Поиски Пробуждения-III. 4-5. Ладакх и Дхарамсала

Амрита Дхарма
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Ладакх - монастырь и гомпа на фоне гор.


ГЛАВА 4. УЧЕНИЯ А ЛАДАКХЕ. Летом  2014 года мы поехали в государство Ладакх (где буддизм - официально государственная религия)на учения Далай Ламы по Калачакра  тантре. Калачакра  тантра  дает огромное благословение  и  может  установить  связь  с  легендарной  Шамбалой - страной, где нет большего количества страданий нашего мира.
 
Добираться  в  Ладакх из Индии можно самолетом или автобусом. Но самолетом  дорого, обычно билеты  туда  стоят  3  тысячи рупий, однако, во время учений  цена возросла до 20 тыс. рупр., поэтому  я взяла  билет  на самолет  только в одну сторону, обратно, а туда решила  ехать на автобусе. Наземные  дороги  в  Ладакх открывают обычно  только на полтора месяца, да и то летом.  В другое время  года дорога, пролегающая вдоль  горных  перевалов, очень опасна. С одной  стороны - пропасть, с другой - глыбы льда. Виды гор, которые мы могли  наблюдать из окна автобуса, были потрясающие. Одна  гора сменяла другую и восхищала своим величием, великолепием  и красотой. Иногда  нам  попадались  огромные скопления  горных пород, будто  выстроенные  чьей-то рукой и напоминающие армии, возвышавшиеся  вдоль  пути. Иногда мы видели  высеченные в камне арки  явно нерукотворного происхождения.  Самый высокий перевал, который  мы преодолели, находился на  высоте более  6000  метров, что является вторым по высоте в мире. Тибетцами здесь была выстроена  небольшая  ступа и развешены  флажки удачи.

 Добираться на автобусе до Ладакха очень тяжело и, если бы мне предложили сделать  это еще раз, я  бы отказалась. Мы ехали  двое суток, ночевали в палатке на высоте  4500 метров, так  что теперь я знаю, что такое горная болезнь. В одном  месте  мы проезжали  мимо индийского  горного курорта. В  Индии снег  редкость, но в этом  месте невысокие холмы  были  обильно покрыты  снегом, отдыхающие семьями  индусы катались  на шинах, все они были одеты  в  разноцветные комбинизоны и походили  на пингвинов.Этот курорт очень популярен  и потому  дороги здесь до отказу переполнены   приезжающими  машинами  и автобусами.
 
 Ладакх место на высоте около  3500  метров  над уровнем моря, окруженное со всех сторон  горами. Он абсолютно изолирован  от цивилизованного мира. Считается,  что  это тибетское поселение, однако ладакцы  - другая нация, хотя и следуют буддизму. Я даже слышала, что тибетцы не любят ладакцев, они критикуют их и отстаивают свое первенство перед  лицом  Далай Ламы. Мне кажется зря! Ладакцы  очень доброжелательные и приветливые люди. Они  просты в общении, всегда стараются помогать другим, не обладают вредоносным  нравом и очень  приветливы ко всем.
Внешне  они  похожи на тибетцев, такого же маленького роста, смуглые, но имеют  другой национальный  язык, другие традиции  и даже  другую  одежду. Когда они здороваются, то говорят:  «Джуле», что значит «Здравствуйте».

Истинное величие Тибета в том, что тибетцы смогли сохранить  учение Будды, которое пришло в Тибет  из Индии, а в настоящее время распространяется по всему миру. Множество  глубочайших философов и буддистских Учителей, которые  получили обучение  в индийском институте Наланда, глубоко почитаются  в  тибетской традиции, труды их изучают и стараются  следовать  их наставлениям. Огромное количество  текстов  было переведено  с  санскрита и пали на тибетский язык, благодаря  чему они и сохранилось до нашего времени. Представляете, сколько книг нужно было перевезти из  Тибета в Индию, когда тибетцы покидали его! В общем буддим получается интернациональным - учением: носителям буддизма следовало бы уважать друг друга.

В  Ладакхе  почти все монастыри придерживаются  нингмапинской традиции  и все они  уникальны. Проблема заключается  только в том, что они в большинстве  случаев - почти недействующие и полуразрушенном состоянии, хотя находятся на горных вершинах  и поражают своей простотой, красочностью   и долголетием.  Мне  удалось побывать  только  в  четырех из ни:  все  они построены в  16  веке. На стенах монастырей  нет  танок (буддийских икон на ткани), а  изображения  божеств  нарисованы на стене  натуральными  красками. Рисунки  Будд, бодхисаттв  и защитников  хорошо сохранились. Но больше всего поражает  то, что в центре каждого монастыря находится статуя размером  примерно в  два этажа.

Нижняя  часть статуи находится на первом этаже, куда  не пускают посторонних, а верхняя  часть на втором, причем  лицо божества можно увидеть на расстоянии примерно одного  метра от вас. В двух случаях мы  видели  статую  Будды Шакьямуни  потрясающе красивой формы и Авалокитешвару (будда милосердия), нам специально открыли потайную комнату  с  Буддой  Амитабхой,  а потом  пустили  в маленькую келью  со старинной, волшебной статуей  Гуру Ринпоче.  В  таких монастырях обычно живут  всего два или  три монаха, которые оберегают  его  от  краж  и разрушения.

Ладакх  практически  совершенно  не имеет растительности. Он расположен  в  пустынных песках, поэтому  там  большие проблемы  с  водой. Однако  у  некоторых  домов, плотно расположенных друг  к другу  и  обязательно окруженных высокими каменными  заборами, у входа  можно заметить небольшие  палисадники. В них высажены  одинаковые  цветы  похожие на так называемые  «куколки», возможно, другие  цветы  здесь не растут. Некоторые  ладакхцы высаживают  огороды, где  выращивают  овощи и не поливают их из лейки, как делают  это в России, а заливают водой так, что все  растения погружаются  в  воду, впрочем, через  минуту вода уже просачивается  сквозь землю.

Кое-где  там  растут  деревья, похожие на  русские  ивы. И это все. Остальное пространство - голый песок. Однажды в Ладакхе, примерно  лет  10 назад, произошло сильнейшее наводнение. Никто не ожидал, что ночью  с гор обрушатся потоки  таящей  воды. Бежать здесь некуда, долина окружена  горами, так  что практически все дома были снесены  грязевыми  потоками,  и большое число  людей  трагически  погибло.

Мы познакомились с двумя молодыми ладакхскими монахами, которые получали  буддистское образование в монастыре Таши Люмпо.  Как-то раз  мы вместе пошли в один из монастырей  и монах  рассказал, что в давние времена, когда  еще был жив его дедушка, люди в Ладакхе никогда не болели, потому что питались только натуральными продуктами, пили чистую горную воду, использовали натуральные  предметы обихода и умирали  естественно:  от  глубокой  старости.

 Когда мы были внутри монастыря, то нам показали  очень маленькую дверь, ну  может  быть метр в  высоту, ведущую в  помещение без  окон, и сказали, что такие двери были раньше  в каждом доме.
 - А для чего? - спросила я.
- Эти двери вели в комнату, куда приносили  умерших родственников.  Но почти все они  приходили  в  себя после смерти, пытались  встать  и выйти наружу. Поэтому, чтобы мертвецы не могли  присоединиться к живым, стали строить  маленькие двери, ведь они не могли наклоняться, чтобы пройти через  них.
- Но это похоже на то, что они становились зомби, - воскликнула я. -  Неужели  оживающих  людей было так много, что нужно было строить  комнаты с маленькими  дверьми  в каждом  доме?
- Да, почти  каждый возвращался к жизни после смерти, в их тела  вселялись  духи,  и чтобы не позволять им жить в миру людей, такие двери защищали от вторжения зомби.
 - Но почему люди оживали в то время?
 - О, этого  никто не знает!

Когда мы были в Ладакхе  в июле 2014 года, было солнечно и очень  жарко. Несколько раз прошли дожди. Говорят, они очень  редки здесь. Зимой  в Ладакх приходят  холода, и температура  опускается  до  50 градусов мороза.
Ладакх  - загадочная местность и здесь происходит много мистических вещей. Две мои  русские знакомые получили очень необычный опыт. Хотя они жили в разных гостиницах, но обе почувствовали, что к ним на кровать  во время отдыха  присаживалось какое-то существо  не в физической  форме, причем  они при этом испытали жуткий  страх.
               
В этот раз на учении  присутствовало  около 10  тысяч паломников. Но все было так хорошо организовано, что не было никакой толкотни и давки. Так как навес  над территорией, где проходило учение, был очень тонкий, типа сетки, то солнце жарило  не  на шутку. Некоторым становилось  плохо от теплового удара. Тибетские  монахи и  Ламы, рядом  с которыми  я сидела, поливали  головы  холодной водой из бутылок, пока  Далай Лама  не попросил нас  положить  на головы  сырые  полотенца. Обычно  монахи не должны покрывать голову на учении, это считается серьезным нарушением, но в этот раз, мы мочили полотенца  водой  и закрывали свои бритые  головы.
 
Это  учение  отличалось  тем,  что  было  много случаев  с вхождением различных духов  в  тела людей. Я  впервые в своей жизни видела такое. Кто-то из присутствующих  начинал  дико кричать, трястись, как бесноватый  и старался  прорваться  на сцену  к трону  Далай Ламы. Потом  вопль раздавался с другой стороны павильона, и так много раз. Таких  людей  сначала  останавливала   многочисленная  охрана  вооруженных полицейских, они помогали сохранять порядок во время учений,  но потом  Далай Лама разрешил подводить  их  к своему  трону, внимательно выслушивал  духов  вселившихся  в  тела  и давал  благословение, осыпая рисом и накидывая хадаки. После  этого духи  выходили  из людей, которые  падали  без сознания навзничь прямо в руки полицейских охранников. Тогда  их  уносили отлежаться  где-либо  в  теньке  недалеко от места  учений, а потом они  уже сами возвращались на  свои  места  и, как ни в чем не бывало,  продолжали слушать учение.  Иногда  Далай Лама называл имя духа, который входил  в человека  для того, чтобы поклониться  и поприветствовать  Его.

Ладакх - особое место для духов, особенно охранителей и защитников  буддизма.  В Тибетской традиции это  считается нормой и подобных «одержимых» людей  достаточно много. Впрочем, больше, чем в Ладаке, я не видела  таких случаев. Однажды  я смотрела  фильм о Кандроме, оракуле Далай Ламы и единственной женщине в  Его сангхе Арьев. В нем  рассказывалось, что она родилась  в  Непале  в маленькой  деревушке  и, будучи еще  маленькой девочкой, считалась  местными  жителями  слабоумной.  В  нее постоянно  вселялись  духи, при  этом  она  впадала в какие-то  странные состояния, в которых могла  говорить басом  или тонкими голосами  других существ на непонятном  для  простых людей языке. Поэтому люди  считали, что  она одержима.

Кхандрома вынуждена была покинуть свой дом  и, будучи  еще молодой  девушкой, сделала  большую  кору  вокруг  священной горы  Кайлаш  14  раз. Это  редко кому  удавалось  среди людей, поэтому местные  жители  стали называть ее Дакини и считать проявлением божества. Они стремились разыскать ее домик, оказывали  знаки почитания  и просили пророчеств. Она безотказно  служила  всем  и помогала  тому, кому  только могла. И вот однажды  к ней пришел  какой-то  тибетский  Лама  и сказал, что она должна  покинуть  это место и  отправиться  к  Далай Ламе в Дхарамсалу. Было очень сложно  пешком  пересечь  границу Непала  с  Индией, и она столкнулась  со многими  препятствиями и страданиями.

 Уже  попав  в  Дхарамсалу, Кхандрома  сильно заболела. С  трудом  добравшись до госпиталя, она думала  получить помощь, но врачи испугались ее болезни и отказались  от лечения. Тогда она свалилась в ближайшей  канаве и долго  пролежала  там, без  сил подняться. У нее не было средств  на еду,  лекарства  и места для  ночлега. Какой-то  прохожий  пожалел ее, взял  к себе в  дом и выходил.

Когда Кхандрома  поправилась, то пришла на Учение тогда еще молодого Далай Ламы. В какой-то момент  комментариев  она решительно  направилась  к  Его трону,  но  ее  остановили  бдительные  полицейские  и  постарались  увести  из  монастыря. Однако  внезапно  она  стала издавать  какие-то  запредельные, нечеловеческой  силы звуки. Далай Лама  остановил охранников  и подозвал ее к себе. Тогда-то  Он  и признал, что в нее  вселяется  дух  Палден  Лхамо, защитницы Далай Лам, приютил ее в своем монастыре  и  стал обучать  по специальной программе. Он  также проконсультировался  со своим  главным Оракулом  Ничунгом  и с другими реализованными практиками, которые   подтвердили, что она сможет  в будущем принести  большую пользу тибетцам и, в том числе, самому  Далай Ламе.


 Я  слышала от монахинь, что  Кхандроме выделили специальных  учителей, которые  помогали  ей  открывать  чакры, заниматься  тонкой  йогой  капель, каналов  и  ветров, йогой  ясного света и иллюзорного тела  стадии завершения  и  другими практиками. Ее  индивидуально  обучали философии и психологии, окружали защитой, заботой  и вниманием. Она  единственная из женщин, которая   считается  Арьей, то есть достигла  различных  бхуми.  Мне посчастливилось  несколько раз видеть ее, получать учения и  даже задавать вопросы.

Кхандрома- очень  маленького роста, она не монахиня, так  что  всегда очень красиво одета  в традиционные  тибетские одежды,  один  рукав   ее  длинного до пола  платья свисает  сбоку неодетый. Я слышала, что она обладает  скромностью  и  не проявляет  гордыню, очень смиренна, невысокомерна, ественна и  проста. Мне всегда хотелось  увидеть  реализованную  женщину,  практика йоги, которая признана  духовными  Учителями,  потому  что  женщины  в тибетском сообществе  считаются  вторым  сортом, непригодными для практики,  что противоречило  моим убеждениям.

Когда  я увидела  Кхандрому в «Центре  Тушита»  на учении, которая она давала небольшой группе студентов, она  скромно  сидела  на троне  и робко  склонялась  перед  нами в приветствии. Давая учения,  рядом  с  ней  все  время  находились  Ламы, которые  внимательно  следили  за  ее речью и помогали.
- Может быть, вы думаете, что у вас нет  Учителя? - вдруг  спросила  она в какой-то  момент  и посмотрела  прямо на  меня,  я сидела  напротив, на расстоянии двух шагов от нее.
- Так вот, у вас  без сомнения  есть  Духовный  Учитель, но вы должны выполнять  Его инструкции!
У  меня  действительно  не получалось их выполнять.

Позже я слышала, что  Кандрома  может останавливать силой молитвы землятресения, которые так  часто бывали  в  Дхарамсале. Это было ее  обычной  практикой.
В  другой раз, в сезон дождей, я совершенно случайно зашла в «Тушиту» (цент для иностранцев), чтобы взять в библиотеке  нужную  мне  книгу  и оказалось, что через несколько минут  для проведения пуджи должна приехать Кхандрома.
Она  такая красивая, уже  в  самом  расцвете  лет  женщина, торжественно  восседала  на  троне  наравне  с другими  Ламами. Я знаю, что она очень помогла  Ламе  Сопа, когда он был серьезно - болен,  и  проводила  совместно с ним  ретриты.  Она регулярно  совершает  специальные практики  в резиденции Далай Ламы  совместно с Его  ближайшими учениками, и очень предана  Ему.

В  конце учения  в  Ладакхе  для обозрения  всех участников  была открыта  песочная мандала Калачакры. Огромная  очередь  людей  шла  бесконечным  потоком  несколько дней, чтобы увидеть ее. Один вечер  нам  удалось посидеть около мандалы  и сделать  множество  снимков. После разрушения мандалы  ладакхские монахи принесли нам  немного  песка.

В  Ладакхе  была и фотосессия с Далай Ламой, которая проходила  для многочисленных  групп  паломников из разных стран, в том числе и  Российской Федерации. Мы долго стояли около  резиденции, разделившись на многочисленные  группы  русских, тувинцев, бурят  и калмык, ожидая  Его появления. Наконец, когда Далай  Лама  вышел из резиденции, то сразу направился  к нашей группе, подошел  прямо ко мне, улыбнулся  и, взяв  за  руку, сказал:
 - А вы случайно не в Америке живете?
Я  тоже  улыбнулась в ответ, потому  что  Его Святейшество  прекрасно  знал, что я из Петербурга  и живу уже несколько  лет в Дхарамсале.
-Нет, не в Америке, а в России, - ответила  я  и  подумала: «А более точно, в  Дхарамсале, дистрикт  Кангра, Индия»
Далай Лама громко засмеялся, прочитав мою мысль, и в это время началась съемка. Я коснулась  Его руки своим  лбом  в знак благодарности за  обучение, а  потом  положила  вторую  руку поверх  Его. Так мы и получились на снимке в Ладакхе.
               
 
ГЛАВА 4. ПОРТРЕТЫ  ПРАКТИКОВ НАСТОЯЩИХ И МНИМЫХ. Как- то  уже в Дхарамсале  я  зашла в Намгьял сделать  кору  вокруг  храма  Калачакры. До начала  занятий в институте Диалектики, куда  я ходила на буддистскую философию, оставалось  20 минут. Как только  я поднялась по ступенькам  в  монастырь  и вышла в фойе, ко мне  подошел средних лет мужчина и спросил на английском, откуда  я. Мне, честно говоря, надоело за время пребывания в  Индии, отвечать на этот вопрос  всем подряд  и я обычно отвечала:
 - Я из Гамру.
 Гамру это деревня, в которой я снимала комнату.
 - Но из какой вы страны,- спросил он настойчиво.
 - А вы из какой?
- Я  русский, но живу в Камбоджии, - ответил  он.
 - Я тоже из России, - перешла  я  на русский, - чем  могу вам помочь?
 - А вы давно приняли монашество?
- Нет,  всего  11  лет назад. А что, вы тоже хотите стать монахом?
 - Да, я для этого  специально сюда приехал. Вообще-то  я  живу  уже 20 лет  в Камбоджии, но хочу принять  обеты  монаха  именно  здесь  в Дхарамсале от  самого Далай Ламы.
 
 - Да, это вполне возможно, вам нужно обратиться в офис Его Святейшества.
  - Я уже там был. И мне сказали вернуться  через  полгода.
 - Значит  так и нужно сделать. Это не такой большой срок для ожидания!
- Но я должен  скоро уезжать. А нельзя  ли обратиться по этому вопросу к Далай Ламе лично?
 - В принципе можно, но вас не пустят к Нему.
 - А написать письмо в Его офис и попросить  совета  об этом, можно?
-Конечно можно, но…
- Но письмо не передадут  Ему, да?
 - Не знаю точно, не могу сказать, - ответила  я  уклончиво, вспоминая о том, что моя знакомая передавала  свое письмо  через  полковника  тибетской разведки.
 - Ха, я понимаю, но что же делать?
 - Посоветуйтесь  с  монахами  из этого монастыря.
- Это бесполезно, я  уже спрашивал. А  может быть, вы  сможете познакомить  меня с каким либо  Ламой или Ринпоче? Мне нужен совет.
- Сейчас  я  очень спешу, но у меня есть  один знакомый Ринпоче из ближайшего окружения Далай Ламы,  и я смогла  бы  познакомить  его с вами, но только  в другой раз.
 -А кто он?
- Ринпоче из Сангхи Его Святейшества. Я его давно знаю и ему вполне можно доверять.
 - Хорошо! А когда вы сможете нас познакомить?
 - Я вам оставлю  свой номер телефона, и вы мне вечером перезвоните.
 
Вечером  он перезвонил. Выяснилось, что он уже был в Шераблинге, монастыре  Кагью линии  и  даже лично беседовал с Тай Ситу Ринпоче,который пояснил ему, что только недавно давал монашеские обеты и в следующий раз, будет  давать их в  феврале.
- О, это очень хорошо! А у вас  есть виза? - спросила я.
- Да, есть.
- Ну и ждите себе потихоньку февраля. Только  я не понимаю, зачем вы обращались  в офис Далай Ламы, если у вас уже есть договоренность с Тай Ситу Ринпоче?
- Ну как, на всякий случай! Я хочу пораньше принять обеты, ведь я приехал сюда ненадолго.
- В таком случае, вы должны выбрать школу, которой хотите следовать. Например, Тай Ситу Ринпоче держатель линии Кагью, а если вы примете обеты от Далай Ламы, то это  линия  Гелуг. Я думаю, что когда вы завтра встретитесь  с  моим знакомым  Ринпоче, о встрече с  которым  я  уже договорилась через его переводчика, вы должны обязательно сообщить о том, что Тай Ситу Ринпоче уже дал вам благословение на принятие  монашеских  обетов.
- Да, я чувствую связь с Тай Ситу Ринпоче и   хотел бы принять обеты у него.
- Тогда зачем вам встречаться с  Ринпоче  линии  Гелуг? - спросила я, недоумевая.
- Я хочу посоветоваться, в каком монастыре мне лучше жить до того, как будет посвящение в монахи, - вдруг сообщил он.

На следующий день он перезвонил  и сказал, что ему не удалось переговорить с Ринпоче:
- Я был погружен в нирвану и не пошел к нему!
- Что ж, это ваш выбор!
- Да, но как же мне быть? У меня деньги заканчиваются. Я ведь жил все это время в монатырях в Камбоджиии, они принадлежат дхераваде, а там можно жить бесплатно. Здесь, в Дхарамсале, как  я вижу, подношениями не отделаешься! Нужно платить за все и  по полной программе.
- В тибетской традиции другая система. Действительно вы должны платить за все, даже если будете проживать в  монастыре. Только  в тхеравадинской традиции монахи не платят за  проживание, обучение и еду, а мы относимся к махаяне! Но я не могу понять, как вы выехали сюда  без достаточной суммы.

- Я думал, что смогу жить здесь в любом монастыре, как в Камбоджии. Вообще-то я хотел сказать, что  только что позвонил русскому консулу  в Дели и попросил у него помочь мне с деньгами, но он ответил, что может только дать несколько контактов с русскими бизнесменами в Дели, чтобы  я  смог  встретиться  с  ними.
- Действительно, если вы попали в такую ситуацию, почему  бы вам  самому не заработать  денег? Найдите  работу и  живите спокойно! А вы сразу к консулу!  Почему не к  самому  Путину?
- Но что же мне делать сейчас? Скажите, а  ваш знакомый  Ринпоче влиятельный или нет? А то, Тай Ситу дал мне благословение, но не поинтересовался, как  и где я живу.

- Послушайте, Тай Ситу Ринпоче и не должен был этого делать. Это ваши проблемы. Он заботится обо  всех  монахах  Шераблинга, представляете, сколько там  народа? Он заботится о своих иностранных учениках, представляете, сколько людей он обучил за эти годы? Вы должны были заранее, еще до отъезда расспросить кого-либо и  узнать, какие здесь существуют правила для иностранцев.
- Да, но в Камбоджии не так!
- Тогда, вам надо вернуться  в Камбоджию.
- Но если у меня сейчас нет денег и нечем расплачиваться за отель?
- Я, конечно, могла бы вам дать небольшую сумму, рупи  500, но это все, что смогу для вас сделать.
- Нет, я у женщин денег не буру!
Через день он опять позвонил мне.
 
-Я встретился с «вашим»  Ринпоче и попросил  его помочь  мне материально! Но он высыпал какую-то мелочь из карманов  на стол и сказал, что это все, что у него есть. Тогда я обратился в офис Кармапы Ринпоче и попросил, чтобы он разрешил мне пожить в монастыре Тай Ситу бесплатно, но мне сказали, что нужно подождать недельку, потому-что Карпапа очень занят. Но они обязательно мне перезвонят и оповестят о его решении. (Через неделю ему перезвонили  из Кагью офиса  и отказали). Так вы думаете, что мне нужно вернуться в Камбоджию?
-Да, я уверена! Это наилучшее решение для вас. Вы не знаете, какова жизнь в тибетском монастыре. Это очень трудно для иностранцев, кроме того, вы не знаете тибетский язык, а на английском  многие тибетцы не говорят. Здесь другая культура и многие не выдерживают и очень  скоро  уезжают разочарованные. Вы не сможете жить в монастыре, я это точно знаю!
- Но у меня нет обратного билета до Камбоджии!
- Так вы без обратного билета сюда приехали? О чем же вы думали?
- А вы не могли бы мне одолжить 200 рупи?

- Послушайте, я простая монахиня, а монахи должны жить на подношения мирских последователей, так, по крайней мере, было со времен самого Будды Шакьямуни. Однако за все 11 лет монашеской жизни, мне только однажды подарили одеяло и накормили нормальным обедом, никакой  материальной  помощи или поддержки. Я работала в  России до пенсии и не могла приехать сюда  учиться долгие годы, а сейчас  сама на всем экономлю, тем более, не могу дать вам денег на билет до Камбоджии. Понимаете?
- Мне выслали  50 долларов из моего монастыря, но этого хватит только расплатиться за гостиницу!
- Извините, я могла бы вам дать 100 рупи, не больше! Я положу их вам на телефон. У меня очень плотный график  и  нет времени встречаться с вами.
- Да, здесь абсолютно все по другому! Ты должен жить на свои деньги и при этом еще делать большие подношения Ламам и  учителям, чтобы получить у них учение. Все здесь основано на деньгах, - возмутился он.
- Ну, это смотря у кого какая карма. Здесь  в Дхарамсале иностранцы  в основном учатся, и это для них главное. Естественно, что они платят за обучение.
- Знаете что? Приезжайте лучше к нам в Камбоджию, там вам не будут нужны  деньги, там все иначе!
- Нет, спасибо, я не поеду в Камбоджию, я здесь на своем месте рядом с Учителем!
 
Я положила ему на телефон 100  рупий, а  он стал присылать СМС с угрозами и требованием  большей суммы.  Я посоветовалась со своими русскими друзьями, но они сразу решили, что этот человек не достоин, чтобы для него собирали деньги и никто не будет ему помогать. Пришлось внести его номер в черную книгу.
Всю эту историю я рассказала потому, что некоторые люди приезжают в Дхарамсалу, думая, что здесь можно пожить «нахаляву». А это абсолютная, абсолютная  иллюзия.
Его Святейшество Далай Лама говорит,что Дхарамсала столь же святое, сколь и опасное место: если в Дхарамсале вы живёте, потакая низменным инстинктам, то накопите неизмеримо более неблагой кармы, чем при подобных же действиях накопили бы в Европе или в Росии.
                        _____________________________________________________________


ГЛАВА 5. Когда  в перерывах практики  я  выходила на балкон  подышать воздухом, то из года в год   обращала  внимание на соседа, монаха  тхеравадинской  традиции, который  периодически приезжал в  Дхарамсалу  в  соседний дом и постоянно  тренировался   в  концентрации. Основная практика тверавадинцев - это практика спокойствия - шаматха, они  уделяют  развитию этой  практики  все время и доводят ее до совершенства. Однажды  по дороге из магазина я случайно встретила  этого монаха: мы разговорились, и я рискнула  попросить  у  него  дать  несколько уроков  по шаматхе.
- Да, я вас понимаю! Здесь в Дхарамсале  действительно  нет  квалифицированных  учителей практиков  по шаматхе и вапашьяне, - только  образованные  Ламы. Но  я  не смогу вас обучать, так как  скоро уезжаю в Корею, однако  мой друг, который  только  что окончил  Индуистский университет  по йоге  и приехал в Дхарамсалу, обязательно возьмется  за это, - сказал он.
 
В  этот  же день  он представил своего знакомого, и мы договорились  с ним о встрече. Мне сразу понравился  этот парень, ведь  практиков  йоги  всегда хорошо видно! Перед  занятиями  он  немного рассказал о себе, ему  уже  41  год, сначала  он  закончил  в  Корее  христианскую  школу  и  получил  сан  монаха. Прослужив  какое-то время  в  храме,  он решил снять обеты и вышел из  христианства. 
- Почему?
- Потому,  что  в  христиане  знают, что такое любовь, но их сознание не пропитано  реализациями этой любви!

Вскоре  он  поступил  в  буддистский монастырь и стал тхеравадинским  монахом, там он жил  три  года, но  потом  снял  монашеские обеты  и ушел из монастыря.
- Но  почему? - удивилась  я.
- Потому  что  понял, что живя в  монастыре, я  нахожусь  под  постоянной защитой  и изолирован  от мира. Мне дают все необходимое, даже  обучают  бесплатно. Мирские люди  уважают  и ценят меня, подносят  обильные подношения. И  так  можно жить всю жизнь в мире  и покое  при этом, не совершенствуя  свое сознание. Но если  я сниму одежду  монаха и выйду из монастыря,  и  меня  кто-нибудь  оскорбит  или  полезет  с  дракой, то  я  обязательно дам сдачи. Понимаете?  Я отвечу  тем  же!  Оскорблением и  агрессией,  потому что мое сознание не изменилось.

Я ушел из монастыря и приехал сюда, в Дхарамсалу. Я прожил  здесь  три  прекрасных  года, медитировал  и путешествовал, но потом  решил  поступить  в  индуистский  институт, который находится недалеко  от  Харидвара. Я отучился  там  четыре  года и только  что закончил его. Теперь  я  прекрасно  понимаю, что должен  вернуться   домой  в Корею и помогать другим.

 Я изучил много  разных религий, направлений  и  школ  и, наконец,  понял, что медитация  в них - очень схожа. Все религиозные  школы говорят об одном, но разными языками. Так что  через  десять дней  я выезжаю  в  Корею. Я  смогу там обучать всех, кто желает  научиться  медитации.  И если сейчас  кто-нибудь  будет  оскорблять  меня,  я уверен, что не отвечу  тем  же.
- Тогда, пожалуйста, научите меня  медитации  шаматхи!
- Я думаю, -  сказал он, - вам  нужна  не  шаматха, вы ее  вполне освоили, но випашьяна (практика прозрения).

 И он привел такой пример:
- Представьте, что  два  человека  играют  в  теннис. Один берет  валан  и ракетку  и  готов к подаче: он  сосредоточен  на  этом  всем своим сознанием  и его тело напряжено. Это и есть шаматха. А другой  игрок  готовится принять валан: его сознание охватывает  все пространство,  и  человека,  который напротив, и валан, и ракетку, и себя, и  все поле. Это и есть випашьяна.
- Но как же ее делать? - и он подробно  объяснил  как.
- А почему вы  не ходите на учения Далй Ламы? - спросила я его позже.
-О, я уверен, что у Далай Ламы не найдется времени для меня! Да и задачи у меня теперь совсем другие!

Мы встречались с ним несколько раз, а при прощании, я  подарила  ему  изображение Авалокитешвары и огромный  торт, потому  что брать деньги он категорически отказался. Бескорыстие приносит огромные заслуги, какой бы религии и традиции вы не придерживались!