С верой в человека

Анатолий Кульгавов
(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

С недавних пор в Ростове-на-Дону выходит журнал «Живые Помощи», с редактором которого Натальей Николаевной Хорошенькой я уже успел познакомиться, и даже предложить ей для публикации кое-что из своих произведений, что она и обещала сделать в одном из ближайших номеров. Но сейчас речь не об этом, а о клубе «Свеча», о коем я сам узнал тоже из публикации в вышеупомянутом журнале, прочитав которую, позвонил Наталье Николаевне с просьбой, познакомить меня с представителями этого клуба. В ответ на мою просьбу, Наталья Николаевна незамедлительно продиктовала мне телефон Натальи Александровны Москвичёвой, являющейся соруководителем клуба «Свеча», с которой мы и договорились посредством моего телефонного звонка о встрече в один из ближайших дней.

Передо мной буклет, выпущенный клубом «СВеЧа» (именно так выглядит это название на буклете, поскольку, как выяснилось, это, на самом деле, есть не что иное, как аббревиатура, означающая: «С верой в человека»), действующего под эгидой ростовской региональной общественной организации инвалидов «Путь к себе».

  В начале буклета – взятые в качестве вступления слова:

  «Все люди рождаются свободными и равноправными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

  Далее приводится указание документа, из которого взяты эти замечательные слова:

  «Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. статья 1)».

  Сравниваешь это с состоянием нашего общества, и поневоле… Впрочем, к чему говорить то, что и так знает и понимает всякий нормальный человек.

  Сидим с Натальей Александровной в уютном подвальчике дома, в котором и расположен клуб – здесь своеобразное подобие гостиной. Пьём чай. Кстати, пьём его при свечах. Наталья Александровна рассказывает о клубе, о его делах, проблемах, целях и задачах. О том, с каким трудом собирались деньги на приобретение этого здания, формально принадлежащего инвалидной организации «Путь к Себе». А каких трудов стоили отделка и ремонт! И все это держится практически на одном энтузиазме, а по сути дела – на самом настоящем подвижничестве здешних педагогов. Не очень-то жалуют своим вниманием представители власти, а уж о бизнесменах и говорить нечего. С ужаснейшим непониманием приходится сталкиваться едва ли не на каждом шагу. А ведь не понимает, как известно, тот, кто просто не хочет понять.

  -А ведь нам очень тяжело, - рассказывает Наталья Александровна. Мы работаем с детьми, имеющими серьёзные психические отклонения. Особенно – те, у кого аутизм. Многие из них даже не говорят. А мы даём им хотя бы самые элементарные навыки. Мы учим их. У нас по сути дела – школа, до десятого класса.

  -А после десятого?, - не могу удержаться от вопроса.

  -Хороший вопрос, - оживляется Наталья Александровна. Пока мы ещё не подошли к его решению, но думаем и об этом. По-хорошему нужно создавать для таких людей специальные поселения, каковые существуют в ряде стран, например в Швеции, где можно и жить, и заниматься хозяйственной деятельностью. Но на всё нужны деньги, которых, как я уже сказала, катастрофически не хватает. Кстати, взгляните на этот документ…

  Наталья Александровна показывает своего рода строительный план здания, того самого здания, в котором мы с ней сейчас и находимся.

  -Вот это – не заштрихованное – это всё то, что есть сейчас, а это, заштрихованное кирпично-красным цветом – это те части нашего здания, которые мы планируем построить. И опять же – всё в деньги упирается.

  Приведу здесь ещё несколько слов из вышеупомянутого буклета:

  «В каждом городе находится немало маленьких, беспомощных детей, запертых в четырёх стенах.

  Эти дети имеют нарушения различной степени тяжести в физическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном, эмоционально-волевом и психическом развитии. Долгое время они считались в нашей стране необучаемыми. Сейчас кроме специализированных интернатов им предлагается лишь надомное обучение, а для многих и это недоступно по ряду ограничений, связанных с заболеванием. Таким образом, дети остаются социально-изолированными, а их родители один на один с тяжёлой психологической проблемой».

  Вот о чём следовало бы подумать всяким специалистам по поискам какой-то там «национальной идеи», выстраивателям каких-то химерических проектов, заштатным бумагомарателям, рассуждающим о чём-то там таком, что «не от мира сего», видя жизнь разве что из окон валютных ресторанов и дорогих иномарок. А на помощь этим детям, которая, кстати, судя по опыту многих других стран, пусть не сразу, но рано или поздно, с лихвой оправдает себя во всех отношениях, в том числе – и в чисто экономическом, нужно, если брать в глобальных масштабах, не так уж и много средств; во всяком случае – целые толпы высокопоставленных, высокооплачиваемых бездельников всех цветов и оттенков, всех уровней, всех рангов и степеней, а за одно – ещё большие толпы расплодившихся в последнее время менеджеров, служащих сомнительных фирм и банков, обходятся гораздо дороже. Это – реальность.

  А пока вновь обращусь к буклету, чтобы рассказать непосредственно об истории клуба:

  «Более шести лет назад объединились родители, имеющие детей с проблемами в развитии, врачи, педагоги и психологи, для того, чтобы дать возможность детям общаться и развивать свои потенциальные задатки. Тесное сотрудничество в течение этих лет и желание продолжать действовать в выбранном направлении, дали импульс для создания общественной организации с целью оказания помощи детям и их родителям.

  Теперь в нашем городе при ростовской региональной общественной организации инвалидов «Путь к себе» существует клуб «С верой в человека» (СВеЧа»). Мы общаемся с детьми в клубе, основываясь на принципах лечебной педагогики».

  Далее авторы буклета задаются вопросом: «Почему мы выбрали лечебную педагогику?», и сами же на него отвечают следующим образом:

  «Лечебная педагогика опирается на глубокое понимание сущности природы человека, раскрывает нам законы физического, психического, духовно-душевного развития ребёнка.

  Лечебная педагогика исходит из принципа, что истинная сущность человека с нарушением в развитии не повреждена, она лишь испытывает трудности своего телесного и интеллектуального выражения. Это позволяет строить воспитательный и учебный процесс с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

  В атмосфере любви, тепла, доброжелательности ребёнок живёт полноценной жизнью, в игровой форме развивает свои способности. Элементы традиционной народной культуры – песни, игры, сказки, хороводы, ремёсла, сезонные праздники органично вливаются в учебный процесс.

  В нашем клубе учатся общаться, ухаживать за собой, друг за другом.

Мы помогаем ребёнку раскрыться через музыку, живопись, лепку. Очень важно, чтобы дети соприкасались с натуральными материалами (глина, воск, шерсть, дерево…), изделиями из них и жили в естественном ритме дня, недели, года».

  Далее в буклете формулируются цели клуба:

  «-Социальная адаптация и реабилитация детей, имеющих нарушение в развитии;

 -создание условий для общения их родителей;

 -объединение родителей для защиты прав детей с психофизическими ограничениями;

 -привлечение внимания общества к проблемам этих детей».

  Следующий раздел буклета посвящён задачам клуба, которые сформулированы так:

 «-Регулярное проведение занятий с детьми;

 -организация встреч с родителями с целью оказания консультативной и психологической помощи;

 -проведение конференций по обмену опытом работы и обсуждению проблем детей с психофизическими нарушениями;

 -развитие партнёрских отношений с Российскими и зарубежными организациями, работающими с людьми с проблемами в развитии».

  Далее, на последней странице буклета, говорится:

 «РРООИ «Путь к себе» - открытая организация. Дети растут и нас беспокоит их дальнейшая судьба. Мы знакомы с опытом работы с людьми с проблемами в развитии старше 18 лет.

  Возможно, это следующий этап развития нашей организации. Но одним нам не справится».

  Заключительная часть буклета посвящена вопросу средств, она так и называется «Средства»:

  «Клуб существует на средства родителей детей-инвалидов и благотворительные пожертвования от частных лиц и организаций, которым не безразлична судьба наших детей.

  Будем рады всем, кого заинтересует наша деятельность.

  Будем благодарны за любую помощь»
.
  Буклет иллюстрирован цветными фотографиями, на которых запечатлены эпизоды из его повседневной жизни, из его будней и праздников. А ещё – клубная эмблема. Такую же я увидел и на воротах здания, в котором помещается клуб.

  -Это наши волонтёры нам ворота разукрасили, - не без гордости отмечает Наталья Александровна.

  Эмблема эта представляет собой изображение, видное как бы в тумане, или – скорее – в диковинном, сверхъестественном видении: несколько фигурок, скорее всего детских, только если приглядятся, то думаешь, что дети те всё же разного возраста, кто-то младше, а кто-то, скорее всего постарше, взявшись за руки, водят хоровод, а над их головами женщина, обозначенная как бы несколько более зримо, выступающая на передний план будто из тумана, будто из какого-то фантастического небытия, держит зажженную свечу.

Прогулявшись с Натальей Александровной по зданию, в одной из комнат встретились с сотрудницей по имени Марина (по крайней мере, так она сама мне представилась), заканчивавшей покраску стен. Ведь скоро – начало учебного года. Всё нужно привести в порядок, не оставить никаких недоделок.

Под кистью Марины преображались стены, приобретая приятный для глаз, успокаивающий бело-розовый цвет, в коем самым непостижимым образом чередовались эти тона – белый и розовый, - самым невероятным, самым незаметным и самым естественным, самым органичным образом, переходя постоянно из одного в другой.

  -Это такая особая технология окраски стен, создающая вполне определённый психологический фон, что тоже является неотъемлемым элементом нашей работы, - поясняет Наталья Александровна.

Об этой технологии, о её значении и о практическом значении цветов, используемых в процессе окраски стен аудиторий мы ещё скажем несколько слов в дальнейшем.

  Чуть позже, уходя отсюда, познакомился ещё с одной женщиной, которая представилась коротко и просто:

-Дина.

А про себя рассказала ещё проще:

  -Я сама – архитектор. Пришла однажды сюда, да так здесь и осталась.

  Так состоялась моя первая встреча с интересным человеком, прирождённым педагогом, ведущем в «Свече» так называемую пятничную группу, где занимаются дети ещё дошкольного возраста, пока ещё только готовящиеся пойти в первый класс лечебно-педагогического клуба «Свеча», интереснейшим собеседником, талантливейшим рассказчиком, членом лечебно-педагогической коллегии по связям с общественностью Диной Леонидовной Мищенко, которой будет посвящена отдельная глава настоящего повествования.

А потом я, сидя в одной из комнат, ждал, пока освободиться Наталья Александровна, чтобы продолжить со мной беседу. Ждал, и мучительно вспоминал…

  Впрочем, что же именно я вспоминал? Может, что-то из своего детства? Но, что именно?! Что?! Наверное, то, чего в нём не было. А не было в нём участия душевного, заботы деятельной, сопереживания живого, любви нелицемерной. Дежурные проявления того внимания, что положено по закону, и что предписано ханжескими «правилами хорошего тона» - всё это не то, всё это не в счёт. Понимания и общения с подобными себе тоже не было. Да и сейчас нет. А вот в эти минуты показалось, что было в какой-то иной, прежней, на самом деле никогда не существовавшей жизни. Потому, что очень хотелось, чтобы когда-нибудь оно всё-таки было. Хотя бы в воображении. Хотя бы в мечте. Воспоминания о несбывшихся мечтах безвозвратно ушедшего детства… Наверное – так… Удивительная всё-таки вещь – человеческая душа!

Выйдя за ворота с твёрдым намерением побывать здесь снова, во что бы то ни стало, и бывать потом ещё и ещё, я шёл вдоль трамвайных путей, вслушиваясь в небывалую тишину, стоявшую над этой частью преимущественно шумной, многолюдной и суетливой нашей областной столицы, над этой частью города Ростова-на-Дону, а закат, только-только обозначивший своё присутствие в окружающем мире, повесил на провода трамвайной линии розоватые подвески. Со склонов открывались городские пейзажи и простирающиеся за ними зелёные дали.

  Куда же катится этот мир, одержимый дьявольским безумием, погрязший в склоках, дрязгах, интригах, распрях, войнах, в вещизме и в мещанстве, в накопительстве и в нечеловеческой гонке потребления, куда несёмся все мы, одержимые этим гибельным угаром. Не есть ли эти дети, коих на протяжении многих лет мы воспринимали как какое-то недоразумение, как что-то такое, что, в лучшем случае, было принято не замечать, то указание пути, следуя которому, отказавшись от мнимого прогресса и ложно понятого развития, мы можем спастись сами и спасти окружающий нас мир? Куда уж дальше развиваться?! Наука скоро окончательно погубит планету, а всё человеческое и всё человечное в самом человеке она уже и так убила, боюсь, что окончательно.

А мне так хочется закричать сейчас на весь мир:

-Люди! Давайте будем людьми! Давайте вспомним, что все мы  -братья! Давайте остановим зло и насилие! Давайте остановим войны! Пусть наука служит только добру. И всё будет только для человека!

Я не надеюсь больше ни на каких политиков, и ни на какие политические партии. Причём, уже давно не надеюсь. Я надеюсь только на человеческое сознание, на его пробуждение и изменение в лучшую сторону. Но возможно ли это ещё?

  Будучи не в силах сдержать переполняющие меня эмоции, достаю мобильный телефон, звоню Наталье Николаевне Хорошенькой, редактору журнала «Живые помощи», с упоминания о которой и начал эту главу. Благодарю её за то, что познакомила меня с этими замечательными людьми. А с губ моих в телефон срывается признание:

-Наталья Николаевна, я так боюсь, что – это всего лишь сон, и что он сейчас закончится.

-Спасибо вам, - слышу в трубке.

- Да, за что же?! За что?!

  -За эти слова, - отвечает Наталья Николаевна.