Немного истории

Анатолий Кульгавов
(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

А теперь, пожалуй, было бы правильнее всего совершить небольшой экскурс в историю, к страницам которой мы ещё неоднократно будем возвращаться в дальнейшем.

  По состоянию на тот момент, когда пишутся эти страницы, история клуба «Свеча» насчитывает всего лишь десять лет. С одной стороны, конечно, может показаться, что это совсем немного. Тем более, что западноевропейские коллеги сотрудников «Свечи» начинали свою аналогичную деятельность едва ли не столетие назад (если быть более точными, то в двадцатые годы двадцатого века, о чём уже упоминалось). Но, это – только с одной стороны. С другой же – если измерять не количеством минувших лет (хотя, и оно, конечно, имеет значение), а количеством, а самое главное – качеством, глубиной и значением дел, совершённых за эти годы, а ещё – той неимоверной ценой, каковой давалось и даётся всё совершённое, то тогда предстаёт совершенно иная картина.

Напомню несколько слов из буклета, цитируемого в предыдущей главе:
  «В каждом городе находится немало маленьких, беспомощных детей, запертых в четырёх стенах.

  Эти дети имеют нарушения различной степени тяжести в физическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном, эмоционально-волевом и психическом развитии. Долгое время они считались в нашей стране необучаемыми. Сейчас кроме специализированных интернатов им предлагается лишь надомное обучение, а для многих и это недоступно по ряду ограничений, связанных с заболеванием. Таким образом, дети остаются социально-изолированными, а их родители один на один с тяжёлой психологической проблемой».

  Здесь следует сказать, что аутизм, помимо всего прочего, характеризуется замкнутостью, уходом в себя, эмоциональной холодностью, иногда даже потерей чувства времени. Именно потому так важно, в процессе реабилитации ребёнка, страдающего аутизмом, правильно организовать распорядок не только его дня, но и фактически всей его жизни в соответствии с естественными ритмами – как суточными, так и календарными, что, само по себе, является делом крайне сложным, трудоёмким, требующим от врачей и педагогов бесконечного терпения, солидного практического опыта, огромного багажа соответствующих научных знаний и ещё многого, многого другого.

  Как писала не очень давно газета «Вечерний Ростов»: «Сотрудники клуба «Свеча» (С Верой в Человека) не понаслышке знают о том, что дар, которым обладает ребёнок, может парадоксально сочетаться с психической, физической и умственной неполноценностью. Их воспитанники могут с лёгкостью выступать перед большой аудиторией, но испытывать настоящие мучения в личном общении. Создавать удивительные произведения – и быть не в состоянии рассказать о себе. Прекрасно разбираться в компьютере – и не уметь считать» (газета «Вечерний Ростов» № 235 (14604) от 6го ноября 2008го года, статья «Расколдовать современных Каев», автор статьи И. Тен).

  Именно для решения проблем этих детей, для их реабилитации, для помощи их родителям и был создан клуб «Свеча», о расшифровке названия которого уже говорилось выше.

  Теперь же я вновь упомяну имя Натальи Александровны Москвичёвой. Её имя будет часто встречаться на страницах нашего повествования. Не будет преувеличением сказать, что без Натальи Александровны, без её идей, без её поисков, без её инициатив и поистине неисчерпаемой, неистощимой энергии благие мечты о создании в Ростове-на-Дону структуры, подобной клубу «Свеча», скорее всего, так и остались бы лишь прекрасными мечтами.

  Будучи в середине 80х годов главным подростковым психиатром города Ростова-на-Дону, имея к тому времени достаточно основательный опыт работы в психиатрии, исчислявшийся несколькими десятилетиями, и потому, постоянно сталкиваясь на практике с психически больными детьми, страдающими самыми разными заболеваниями, имеющими различную степень тяжести, а в их числе – и с детьми, страдающими аутизмом, глубоко вникая в суть их проблем, всё более и более проникаясь заботами относительно поиска их, хотя бы частичного, решения, Наталья Александровна убедилась в том, что, к наиглубочайшему и самому, что ни на есть, искреннему сожалению, в нашей стране, увы, просто не знают способов борьбы с этой болезнью.

  На сегодняшний день известна лишь одна методика, способная оказывать реальную, действенную помощь детям, страдающим аутизмом. Эта методика основана на философской концепции немецкого мыслителя, педагога, социального и религиозного реформатора Рудольфа Штайнера, которая в нашей стране впервые стала применяться в начале девяностых годов. Именно тогда, ознакомившись с данной методикой, одновременно успев познакомиться лично с представителями Швейцарского института международной лечебной, педагогической и социальной терапии, Наталья Александровна убедилась воочию в том, что означенная методика, в самом деле, способна помочь детям, имеющим серьёзные проблемы в своём психоэмоциональном развитии. Более того. Наталья Александровна была буквально поражена действенностью и результативностью означенной лечебно-педагогической программы, основанной на глубоком понимании сущности человека, которая, как доказано научно, (о чём выше тоже говорилось), с нарушением в развитии вовсе не повреждается, как совершенно ошибочно было принято считать прежде, а лишь испытывает трудности своего телесного и интеллектуального выражения.

Заключив с упомянутым институтом соответствующий договор, Наталья Александровна прибыла в Швейцарию, чтобы обучиться лечебной педагогике, где успела узнать ещё очень и очень многое о методах обучения, воспитания и развития аутентичных детей, кроме того, приобрела там много полезных знакомств, которые ей потом чрезвычайно пригодились в процессе дальнейшей практической деятельности.

  Вернувшись в Ростов-на-Дону с полученными новыми знаниями и с новым опытом, Наталья Александровна незамедлительно приступила к реализации своих планов. Начинать приходилось, что называется, с нуля, и при этом, буквально, на чистом месте.

  Сама Наталья Александровна многократно подчёркивала, что именно так, в похожих, в сущности, условиях, начинали и её коллеги в странах Запада в двадцатых годах двадцатого столетия, пройдя через схожие трудности, наталкиваясь на такую же глухую стену общественного непонимания, в отличие от дня сегодняшнего, когда в странах всё того же Запада люди, занимающиеся подобной работой, не просто пользуются солидным уважением со стороны окружающих, как занимающиеся весьма престижной деятельностью, ценной и важной для всего общества, но и относятся к представителям достаточно высокооплачиваемой категории трудящихся. Это вселяло оптимизм. В самом деле. Если подобный путь смогли пройти, несмотря ни на что, и едва ли не вопреки всему, на Западе, то почему тот же самый путь не удастся, в конечном счёте, пройти и у нас, с тем же конечным результатом?

  Стояла осень 1996го года. Не так уж много оставалось до конца двадцатого столетия.

  По совету своих европейских друзей и наставников, Наталья Александровна, уже успевшая к тому времени подобрать небольшой коллектив единомышленников, готовых взяться за такое новое, прежде совершенно неизвестное у нас, дело, начала занятия с проблемными детьми на дому у одного из них. Кстати, большинство лечебно-педагогических инициатив во всём мире – и Наталья Александровна уже об этом знала – начинались точно также.

  Через некоторое время количество занимающихся детей увеличилось до семи человек. Поиск помещения становился необходимостью. Тогда удалось арендовать группу одного из детских садов. Там собирались дважды в неделю.

  Чуть позже работали в спортивном зале ростовского дельфинария. Как рассказывает сама Наталья Александровна:

  -Это устраивало всех: голодных дельфинов, тренера, не получавшего зарплаты, детей с родителями, которые оплачивали и первое, и второе.

  Занятия проводились довольно успешно. Вообще, весь мировой опыт лечебной педагогики показывает, что на детях, имеющих ранний аутизм, каковые и были тогда в группе, чрезвычайно благотворно сказывается общение с дельфинами – оно так и называется «дельфинотерапия».

  Но дельфинов вскоре не стало… Они просто… ушли из жизни. Это несчастье произошло, в первую очередь, по причине отвратительной экологии.

  Осенью 1999го года Наталья Александровна и её самоотверженные единомышленники продолжили начатую ими работу в полуподвальном помещении, находящемся в центре города, под крышей частного экономического университета, имевшего лицензию на образовательную деятельность. К концу третьего года пребывания в этом помещении удалось оформить юридический адрес в качестве общественной региональной организации инвалидов.

  Наталья Александровна вспоминает, что энтузиазм педагогов и родителей, имеющих проблемных детей, занимавшихся там в тот период времени, был настолько высок, что преодолевались не только трудности бытового характера (а к ним относились и беспрерывные аварии, в результате которых полуподвал заливало канализационной водой, и плохое отопление, и скученность, как взрослых, так и детей разного возраста в одной комнате, и многое, многое другое), но ещё и начали профессиональное обучение в области лечебной педагогики.

  На протяжении трёх лет трое педагогов в период летних каникул проходили обучение на профессиональном лечебно-педагогическом семинаре в Москве, а приобретённые ими знания и навыки начали быстро и достаточно эффективно сказываться на здоровье и успехах детей, что сразу же почувствовали их родители, которые стали достаточно быстро внедрять предложенные им рекомендации в домашнюю практику. К таковым рекомендациям относятся, например, создание правильно организованного пространства, ритмов непосредственного дня, работа с конечностями в правильном чередовании ритмичных хлопков, лечебная диета, работа над базисными органами чувств, и так далее…

  На протяжении семи лет приезжала из Голландии Флёр де Косте. Она приезжала в качестве консультанта по части лечебной педагогики и лечебной эвритмии. (Об эвритмии на этих страницах ещё будет рассказано более подробно.)

  Флёр де Косте проводила небольшие (как правило, недельные) курсы в области лечебной педагогики, а также консультировала детей из группы. Присутствуя на занятиях педагогов с детьми, она тут же помогала справиться в особо трудных случаях.

  Помимо Флёр, приезжали специалисты из Германии, из Канады, из Швейцарии, из Швеции – каждый старался помочь.

  Кроме специалистов из Европы, США и Скандинавии, помогали, как могли, и родители детей, проходящих здесь обучение, и просто сочувствующие, неравнодушные люди.

В течение полугода семья Ефименко арендовала для работы с детьми небольшой домик в районе центрального рынка. Другие родители помогали с транспортом для перевозки детей.

  Теперь уже вера западных коллег в этих самоотверженных, стойких, целеустремлённых, настойчивых людей была столь высока, что они сами инициировали сбор финансовых средств для покупки дома. Руководила всем этим уже упоминавшаяся женщина-врач из Голландии Флёр де Косте. Она провела благотворительную акцию в своей родной стране Голландии, собрав буквально по доллару, всего в общей сложности, ни много, ни мало, 30 тысяч долларов.

  В то же самое время, в Ростове-на-Дону Наталья Александровна буквально сбила себе ноги, обходя все мыслимые и немыслимые инстанции и кабинеты с настоятельными просьбами, если не сказать: с настоятельной и слёзной мольбой, помочь хоть чем-нибудь, так ничего и не получив, так ничего и не дождавшись, подчас слыша в ответ такое, что только воспитание и элементарные этические соображения не позволяют автору воспроизвести, даже приблизительно, на этих страницах.

  Собранных денег хватило на то, чтобы купить в 2001м году в Ростове-на-Дону дом по улице Некрасовская № 68.

  Дом имел в тот момент площадь, равную 120 квадратным метрам. К дому прилегал участок, на территории которого также располагался гараж, со временем переоборудованный в мастерскую для обучения мальчиков столярному делу. Именно по этому, вышеуказанному адресу клуб «Свеча» находится и по сей день.

  За счёт двора общую площадь дома удалось увеличить до 150 квадратных метров. Была осуществлена и внутренняя перепланировка с учётом реальных нужд клуба. Кроме того, была сооружена деревянная лестница, по которой дети спускаются в столовую и медицинский кабинет. В октябре 2007го года был отмечен своеобразный пятилетний юбилей пребывания в этом доме. Дом, если можно так сформулировать, полутороэтажный. Находится он на пологом спуске. Для тех, кто плохо знаком, или вовсе не знаком с городом Ростовом-на-Дону, пожалуй, стоит сказать, что улица Некрасовская, где, как уже говорилось, находится этот дом, расположена в достаточно тихой части города, неподалёку от ростовского ботанического сада, что имеет очень важное практическое значение как для нормального самочувствия подопечных клуба «Свеча», так и для успешной, плодотворной работы по организации лечебно-педагогического процесса.

  Как уже отмечалось, в своё время Наталья Александровна показывала автору  один достаточно интересный документ – это, своего рода, проект, на котором не заштрихованы те части дома, что уже существуют, и затушёваны кирпично-красным цветом те его части, которые пока только планируется возвести, но всё упирается, опять же, исключительно в финансы, а их, финансов, как не было, так по-прежнему нет.

  Здесь есть симпатичный, ухоженный дворик с цветниками и виноградником, имеющий небольшую игровую площадку. Волонтёры, в основном из числа студентов, разрисовали ворота дома, изобразив там эмблему клуба «Свеча», превратив те ворота в настоящее произведение искусства.