Рок энд ролл в СССР и России

Виктор Кутуркин
              Так получилось,  что последнее время мне часто приходится бывать там,  где прошли детские годы.  Я иду от Фрунзенского  универмага в сторону Московских ворот и попадаю в свое далекое прошлое.  Невозможно пройти мимо дома, напротив станции метро Фрунзенская, и я всегда, хоть на несколько минут, захожу в  знакомый  двор. С возрастом  память претерпела удивительные изменения.  События полувековой давности моментально  возникают перед глазами,  а  те, что были несколько месяцев назад, вспоминаются с трудом.   Стоя под окнами бывшей своей квартиры,  я возвращаюсь  в  конец пятидесятых.  Теперь,  когда минуло более полувека, и  мы  сами уже другие люди,  живущие в другой стране и другом времени,  однако я вполне доверяю своим воспоминаниям.  Картинки,  возникающие перед моим взором,  возвращают в то время. 
              Двенадцатилетний пацан, я со своими сверстниками играю в прятки и лапту,  гоняю на велосипеде.  Стоит теплая погода.  Солнечный летний день, и из открытого окна звучит популярная итальянская песня  “Марина”.  Мое поколение помнит  годы, когда отовсюду звучали песни итальянских композиторов.  Пластинки Клаудио Вилла, Доменико Модуньо и Марино Марини шли нарасхват.  Итальянские мелодии Volare, Caterina,  Chao Chao Bambino,  Maruzella и  другие помним до сих пор.  Я приходил в отдел грампластинок универмага и подолгу стоял, слушая эти песни.  Перевод  меня не интересовал, ведь сама мелодия и замечательный голос певца говорили о многом.  Да и зачем переводить песню Chao Babino,  если и так все ясно!   Слова и тексты значения абсолютно не имели,  а  воспринимались как звуки, органично дополняющие музыку.
             Вытряхнув из копилки всю мелочь,  я впервые купил пластинку.   Ее название помню до сих пор “ Мама йо керо”  Бразилия Жоржи Гоуларт.  Когда  она  прозвучала  десять раз подряд, отчим не выдержал, и  приказал прекратить это безобразие.  Больше я эту пластинку не видел.
             В конце пятидесятых и в самом начале шестидесятых Италия была самой продвинутой в музыкальном отношении страной до появления Битлз и Роллинг Стоунз.  С рок энд ролла начинал Челентано, а  в  программе концерта Марино Марини,  который состоялся во время гастролей певца в СССР, исполнялся “Трамвайный твист”.  Об этом  концерте в Ленинграде с возмущением писала одна из местных газет.  Тем не менее, твист и рок энд ролл часто танцевали на закрытых вечеринках.  Эта музыка отличалась четким ритмом, быстрым темпом,  а танец – раскованностью  исполнения.  Звучание саксофона зажигало, проникало в душу, и усидеть на месте было невозможно.  В те  далекие годы  рок энд ролл , также как  одежда и прическа  был воплощением свободы моего поколения шестидесятых.  Это была музыка высокой энергии и юношеского бунтарства.
            В 1963 году мне пришлось провести месяц в одном из самых отдаленных районов ленинградской области.  И там, в поселке  Винницы, я впервые услышал итальянские песни  исполняемые  “вживую”.   Это был гастрольный коллектив Тверской филармонии,  в котором выступал Эпифанио Прицци.   Песня Гуардо ке луна  на всю жизнь осталась в моей памяти.  Затем я часто слышал ее русский перевод в исполнении Бедроса  Киркорова,  который назывался “Если б ты знала”.  Мне нравились  итальянские мелодии, но  увлечение рок энд роллом  возникло именно тогда.
           Пройдет год и я стану работать во Дворце культуры.   Появится возможность посещать концерты эстрадных коллективов.  Строгая цензура и тщательный отбор закрывали дорогу в СССР  музыкантам   из  капиталистических стран.  Но зато гастролерам из стран социалистического лагеря в нашей стране было раздолье.  Болгары Эмил Димитров,  Бисер Киров и Лили Иванова,  чех Карел Готт  и Вондрачкова,  команды югославов во главе с Джордже Марьяновичем: - Арсен Дедич, Ваня Стойкович,  Лилиан Петрович, Боян Кодрич,  Ивица  Шерфези, Радмила Караклаич.   Польшу представляла  Марыля  Родович  и  популярный ансамбль Скальды.  Конечно, репертуар этих замечательных музыкантов состоял в основном из песен на своем родном языке,  но  заканчивали концерты они  часто мировыми шлягерами.
         Ленинградский завод грампластинок без устали тиражировал  песни – “Арлекино,  Маленькая девочка, Это ярмарки краски…,  Моя Болгария и т.д.   Иногда мне удавалось купить  пластинки болгарской фирмы Балкантон.  Позднее будут выпущены пластинки с названиями  “От мелодии к мелодии”  и  “Зарубежный калейдоскоп”,  на которых  мы услышим  песни Битлз  и  другие  мировые хиты.  Но, только с появлением магнитофонов,   появится возможность  слушать западную музыку.  Возникшие в Ленинграде  ансамбли,  Поющие гитары  и Дружба,  будут включать в свои программы      популярные   мелодии,  замещая английские тексты  русскими переводами.   Исполняемые песни, такие как  “Синий, синий иней”,   или “Только ты”,  “Толстый Карлсон”  -  это не что иное, как  перепевы  американских хитов.   Как говорил в интервью  бессменный руководитель  Поющих  гитар  Анатолий Васильев:  - “Сквозь запреты мы доносили до советского зрителя лучшие мировые произведения”. 
           Идеологически чуждая музыка  проникала в  Ленинград  через финских туристов,  которых  “трясли”  фарцовщики  на  пути  из Выборга  в наш город.   Пластинки,   или  как их называли  “пласты”,   можно  было купить на   “галере”  Гостиного Двора,   либо  переписать у знакомых владельцев магнитофонов.  Выменивали  пласты  и  у моряков  загранплавания.  Чтобы стать обладателем заветного диска Элвиса Пресли надо было выложить половину месячной зарплаты инженера.  А это не менее 60 рублей.  Работая  с профессиональной  радиоаппаратурой, я  имел возможность переписывать  пластинки на магнитофон, и  чаще всего это были концерты  популярных  рок-исполнителей.
           До сих пор не нахожу объяснение удивительному событию-приглашению в СССР английской рок-- звезды Клиффа Ричарда? Это случилось в 1976 году. А в 1979 году  произошло невероятное!  Кремлевские идеологи, желая продемонстрировать  всему миру, открытость Советского Союза, пригласили в Москву перед Олимпиадой  рок звезду мирового масштаба – Элтона Джона.  Он даст восемь концертов в Москве и Ленинграде.  В последующие годы  он будет часто гостить в нашей стране, а  для концерта ему даже предоставят  зал в Екатерининском дворце  города Пушкина. 
           В  середине восьмидесятых  наша страна  начнет открываться мировому сообществу.  Поколение,  зараженное рок музыкой и духом свободы,  примет  с воодушевлением  перестройку.  Разожмутся тиски цензуры.  В  1983 году  в  СССР  выступят Space,  в  1987  Билли Джоэл ,  в  1989 году  Пинк Флойд . Фабрика грампластинок   выпустит альбомы Битлз и Роллинг Стоунз,  Карла Перкинса и  других рок энд рольщиков.  На ленинградском телевидении возникнет музыкальная программа для любителей  мировой  эстрады,  а на  радио появится передача  “Запишите на ваш магнитофон".                Эстонский рок – музыкант  Иво  Линна  и  его группа  Rock  Hotel  произведут фурор в Ленинграде.   Концерт в Доме молодежи, на котором удалось побывать,  забыть  невозможно .   Это был  рок энд ролл  на протяжении двух часов.   Музыка,  которую долго ждали и,  наконец,  дождались. 
          Все музыкальные запреты  будут сняты в  девяностые годы.   В  изменившейся России  рок энд ролл  набирает популярность.  В  Москве и Петербурге  выступят  Пол Маккартни и   Чак Берри,  Джерри Ли  Льюис  и  Ринго Старр.   Легендарный музыкант  группы  Битлз  даст концерты на  Красной площади в Москве и  Дворцовой площади в Петербурге,  а  экскурсию по Кремлю  ему проведет  наш президент.  Министр  обороны  Сергей Иванов  в беседе  с Полом Маккартни  скажет, что английский язык выучил, в том числе и для того, чтобы  понимать тексты песен  ливерпульской четверки.  Конечно,  мировые  звезды  рок энд ролла приехали в  нашу страну  в солидном возрасте,   однако  Чак Берри  выдаст свои лучшие хиты и продемонстрирует  “утиную походку”.   И пусть Джерри  Ли Льюису  тяжеловато задирать ногу  на рояль и бить  пяткой по клавиатуре,  но  видеть и слушать  живую легенду  одно удовольствие.  На  “разогреве”  зрителей  великолепно отработает Денис Мажуков, о  котором  мастер скажет: - В  тебе я увидел молодого себя!
       Дмитрий  Анатольевич Медведев  признается в увлечении группой  Deep Purple и примет  музыкантов в  своей резиденции.  Пригласить  мировую музыкальную звезду  на  свадьбу  или юбилей  становится престижным для  российских  олигархов.  На российском телевидении, в популярной программе  Голос,  звучат  лучшие хиты  из репертуара  звезд  рок энд ролла.
      В  декабре 2010 года  на благотворительном вечере в  петербургском Ледовом дворце,  в  присутствии  мировых знаменитостей,  Владимир Владимирович Путин споет  на английском языке   “Blueberry Hill” в  сопровождении американского  джаз-бенда.   Эта  известная песня исполняемая  Элвисом Пресли,   Фэтсом Домино и многими выдающимися музыкантами  названа стандартом  рок энд ролла и вошла в  500 лучших американских песен всех времен.
       Вот и верь уважаемому  Борису Борисовичу  Гребенщикову,  который когда-то  бросил фразу  -  “Рок энд ролл  мертв!”  Нет! Он жив!

        P.S.   В наши дни, одним нажатием на клавиатуру  можно найти любую мелодию.   Но  мне знакомы  любители музыки, которые не  спешат расстаться с  проигрывателем  и грампластинками.   Да и цены уже не такие, как полвека назад.  Остались еще настоящие фанаты  “старого, доброго”  рок энд ролла!