудности службы Михаила, сочувствовал ему и мы дружили. Вот и сейчас в понедельник 27 августа 1973 года лейтенант Михаил Казаченко на несколько часов превратился в главного человека на корабле, потому что от него зависело сколько и каких продуктов мы получим с танкера СМТ "Олекма", как он сможет "договориться" и сколько коробок вожделенных и дефицитных сигарет получит курящий экипаж БПК "Свирепый". Вот почему лейтенант Миша Казаченко щеголял в красивейшей чёрной и блестящей кожаной куртке-канадке и вёл себя на палубе бака как авторитетный капитан 1 ранга.