Библиотека приключений и несбывшихся надежд

Сергей Вельяминов
          Какое счастье было лежать в кровати на террасе и читать книжку, а по крыше в это время барабанил дождь! За окном только начало июня – ещё вишни цветут! Они приняли эстафету у яблонь и слив, которые успели скинуть свой свадебный наряд и теперь стоят гордые, свободные, готовясь плодоносить…
 
          Летние каникулы в самом начале – свобода! И это целых три месяца, а то, что пару недель практику отрабатывать придётся: чего-то там тяпать и полоть, так это мелочи жизни. Ведь главное то, что в школу теперь ни ногой, и можно спокойно откинуть в сторону эту нудную математику и всякие там химии с физиками, от которых с ума можно сойти. Теперь впору расслабиться, и пусть дождь по крыше и тропинки развезло – на велосипеде не покатаешься, - не велика проблема. Главное, что ты здесь: на террасе, под одеялом. Твоя кровать отделена от домочадцев занавеской и всего того, что происходит в доме. Прикроватная тумбочка вся забита книжками, и ты читаешь, читаешь, упиваясь волшебством и магией написанного!
 
          В те далёкие времена, моего детства, не было компьютеров, различных мобильных устройств и других гаджетов… - да чего всё перечислять?! Был телевизор с двумя каналами и допотопный радиоприёмник, и всё… Поэтому люди, как правило, читали книги, дети и подростки - в том числе. Читал и я! И это не были книги школьной программы, хотя и это приходилось осваивать… Лично я сходил с ума от серии под названием «Библиотека приключений», вот и тогда я держал в своих руках томик Майн Рида – «Всадник без головы».
 
          Что мне дождь и холод на улице, когда я скачу на ретивом мустанге по выжженным прериям Техаса: наступает вечер… и вот на горизонте появляется наводящий ужас всадник. На фоне заходящего солнца – он и его лошадь смотрятся чёрными силуэтами. Он, ко всему прочему, ещё и без головы?! Жуть пробирает… мурашки по коже… Зарываешься глубже под одеяло – уже не так страшно. Но сожалеешь, что к вечеру книжка будет прочитана и, хочешь – не хочешь, а придётся прощаться с полюбившимися героями, к которым ты так привык за это время, а многих полюбил, но чувство, что всё это поправимо, бодрит и поднимает настроение! Завтра – в библиотеку!
 
          На следующий день дождь перестаёт, куда-то уползают тучи, высвобождая место тёплому летнему солнцу. Оно стоит в зените, расточая по округе радость бытия. Я собираю все книжки, предназначенные на сдачу, аккуратно складываю их в авоську и отправляюсь в библиотеку…
 
          Как радостно вышагивать по ещё непросохшей тропинке. И пускай я больше скользил по ней, чем шёл, при этом падая через каждый метр, но это не могло испортить моего настроения. Вот и поворот на "Школьную улицу". Там находится моя библиотека.
 
          Располагалась она в частном деревянном доме. Год назад умер его хозяин. Родственников, претендующих на наследство, не было… – таким образом он автоматически переходил в собственность Сельского совета.

          Мы все были рады переезду библиотеки. Предыдущее место не выдерживало никакой критики: там протекала кровля, начинали портиться книги, в воздухе постоянно стоял запах сырости. Что не скажешь сейчас. Нынешнее место пребывания представляло собой достаточно вместительную комнату с примыкающей к ней ещё одной, но чуть поменьше. В помещении имелось достаточное количество окон, которые свободно пропускали дневной свет, а чистые полы и водяное отопление придавали библиотеке ощущение тепла и уюта! Ну, что ещё надо для полного счастья?!.
 
          А сейчас лето. За окном старый запущенный сад, там продолжают цвести какие-то деревья… Окна открыты, и всё наполняется свежим летним воздухом, насыщенным дурманом цветения садов, к которым примешивается запах сирени и жасмина – просто чудо!
 
          Заведует библиотекой, как правило, - женщина. Она в очках, с простой прямой стрижкой, в каком-нибудь допотопном свитере или кофточке с маленьким воротничком, плюс серая прямая юбка. Ноги в чулках – они вставлены в стоптанные туфли на низком каблучке… Муж - пьяница-шофёр, который нередко бил её, после чего она появлялась на работе то в чёрных очках, то чересчур напудренная, с понурой головой, а в глазах печаль и безысходность…
 
          Библиотекарша всегда казалась мне «тётенькой», хотя ей и тридцати не было. В то время, в моём понимании, все были старше меня, не считая сикильдявок всяких, которые ещё в песочнице играются, и ребят из начальных классов… Я-то в пятый ходил! 
 
          Вот и скрипучие ступени крыльца… Вхожу в сени. Там, на полу, в углу, лежат списанные книги. Я с завистью смотрю на них, думая о том: а может, попросить? Но нет… стыдно… Открываю дверь – навстречу вымученная улыбка: библиотекарша хорошо знает меня – завсегдатай, да ещё вовремя книжки сдаёт. На фоне нерадивых читателей, я - герой!
 
          Прежде всего я должен вдохнуть воздух этой комнаты. Это ни с чем не сравнимый запах! Запах старых, уже отработавших свой век, книг, который замешивается со свежим воздухом цветущего лета – восторг переполняет душу!
 
        - Нина Владимировна, здравствуйте! Я всё принёс, как и договаривались! – на одном дыхании выпаливаю я, поднимая вверх авоську, наполненную книгами.
 
        - Ты молодец, Саша, все бы были такими, как ты! Проходи, выбирай...
 
          Выкладываю свои книжки на стол. Она этим временем копается в формуляре, ищет мою карточку, но я спешу в другую комнату, где находится стеллаж с «Библиотекой приключений» …

          Глаза скользят по корешкам книг, выискивая чего-нибудь новенькое. Хорошо понимаешь, что многое прочитано, но мало ли что, а вдруг кто сдать успел, чего я ещё не читал? Надежда не покидает до конца. Тут Фенимор Купер и Жюль Верн, Майн Рид и Луи Буссенар, Марк Твен и многие другие. Всех не перечислить. И всё это надо прочитать, а как по-другому. Не прочтёшь, значит чего-то не узнаешь и не успеешь побывать в «Копях царя Соломона». А как же «Гиперболоид инженера Гарина», - он весь мир спалить может, если не вмешаться.
 
          Как хочется забрать всё сразу и унести с собой, - насколько сил хватит. Давали не больше трёх книг, в одни руки. Мне, как отличнику поведения, иногда и пять перепадало...
 
          Так повелось, что летом я посещал сельскую библиотеку, а зимой не вылезал из школьной, но это уже другой разговор, другие впечатления и ощущения.
 
          Она представляла собой небольшую комнату, с покрашенными в зелёный цвет стенами и четырёхметровыми потолками, – отсюда и стеллажи были очень высокими. Чтобы добраться до верхней полки, нужно было подставлять стремянку. Пускать детей на верхотуру было страшно, и тётя Сима, хозяйка библиотеки, сама поднималась наверх - достать нужную книгу. Комната была с одним стрельчатым окном, – дневного света едва хватало, чтобы осветить стол с формулярами, поэтому высоко у потолка постоянно горела лампочка, – что удивительно, но и этого было достаточно, чтобы осветить пространство вокруг.
 
          Школьная библиотека постоянно наводила на меня самые мрачные мысли. С чем я её только не сравнивал, но больше всего она напоминала мне келью монаха в средневековом монастыре, но никак не комнату для детей. Однажды в этом полумраке я наткнулся на томик Александра Дюма. Конечно, это были «Три мушкетёра», – с этого дня жизнь моя изменилась: я бредил мушкетёрами, а затем, на одном дыхании, прочитал «Двадцать…» и «Десять лет спустя». А после этого стал выискивать книги, хоть как-то связанные со средневековьем: Вальтер Скотт, Проспер Мериме… Я был помешан на этой эпохе. А библиотека стала для меня вторым домом.
 
          Вот так мы идём по жизни, меняя свои увлечения и пристрастия... Очередной урок литературы, педагог заболел, и её подменяла директор школы. Я не помню сейчас, о чём шла речь, но главное в другом: когда прозвенел звонок и мы все высыпали в коридор, я подошёл к директрисе и, пыжась, что есть мочи, почти прокричал ей в лицо: «А вы знаете, Ольга Ивановна, я полностью уверен, что Александр Дюма — лучший писатель в мире!» И навряд ли кто-нибудь сможет стать лучше!..

        — Да… Да, Саша, ты прав, — лучший, конечно, лучший, — говорила она, взяв меня за плечо, при этом снисходительно улыбаясь. — Успокойся. Беги на урок, уже звонок прозвенел...
 
          Тогда я был зол на неё, понимая, что слова директора простая отговорка, чтобы не обидеть глупого подростка… Но я успокоился и пошёл в класс. Потрогал свой портфель, стоящий у парты – он был достаточно увесистым. Тёплая волна блаженства мягко накрыла меня – я хорошо знал, что вес портфелю придаёт увесистый том «Королевы Марго», которую я раскопал в библиотеке ещё до уроков…
 
      А сейчас лето!.. Никакой школы!.. Я иду по улице, размахивая авоськой с книгами. И пускай поют птицы и солнце приятно ласкает лицо, но что мне до него, когда я уже весь там, на необитаемом острове вместе с Робинзоном Крузо, я обязательно стану ему Пятницей! Правда, я не знаю английского языка... Ну да ладно, разберёмся как-нибудь... Я так люблю читать книги, а это такое счастье!.. Я думаю, что все мои надежды обязательно сбудутся!..
                2019г.+к