Свеча. Вступление

Анатолий Кульгавов
(Вступление к публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Ещё совсем недавно этих детей - в лучшем случае! - просто не замечали. На факт их существования закрывали глаза. Их сторонились, не брали в детские сады – даже в коррекционные группы, не говоря уж об обучении в школе. Этих детей вообще считали в принципе необучаемыми. Даже самые обыкновенные навыки простого самообслуживания на обычном бытовом уровне, так же как и навыки простого общения с окружающими, привить таким детям не столь давно считалось задачей, находящейся едва ли не за гранью реального.

  Но с двадцатых годов, теперь уже минувшего, двадцатого столетия в странах Запада, а с относительно недавнего времени и у нас, под влиянием всё более и более развивающейся науки, появлению и накоплению всё новых и новых знаний о человеке, его организме, психике и психологии, об обществе, о природе, об окружающем нас мире в его видимых и невидимых проявлениях, отношение к этим детям, медленно, но верно, начинает меняться, что, само по себе, безусловно, является значительным шагом вперёд для всего человеческого общества.

Совсем недавно диагноз «аутизм» воспринимался, можно сказать, как зловещий приговор. Это слово являлось синонимом слова «идиот». При чём – явно безнадёжный. Но теперь, как уже сказано выше, ситуация и отношение к ней всё большего количества заинтересованных и просто неравнодушных людей начинает меняться в гораздо более прогрессивную сторону.

На смену таким понятиям как «психические отклонения», «нарушения в развитии» и прочим аналогичным формулировкам приходят другие. Например, такие как «альтернативное развитие» и даже «альтернативная одарённость».

Многие из детей, страдающих аутизмом, как доказывают научные исследования и всё более весомо подтверждает практика работы с этими детьми, способны перемножать в уме шестизначные числа, осваивать в совершенстве до тридцати иностранных языков, проявлять поистине неслыханные чудеса в овладении компьютерным искусством и целым рядом ремёсел, в первую очередь –  теми видами деятельности и применения своих способностей, где сами они имеют максимальную возможность в процессе работы оставаться один на один со своим внутренним миром, который исполнен небывалой, непостижимой даже для науки, глубины, исполнен тайн и сложнейших загадок, неведомых и непостижимых глазами и разумом окружающих.

Вот какое поистине неслыханное, немыслимое и никакими словами невыразимое богатство – причём, скорее всего, слово «богатство» применять и истолковывать здесь потенциально можно практически во всех смыслах – скрывается за внешней «странностью», «необучаемостью», «ненормальностью» этих детей.

Глубочайшим убеждением автора этих строк является то, что внимание к проблемам альтернативно одарённых детей со стороны государства и общества, серьёзная, углублённая государственная помощь в решении их проблем, в решении проблем их семей, проблем организаций, работающих с альтернативно одарёнными детьми, занимающихся их обучением и реабилитацией, способно со временем многократно оправдать себя во всех отношениях, в том числе – и в чисто экономическом. Данный вывод подтверждён практическим опытом многих стран. И не надо говорить, что, мол, нет денег, в стране трудности и всё такое… Деньги находятся на бессмысленные переименования улиц и целых городов, на помпезные проведения бесчисленных праздников сомнительного содержания, на строительство памятников и установку мемориальных досок различного рода деятелям, заслуги которых перед историей являются в лучшем случае многократно преувеличенными; хватает денег на дорогостоящие поездки политиков на международные конференции и совещания, где, все равно, не принимается никаких решений, имеющих хоть сколь-нибудь серьёзное значение, что, собственно, и не скрывается… Вот далеко не полный перечень тех, в общем-то ненужных, трат, на которые расходуются поистине астрономические суммы, не взирая на какие бы то ни было трудности… Впрочем, я, пожалуй, несколько отвлёкся. Хотя, все то, о чём только что сказал, тоже имеет самое прямое отношение к заявленной теме. И обойти молчанием данный аспект вопроса является делом невозможным. Да и не нужно ничего обходить.

  Тем не менее, аутизм пока ещё остаётся явлением до конца не изученным, таящим в себе много нераскрытых загадок, и - скорее всего – потенциальных открытий, которым ещё только предстоит потрясти изумлённое человечество.

Об уникальном клубе «Свеча», существующем в городе Ростове-на-Дону, название которого являет собой аббревиатуру слов «С Верой в Человека», занимающимся реабилитацией детей, страдающих аутизмом, о самоотверженных людях – этих великих подвижниках своего благороднейшего дела, - работающих здесь фактически бесплатно, добивающихся иногда просто фантастических результатов, признанных на самом высоком уровне, вплоть до уровня международного, продолжающих, как в песне, «не унывая, не уставая», нести свою миссию, нести её вопреки всем мыслимым и немыслимым трудностям, вопреки чудовищному, трагическому непониманию, и попробует автор, насколько, конечно, хватит у него сил, возможностей и способностей, рассказать ниже.