Счастье бывает долгим?

Светлана Компаниец
   Мы  разговорились  с  ней,  когда  в  палате  уже  сгущались  сумерки,  а  за  окном  серой  тянучкой  шел  к  концу  хмурый,  дождливый  день. Я  лежала  здесь  под  капельницей  уже вторые сутки, (сын  заподозрил  микроинсульт  и сам  привез  меня  в  свою  больницу  вчера   рано  утром),- а  она  поступила  сегодня,  тоже  утром,  с  болями  в  области  сердца.  Обе  молчали  весь  день, – палата  была  на  двоих  и  молчать  нам  никто  не мешал. Обменивались короткими «да»,  «нет»,  «спасибо»  только  с  врачом  при  осмотре  и сестричками, менявшими  капельницы.   Раза  два  за  весь  день  так  же  молча  «разъезжались»  со  своими  стойками  с  пузырьками,  посещая  туалетную комнату, - капельницу  нельзя  было  отключать  и  приходилось  тащить  ее  за  собой  вместе  со  стойкой  и  трубочкой,  как  собачку  на  поводке. Стойка  была  на легких колесиках  и  мы  в  тишине  палаты  почти  бесшумно  обходили  друг  друга,  как  «два  курьерских»… 

    Я  молчала,  так  как  люблю  молчать,  больше  слушаю,  смотрю,  наблюдаю, - а  тут  пока  еще  не  проходила  головная  боль  и  потолок  кружился  и  плыл  перед  глазами.  Она  порой  тяжело,  иногда  с  легким  всхлипом,  вздыхала. 

    За  ужином,  сидя  за  маленьким  столиком  (все  так  же  «на  привязи»  у  капельниц)  мы  обменялись  взглядами  и  она  вдруг  сказала:
      
- Мне  кажется, -  я  вас  узнала…  Вы – Наталья  Круглова?
 
- Ну…  да, - ответила  я  и  спросила:  -  Откуда  вы  знаете  меня?

- А  я  читала  «вас»  и  о  вас!  В  интернете!  Я  все  ваше  прочла! И  вашу  фотографию  помню…

- Ах,  это…  -  я не  знала,  смущаться  мне  или  радоваться. (Вот, уже  узнают…  Хорошо  это  или  плохо?)

- Да-да,  я  все  читала!  Там  ваша  героиня  влюбляется  в  женатого  мужчину,  а  потом  теряет  его…  И  как  она  все  это  переживает!…    Это  так  похоже!…  Только… - она  чуть  запнулась, -  только  он  уже  не   женат…

   Помолчала.
 
- Простите,  можно  я  спрошу?  Ну…  сколько  вам  лет?

- Шестьдесят  один,  если  это  имеет  значение, - ответила  я.

- Имеет,  даже  очень  имеет, хотя  мне  уже  исполнилось  семьдесят,  позавчера!  Юбилей  был… - быстро  проговорила  она.

- Я  думала, - мы  ровесницы, - удивилась  я.   

-  Да- да!  Многие  удивляются, - а  это  от  мамы, гены…  Словом, - конституция,  как  говорят…  Вы  верите  в  любовь?  В  ЛЮБОМ  возрасте? – вдруг  без  перехода  спросила  она,  делая  ударение  на  слове  «любом». - А  в страсть? В  настоящую  страсть?

   «Ничего  себе  для  начала!  - подумала  я.  –Не  хИло!»  - как  сказал  бы  мой  внук.

- Любовь…  Ради  любви  и  из-за  нее  в  мире  происходит  все, или  почти  все.  Поэтому  приходится  верить… 

- Я  говорю  о  любви  между  двумя,  между  женщиной  и  мужчиной, -  она  чуть  пригнула  голову  и  снизу  посмотрела  мне  в  глаза.

- Возраст  тут  совершенно  ни  при  чем.  Помните,  у…

- Да-да,  помню!…  У  Пушкина: …все  возрасты  покорны!  Но  чтобы  вот  так,  вдруг,  как  в  молодости?  Разве  может  так  быть?  Это  нормально? -  смотрела  мне  в  лицо  широко  раскрытыми  глазами  и  я  уже  чувствовала  ее  волнение. -  Я  и  хочу  спросить  у  вас, -   голос  у  нее  задрожал, -  это  нормально?…    Вы  пишете…  И  читаете,  наверное,  много…  Вы  встречались  с  таким?

- Это  нор-мально, - медленно,  с нажимом сказала я.– Это  не  только  нормально,  это  -  прекрасно.  Не  волнуйтесь  так…  У  вас  что-то  случилось?

- Да,  случилось! – торопливо  ответила  она.  -  У  меня  случилось!…  Хотите,  расскажу?  Ни  с  кем  не  говорю  об  этом,  а  вам  хочу  рассказать!  Написать  не  смогу,  нет…  А  вот  рассказать…

   Она  замолчала,  долгим  взглядом  посмотрела  в  окно.  Большие  карие  глаза  с  чуть  припухшими  веками  слегка  затуманились.  Некоторое  время  мы  сидели  молча.  Теперь  я  могла  рассмотреть  ее.  Ничто  в  облике  моей  собеседницы  не  говорило  о  ее  возрасте, - гладкая,  без  каких-либо  следов  косметики,  смуглая  кожа  лица.  Легкие  морщинки  в  уголках  глаз  тянутся  «гусиными  лапками»  к  вискам.  Высокие,  не  по  годам  густые,  темные  брови.  Тонкий,  прямой  нос.  Чувственные,  слегка  обветренные  губы.  Мягкий  подбородок.  И  шея!  Говорят:  шея - паспорт  женщины,  но  в  данном  случае  этот  «паспорт»  мог  ввести  в  заблуждение, -  никакой  дряблости,  складок  и  морщин !  Такая  шея  могла  быть  гордостью  и  сорока-  и  тридцатилетней  женщины!  Вьющиеся,   покрашенные  в  каштановый  цвет  волосы  подстрижены  очень  коротко, - словно  мягкая  шапочка  на  голове.  Фигуру  я  видеть  не  могла, - мы  обе  сидели  в  безразмерных  больничных  пижамах.  Но  руки,  вернее,  ухоженные  кисти  рук, видела, - она  держала  их,  сложив  лодочкой  у  подбородка.

    -  Мы  знакомы  очень  давно…  еще  со  школы, -  задумчиво,  не  отрывая  от  окна  взгляд,  заговорила  она. -   Жили  в  небольшом  городке,  на  Украине…  Или  теперь  говорят:  в  Украине? – улыбнулась,  посмотрела  мне  в  лицо. -  Он  почти  на  три  года  моложе  меня.  Когда  я  была  в  шестом  классе,  а  он  учился  еще  только  в  четвертом, - признался  мне  в  любви, – она   снова  улыбнулась,  помолчала.  -  Это  был  какой-то  пионерский  слет.  Кажется,  в    Каневе,  ну,  там, где  могила Тараса  Шевченко, вы, наверное, помните?  Конечно,  в  те  годы  и в  том возрасте  говорить «люблю» мы избегали,  заменяли  другим:  дружить. А  он  сказал:  «Я  люблю  тебя!»...  И  это  в одиннадцать  лет! А  мне  было  уже  почти  четырнадцать, - я  поздно  пошла  в  школу,  из-за  болезни.  И  я  не  знала,  что  ответить,  как  вести  себя…  В  других  случаях,  когда  мальчишки  доставали  своими  записками:  «Давай  дружить!»,  или  шли,  как  мы  говорили  с  подружками:  «скребли»  за  нами,  провожая  из  школы, -  я  могла,  не  задумываясь,  сказать:  «отвали!»  или  еще  что-то  в  этом  роде…  А  тут:  «Я  люблю  тебя!»…   

    Опять  улыбка  тронула  ее  губы.

-Я  и  сейчас  помню  его  лицо,  когда  он  говорил  это… Уже  было  поздно,  мы  все  сидели  у  костра,  что-то  пели. Я  даже  не замечала,  что  он  все  время  рядом, - ну,  малышня  там  какая-то!  Конечно, я  хорошо  знала  его,  - он  был  активным  мальчиком,   -  председатель  совета  пионерского  отряда,  участвовал  в  школьной  художественной  самодеятельности, -  танцевал  в  нашем  кружке…  А  я, - хоть  и  шестиклассница, - была  уже  председателем  совета  пионерской  дружины.  Господи!  Вы  только  вслушайтесь  в  эти  слова!  Как  мы  только  тогда  их  запоминали  и  произносили!  Председатель  совета!  Отряд,  дружина!   Как  в  Думе,  или  в  армии!… - она засмеялась. -  Мои,  да  и  ваши  внуки,  не  поймут! 

    Обхватила  ладонями  щеки.

  - Да…  Совсем  другое  время  было, - слегка  нахмурила  брови, смотрела  вниз,  словно  изучала  рисунок  цветного  пластика  столешницы. - О  чем  я?  - подняла  на  меня  глаза.  - А!  Его  лицо! Оно  было  каким-то  измученным,  а  в  глазах  блестели  слезы… Помню,ответила что-то вроде:  «Прости… Не надо…» Я  растерялась. Было  жаль  его  и  очень  неловко.  Какое-то  время  старалась  не  встречаться  с  ним  в  школе,  избегала  А  потом  –  забылось!  Старшие  классы…  Выпускной…  Институт…  мальчики- старшекурсники. А  дальше – замужество, семья, работа! Дочь…  С  мужем  расстались,  когда  мне  еще  сорока  не  было, -он  был  старше  меня,  но  влюбился  в  молоденькую,  секретаршу,  как  обычно  это  бывает…  Ушел  к  ней.  Я  не  очень  переживала, - любви  между  нами  уже  не  было,  да  и  была  ли  она  вообще?  Так…  познакомили  и  свели  нас.   Я  не  противилась, - только-только  стала  приходить  в  себя  от  предательства  близкого  человека:  влюбилась,  казалось, - навсегда.  Были  отношения…  А  он  женился  на  другой,  на  моей  подруге,  тоже  самой  близкой!  Так  что  второе  предательство, - мужа, - я   пережила,  можно  сказать, спокойно. Конечно,  было  больно,  горько,  но  уже  рядом  была  дочь,  почти  взрослая, -  семнадцать  лет!   

    Вдруг  словно  спохватилась:

- Вы  не  устали  меня  слушать? Хотите  настоящего  зеленого  чаю?  Мне  сегодня  дочь  утром  приготовила,  в  термосе.  Он  еще  горячий… - понизила  голос:  -  мы  выпьем  за  наше  здоровье  и…  дай  нам  Бог  поскорее  выйти  отсюда!

    Легко  поднялась  с  места, прокатила стойку  капельницы  до  своей  кровати,  пошуршала  там  пакетами. 

 -  Вот!   Давайте, -  вам  налью, - поставила  на  стол  небольшой,  похожий  на  кувшин,  термос. – Чувствуете  аромат? -  спросила,  наполняя  мой  стакан. - Это  из  трав,   дочь  собирала, она  у  меня  гомеопат,   знает,  что  мне  нужно.  Пейте,  не  повредит,  он  очень  легкий…

    Горячий  стакан  грел  ладони.  Чай  действительно  был  очень  ароматным  и  приятным  на  вкус.  Какое-то  время  мы  молча  наслаждались  напитком. 

    За окном  уже совсем  стало темно. Монотонно  барабанил   по  стеклу   вторые  сутки  непрекращающийся  дождь, -  израильская  зима  в  этом  году  старалась  вовсю:  январь  с  первых  дней  грохотал  грозами,  шумел  ливнем,  барабанил   градом  или  моросил  мелким,  будто  через  сито,  дождем,  изредка  перемежая  непогоду  яркими  солнечными  днями.  В  такие  вечера  хорошо сидеть  дома  у  камина  (да  и  у  печки  неплохо!), возле  живого  огня,  слушать  тихую  музыку  или  читать  книгу… Главное, - дома…  А  мы  сидели  в  больничной  палате,  где  по  обеим  сторонам  большого  окна  стояли  две  кровати-каталки,  отделенные  друг  от  друга  легкой  занавесью-ширмой, мигали  сигнальные  лампочки  у  кнопок  на  каких–то  приборах, глухо  гудел  кондиционер и  за  закрытой  дверью  слышался  приглушенный,  ровный  шум большого  густозаселенного  здания.  Свет  не  включали,  -  на  улице зажглись  фонари  и  окно  ярким,  разлинованным  квадратом  отпечаталось  на  потолке,  захватив  и  стену. 

   - Вы  приехали  сюда  с  дочерью? – спросила  я,  чтобы  нарушить  молчание  и  помочь  ей  преодолеть  некоторую  неловкость, - ей  нужна  была  моя  поддержка  (и  заинтересованность!), чтобы  выговориться,  излить  все,  что,  видимо,  само  рвалось  из  души.

- Да, да! – торопливо  подхватила  она. -  С  дочерью, и  с внуками, и  с  зятем!  Мы  уже  почти  пять  лет  здесь.

- Ну,  а замуж  вы,  как  я понимаю, больше не  вышли?– я давала  ей  возможность  вернуться  к  теме  нашего  разговора.

- Нет,  не  вышла… Пыталась, но… Неудачно. Хорошо,  - хоть  не  регистрировалась,  хватило  ума. Знаете, я  думаю, что  замуж  легко  выходить  в  молодости,  когда  все  розово-фиолетовое,  когда  кажется,  что   ОН  лучше  всех  и  жить  имеет  смысл  только  вместе,  когда  нет  за  плечами  груза  долгих  лет,  прожитых  в  совершенно  другой  жизни.  Ну,  вы  понимаете  меня?  А  когда  сходятся  двое,  уже  немало  прожившие  и  пережившие? Это – словно сходятся две разные  планеты, - у  каждого  своя  орбита:  бывшая  семья,  друзья,  дети…  И  эти  орбиты  надо  объединить!  Не  всегда  удается…  Здесь нужны  или  сильное, перекрывающее  все, чувство,  или  дьявольское  терпение.  У  меня  не  было  ни  того,  ни  другого.  Так  и  осталась  одна.  А  тут…

   Она  замолчала,  отвернулась  к  окну.  В  свете  уличного  фонаря  влажно  блестели  глаза.  Быстрым  движением  ладоней  смахнула  покатившиеся  по  щекам  слезы.

- Простите! Я  теперь  все  время  плачу.  За  всю  жизнь  столько  не  плакала,  а  сейчас  глаза  не  просыхают.  Словом,  встретила  я  его  здесь,  в  Израиле.    И  встретила  в  ульпане,  нас  там  собрали  десятка  полтора  пенсионеров, -  изучать  иврит. И  не  узнала!  А  он  сразу  узнал  меня!  В  перерыве  подошел,  назвался. Пошел  провожать до  дома. Мы  так обрадовались  друг   другу!  Столько  воспоминаний!  Не  могли  расстаться…  Виделись  почти  каждый  день.  И  я  так  ждала  вечера!…  А  потом  были  у  меня  дома, - я одна  снимаю  квартиру,  дочь  с  семьей  живут  отдельно,  с  первых  дней. Ну, и…  случилось  то,  что  должно  было  случиться…  Да!  Я  не  сказала, - он  приехал тоже  с дочерью  и  внучкой,   жена  умерла  еще  там,  в  России, - он  работал инженером на  большой  стройке,  где-то  в  Сибири. Сердце  стало  подводить, - вот  дочь  и  настояла,  уговорила  ехать  в  Израиль.    Так  что  мы  оба   были одинокими.  А  сейчас!…  Мне  даже  страшно!  Я  так  боюсь  потерять  его!  Уже  четыре  года  живем  вместе  и  я  не  верю,  что  все  это  происходит  со  мной!  В  мои  годы!   Только  я  их  не  чувствую!  Мне  будто  снова  семнадцать!  Столько  заботы,  нежности  я  не  знала  за  всю  свою   жизнь…   Поверите, -  мы  сейчас  вообще  не  можем  друг  без  друга!  Мне  кажется,  если  меня  нет  рядом, - с  ним  обязательно  что-то  случится.   И  теперь  вот  боюсь,  страшно, - ему  должны  через  неделю  делать  операцию,  на  сердце,  а  я  сама  попала  сюда,  и  тоже  что-то  с  сердцем…  -  она  прерывисто  вздохнула. – Так  хочется  увидеть  его  сейчас…  Может,  неловко  об  этом  говорить,  но  вы  меня  поймете:  ведь  я  только  сейчас  почувствовала  себя  женщиной. В  полном  смысле,  словно  только  сейчас  узнала  мужчину.  И  будто  сняты  все  запреты! Воспитывала  меня  тетя, очень  строгая, -  родители  погибли  в  последний  год  войны,  оба  были  медиками  и  ушли  на  фронт  в  первые  дни,  вместе.  Меня  оставили  бабушке.  А  когда  бабушка  умерла  в  сорок  втором,  в  блокаду…  Мы  ведь  ленинградцы,  блокадники…  Меня  забрала  к  себе  тетя,  Аня.  Сама-то  была  еще  ребенком,  семнадцать  лет.  Мне  тогда  только  исполнилось  четыре. Мы  потом,  в сорок седьмом,  переехали  на  Украину, Аню  взял  с собой  первый  секретарь райкома партии,  инструктором, он  тоже  был  из  Ленинграда.  Вы,  может,  помните,  тогда  первым  секретарем  райкома  всегда  был  русский,  а  вторым  местный,  украинец.  Вот  и  оказались  мы  с  тетей  в  районном  украинском  городке. Я  не  знаю,  какие  у  них  были  отношения,  я  была  ребенком,  но  дома  он  у  нас  никогда  не  бывал. И  меня  держала  она  в  ежовых  рукавицах:  мальчики?  Ни-ни! Пока  я  замуж  не  вышла…  А  сама  так  и  осталась  одна. В  Ленинград  потом  вернулась... После  войны  много  было  одиноких  женщин,  мужчин  было  мало. Да  их  и сейчас не  хватает, - войны, катастрофы,  аварии  на  дорогах,  пьянство… - помолчала. - А  мне, как говорится, повезло… И  замужем  побывала,  и  дочь  родила. И  сейчас … Встретила  свое  счастье…  Как  я  тогда  просмотрела?   Не  почувствовала,  не  поняла…  И  теперь…  постоянная  тревога  в  душе. Как  вы считаете: счастье  бывает  долгим!  Или  как  день:  яркий  восход, жаркий  полдень  и  грустный закат, - улыбнулась,  потерла  пальцами  кончик  носа: -  Скучаю  по  нему  ужасно…  Каждую   минуту, каждую секунду! Хотите  посмотреть  фотографию? У  меня  есть,  в  сумке.  Всегда  ношу.  Я  зажгу  свет? 

  Все  так  же  с  капельницей  подкатила  к  двери,  щелкнула  выключателем.  Достала  из  сумки,  лежащей  на  тумбочке,  маленький  блокнот,  села  напротив.

- Вот,  это  мы  были  прошлым  летом  в  Эйлате.

  Она  -  в  длинном  сиреневом  платье,  в  белых  босоножках,  обеими  руками  держит  впереди  себя  маленькую  белую  сумочку.  Аккуратная  стрижка,  (словно  маленькая  мягкая  шапочка  из  темных  волос), на шее  нитка  розового  жемчуга,  в  ушах такие  же розовые  сережки. Темные глаза внимательно смотрят в  объектив,  легкая,  чуть  смущенная  улыбка. Рядом – он, высокий,  широкоплечий,  в  светлых  брюках  и  такой же рубашке  с коротким  рукавом. Седая кудрявая голова.  Смуглое  лицо,  слегка  тронутое  морщинами,   очень…  мужское:   высокий  лоб, крупный  прямой  нос,  четко  очерченные  губы, густые, уже поседевшие, брови  и  светлые,  счастливые,  смеющиеся  глаза!  Его  рука   у  нее  на  плече… 

   И опять  всю  ночь  за  окном  шумел  дождь. Соседка  спала, а, может,  просто  тихо  лежала,  изредка  вздыхая,  глубоко,  с  легким  подвывом.  К  утру  уснула  и  я, - утихла  боль в виске, словно  перестали  там  колотить  молотками  по  наковальне.

   Проснулась  от  шума:  в  палате  громко  разговаривали, - у  постели  моей  рассказчицы  суетились  медсестры,  врачи.    Быстро  укатили  кровать  вместе  с  ней  в  широко  распахнутую  дверь.  У  сестрички,  что  меняла  мне  капельницу,  спросила:

- Что  случилось?  Что  с  ней?

- В  операционной.  Нажала  на  кнопку  вызова,  успела…

- Как  успела?  Что  с  ней?

- Похоже:  тромб…   Вы  не  волнуйтесь,  вам  нельзя!

    Сна  уже  не  было.  Опять  разболелась  голова.   Погасли  уличные  фонари.  Начинался  серый,  сумрачный  январский  день.

    Вошла  санитарка, стала собирать вещи  моей соседки: сумку,  книгу,  телефон,  блокнот. 

- Что  с  моей  соседкой? – спросила  я  у  нее.

-  Пока  будет  в  реанимации.  Там  муж  сидит,  плачет…  Такой  мужчина-а!

   Из  блокнота  выпала  фотография.  Она  подняла,  замерла,  полусогнувшись, -  рассматривала.

- Красивая  пара… - прошептала.

«...счастье  бывает  долгим?…» – вспомнила  я.