Моделирование

Александр Щербаков 5
Еще учась в школе, в условиях, когда не хватало детских игрушек, я увлекся моделированием.  В нашей школе был судомодельный кружок, в который я стал ходить.  Именно там я узнал, что такое набор корпуса любого судна, что такое форштевень, ахтштевень,  киль, шпангоут  и другие элементы корпуса. Кое-кто из ребят стал делать парусник, но там было столько много маленьких деталей, которые трудно было закреплять одну к другой, что я не решился.  Сделал модель подводной лодки, которая приводилась в движение закрученной резинкой, при этом какую-то часть дистанции шла под водой.  Тогда я понял, для чего нужны вертикальные и горизонтальные рули на подводной лодке.

Но это увлечение судомоделированием было кратковременным.  Я записался еще в школьный духовой оркестр, а так как репетиции были часто, то времени ходить на кружок моделирования мне не хватало. Ведь надо было еще учить уроки, да и спорт все больше входил в мою жизнь.  Так и осталась подводная лодка единственной моделью, которую я сделал в детстве.  Правда, еще была подводная лодка «Наутилус», но она не могла плавать, так как была  слеплена из пластилина.

А вот следующую модель подводной лодки 641 проекта, дизель-электрической, на которой я выходил во время службы на Тихоокеанском флоте, мне сделали ребята из мастерских базы подводных лодокву Малом Улиссе, что во Владивостоке.  Лодка была сделала из победита, материала из  класса пластмасс, с металлическими вставками гидроакустических станций, с винтами, и поворачивающимися горизонтальными и вертикальным рулем. Но эта лодка уже не плавала, а долгие годы стояла в виде украшения на нашем телевизоре.

Но потом моя служба на флоте закончилась, я стал врачом на гражданке, и когда мои сыновья подросли, я решил порадовать их моделями военных кораблей. Из подручных средств своими руками сделал несколько кораблей. Самым крупным был линкор «Марат», еще дореволюционной постройки, к тому времени уже давно списанный.  Но на его модели я мог объяснять своим сыновьям, как проводится стрельба главным калибром на надводных кораблях. Сделал также деревянную модель современного  ракетного крейсера «Варяг»,  сторожевика, а также атомной подводной лодки. Этим моделями мои дети могли играть на полу, так как подводную часть кораблей я не делал.  Из игрушек и кубиков дети строили гавани и играли моими моделями.  Нужно сказать, что такие игры, а также чтение ими выписываемого мною много лет журнала «Зарубежное военное обозрение» сделали их весьма подкованными к службе в Вооруженных Силах.

Прошло очень много лет, и я из Хабаровска перебрался в Сибирь, в город Нефтеюганск.  Это северный город, бывшая столица бывшей компании «Юкос». И хотя работа директором в большой городской больнице, в которой трудилось больше 2-х тысяч сотрудников, где был стационар на 900 коек, 2 детских и 2 взрослых поликлиники, женская консультация, врачебная амбулатория, разбросанных по всему 100-тысячному городу, была сложной, но накопленный к тому времени опыт организаторской работы позволил иметь и свободное время.  Однажды мы с внуком Женей зашли в магазин детских игрушек, и он попросил купить ему набор деталей для самостоятельной сборки военного корабля. Я это сделал, а вечером стал помогать ему собирать модель. И увлекся этим занятием. Когда модель была собрана, раскрашена, и встала на шкаф, у меня возникло желание сделать целую коллекцию таких моделей. И с тех пор я при виде нового набора с деталями для сборки  стал покупать их, и уже без внука, который быстро охладел к этому занятию, стал собирать модели.

Сейчас я уже не помню, в какой последовательности я собирал модели, но скажу, что вначале это были в основном корабли.  Самой большой моделью был немецкий линейный корабль «Тирпиц»,  за которым охотился почти весь флот Германии во время Второй мировой войны.  Это был очень мощный корабль, его брат-близнец линкор «Бисмарк» потопил красу и гордость флота Великобритании линейный крейсер «Худ», который просто взорвался после попадания снарядов с «Бисмарка». Была большой и модель этого линкора, больше метра длиной.  На модели было все, как на настоящем «Тирпице» - и орудия, и гидросамолеты, и даже флаг на гафеле мачты. Когда модель была собрана и раскрашена в камуфляжную окраску, я был горд, хотя это и был корабль нашего противника.

Следующим по размерам была модель итальянского крейсера, которую я тоже собрал.  На полке, где потом стояли собранные мной модели, она шла перед «Тирпицом». А затем мной были собраны три модели подводных лодок.  Американской атомной многоцелевой субмарины, нашей атомной подводной лодки типа «Курск», и дизель-электрической подводной лодки времен Второй мировой войны.

А затем пришла очередь собрать две модели американских авианосцев. Реально они были больше немецкого линкора, но модели были не в таком масштабе, и поэтому они были меньше, чем «Тирпиц», хотя на них было все, как на реальных авианосцах – самолеты и вертолеты на полетной палубе, тягачи для перемещения самолетов, краны и т.д. Чтобы собрать все это, надо было проявить незаурядное внимание и настойчивость. И этого мне хватило.

А потом к нам в гости приехал старший внук Валера, помешанный на танках. Он уговорил меня начать собирать модели так любимых им бронированных чудовищ. К этому времени ассортимент моделей очень расширился. Если их не было в магазинах Нефтеюганска, мы ехали искать их в магазинах Сургута, расположенного всего в 40 км от нашего города. Скажу, что скоро были собраны модели следующих советских танков - Т-34,  Ис-2, самоходки Су-100, немецких танков «Пантера» и «Тигр», самоходки «Фердинанд». В камуфляжной окраске они были очень похожи на настоящие. Жалько было, что они не могли двигаться, но как стоящая модель выглядели внушительно.

Потом последовали другие танки, уже более позднего периода. Мне сейчас трудно вспомнить обо всех, танки я отдал внуку, а он при отъезде отдал своему другу по училищу. Но что были танки – американские  «Абрамс», немецкий «Леопард», французский «Леклер», английский «Челенджер», израильский «Меркава», наши Т-62, Т-72, я помню хорошо.

А потом последовала очередь авиатехники. Самолеты СУ-27 и Миг-29, вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ми-28 были не только собраны и раскрашены, но и весели на ниточках под полками на стеллаже. Так что огромный стеллаж в гостиной был украшен моделями, сделанных моими руками.  Поэтому, когда мы продали свою квартиру в Нефтеюганске и стали перебираться в Тюмень, и оставили всю корпусную мебель, сделанную по заказу, по просьбе сына новой хозяйки квартиры, я оставил в ней все свои модели, кроме танков, которые отдал внуку Валере.

Расставался я со своими поделками без особого сожаления. Меня интересовал сам процесс сборки модели, раскраски ей прилагаемыми к комплекту красками, клеями. Хотя готовая модель радовала глаз, но никакой ценности в глазах большинства не представляла. Так что пусть мои модели радуют глаз того 13-летнего пацана, который с родителями вселился в нашу квартиру. Через год после отъезда  я заходил к ним, все мои модели так и стоят и висят на веревочках на стеллаже, парнишка заботливо к ним относится. Он сказал мне, что все его одноклассники завидуют ему, что у него есть такие модели.

С тех пор прошло много лет. Я не знаю, что стало с моими поделками у того парня. Танки у моего внука уже ушли на свалку, хранить их стало негде, да и увлечение танками у 30-летнего внука вроде как не по возрасту. Да и моё увлечение в 50-летнем возрасте сборкой моделей тоже было случайным, мне кажется, если бы я в детстве имел возможность собирать такие модели, то в солидном возрасте не стал  бы этого делать.  Только фотографии напоминают мне об этом. Одна из них на заставке к этому рассказу.