Экскурсовод

Евгений Сипков
               
   Поработав некоторое время в школе, в посёлке Гантьяди, что находился  в Абхазии, Анатолий понял, что это – не его. Ученикам, что история, что география – было без разницы.  Нет, в  начальных классах её ещё можно преподавать, а вот в девятом и десятом, толка уже небыло никакого…
    Все сидят, а мысленно, кто на рынке, кто в магазине, а кто и на пляже торгуют…
 «Помучился, я помучался с ними, и устроился в туристическое бюро экскурсоводом работать,- рассказывает Анатолий.
    Ездишь на автобусе – свежий воздух, простор, красота               
вековых гор, чистота рек и озёр, да и люди приезжают разные, живо всем интересуются, неподдельный восторг и умиление увиденным, так и чувствуешь себя нужным человеком на этом празднике жизни.  Летом, конечно, работы много, а зимой – поменьше.  И  приезжают более организованно: из санаториев, турбаз, лечебниц и домов отдыха…
   И вот однажды в Сочи, где-то в октябре месяце, стоим мы, как положено, на стоянке автобусов, которые едут на экскурсии,- продолжает дядя Толя,- в мой ПАЗик заваливает шумная компания, видно уже немного навеселе, одеты они поскромнее, не так,  как летние отдыхающие,  и тянут с собой какие-то сумки и две десятилитровые канистры.
  Я интересуюсь:
- Чего это вы, со своими харчами пришли?
  А один, такой в картузе, видно, у них за главного, отвечает: - Дорога, мабуть, довга, и люды зголодниють, та  й  щоб там ничёго не купуваты, мы трохы взялы з собою.
   А я, услышав хохлятский говор, спрашиваю:
- Хлопци, вы звидкиля?
   И этот в картузе, услышав знакомую речь, говорит:
- Що, ты теж з Украйины, а мы з Полтавськойи области, село Зачэпыливка.  Я  Мыкола – брыгадыр, а це моя брыгада, мы бурякы вырощуемо и нам  за  добру працю виддячылы, та видправылы усих на курорт.
   Тогда я, уже как экскурсовод перехожу  на понятный  для народа язык и продолжаю:
- Дуже прыемно, сидайте, пойихалы! И автобус тронулся…               
   Мы едем, я рассказываю:
- Сейчас будет город Гагра – это там, где фильм « Весёлые ребята» снимали, где козы да свиньи на столах ели и пили, а потом их гоняли по всему дому.
 А Мыкола даже гоготнул:
- Бачылы, бычылы, у нашому сели теж була така подия…    
   Посадыв дид Васыль  капусту, а сусидськый кабан пролиз кризь паркан, та зьийв  пив  городу.
    И дальше Анатолий перессказал рассказ Николая: « Так, вот, схватил дед Василь большой дрючок и давай прогонять кабана с огорода, а тот с перепуга побежал  во двор к деду…
  А бабка в это время, открыв хлев, пошла, кормить свинью, и кабанчик, услышав запах еды и свиноматки, туда и рванул.               
Дед за ним, и в один миг закрыл дверь и дрючком подпёр…               
   «Вот теперь – пусть сидит у меня в хлеву, а у соседа – я выкуп возьму за съеденную капусту»,- решил дед и довольный пошёл в хату…
  Заходит, а бабки нет, подумал: « Наверно за водой пошла или, ещё куда, по делам».
  Прошёл час, второй – уже  дело к вечеру идёт, а бабки нет…
Тут уж дед начал волноваться. Вышел во двор, хотел к соседям пойти, а сосед сам прибежал и говорит:
- Где мой кабанчик? Все видели, что он к тебе на огород забежал. 
  А дед в ответ:
- Он у меня в плену. Эта скотина вылезла в дырку в твоём заборе и пологорода капусты вытоптала, и сожрала, так что давай выкуп.   
  Тот почесав затылок, говорит:
 -Ладно, только денег у меня нет, а вот мяса, когда                заколю кабана, тебе дам.
   Открывают хлев, а оттуда бабка выбегает с граблями и на деда:
- Ирод, проклятый,- кричит, - жизни захотел меня лишить, с кабаном закрыл, чтоб он и меня сожрал, - и граблями деда по спине.
 А сосед смеётся, зовёт кабанчика, а тот выходить не хочет, – видно, приглянулась ему  соседская свинья.
Дед, говорит:
 - Пускай остаётся, может чего и получится.
- Ничего не получится, - отвечает сосед, - я его, ещё год               
назад, сделал « неспроможным».
   Взяв он ещё одну капустину, в счёт будущего мяса,  и выманив кабанчика, погнал домой».
  Так, за разговорами, проехав Гагры, повернули  мы налево, остановились у Голубого озера, сфотографировались возле медведя. Все удивлялись, что такие звери в горах водятся, и забрались обратно в автобус…
 А я продолжаю вести экскурсию:
- Дальше нас ждёт Рицинский реликтовый национальный парк, а за ним озеро  Рица.
  Николай повернувшись ко мне, спрашивает:
-А, що цэ такэ, озеро Рица – ставок  чи що?
 Я киваю:  - Да, ставок.
А он:
- Тю, та що ж мы ставка нэ бачылы? Давай, мы отут дэсь сядэмо, та й пообидаемо, дывысь люды вже зголоднилы.
 - А экскурсия как же?
А Николай:
- Так, а мы дэ? Оцэ й будэ экскурсия, - и уже в сторону, продолжает, - Одарко, скилькы у нас там курэй зосталось, дэсять, чи пьятнадцять, та помидоры, огиркы, цыбуля, яйця, чорный хлиб та сало?
    От этого перечисления давно знакомых продуктов у меня даже голова закружилась – вспомнил Украину, Харьковскую область, родное село, отчий дом, мать и свежевыпеченный поутру, душистый хлеб, с чашкой парного молока…
  Но мои воспоминания нарушил голос Мыколы, который продолжал:
- А ще дви канистры самогону.               
   Я удивлённо :
- А немного ли будет?
 А он в ответ:
- Мы взялы   у видпустку – чотыры, одну по дорози выпылы, а колы позавчора тэж на экскурсию йиздылы на якусь гору Ахун, чи що, то в нас из кимнаты дви гускы смажени вкралы,  та   ще  й канистру горилки. Мы до цей, як йи-йи, до  администраторши, а вона:
- Ничего не знаю, надо было двери закрывать.               
  -А вид нейи смаженым так и тхне,- пожаловался бригадир,- мы  ж николы в сели двери не зачиняемо, дрючком пидпэр и всэ – господари в поли, чи на городи, и нихто ничого нэ крадэ. Як вы тут у мисти живэтэ – жах…               
 Оце  ж тэпэр, всэ за собою й носымо».
   Его рассказ окончательно меня добил, и я, кивнув водителю, сказал :
- Поехали на поляну, ты знаешь какую.
    Было у нас в стороне  от дороги местечко, куда мы изредка заезжали, чтобы отдохнуть, а тут как раз такой случай…
  Заехав, расположились, вытащили из сумок закуску,  налив в чарки, я тост сказал:
- За  земляков!  Приезжайте  к нам ещё!
 Все поддержали…
Выпили, закусили…
Сидим культурно отдыхаем…               
  Глядя на рядом стоящую, огромную скалистую гору, из которой росли высокие сосны с торчащими во все стороны корнями, после третьей, Николай  говорит:
- Анатолий, ты дывысь – от тоби скэля, а з нэйи така дубяка вымахала, а в нас на чорнозёми нэ тэ що буряк, а й картопля вжэ нэ ростэ.
    Это он, конечно, пошутил, но шутка – понравилась, и все рассмеялись.
   И когда мы уже возвратились назад,  Николай  сказал:
- Анатолий, ты мужык, що треба, як тут тоби набрыднэ, прыийзджай до нас, робота для тэбэ знайдэться – чы  завклубом,  чы у школи вчитэлэм, чы до нас у бригаду працювати прыйдэш…