Если бы...

Стас Литвинов
На фото - моя мама.

    «Если бы…»  - это извечное сожаление, произносимое нами по самому разному поводу, вмещает в себя всё многообразие действительности, через которую приходится проходить. Сколько раз каждый из нас произносил это? Не сосчитать.

    Вот и сегодня 27 февраля 2019 года  «если бы» не отпускало меня, когда  вместе с женой мы направлялись в церковь. Я должен буду поставить памятную свечу, поскольку сегодня моей матери исполнилось бы 100 лет, если бы... Свеча среди икон и убранства храма было единственным, что я мог сделать для неё.

    Редкие снежинки касались наших лиц и укладывались на протоптанную в снегу дорожку,  которая заканчивалась у массивной арки ограды храма Александра Невского. Тишина вокруг и только поскрипывал свежий снежок под нашими ногами.  Мы прожили жизнь атеистами, однако груз лет за плечами и ожидающая нас вечность ныне заставляют склонить голову и  перекреститься, прежде чем взяться за ручку входной двери храма.

    Вслед за женой захожу в церковь и окунаюсь в царящее под её сводами таинство. Поблескивает позолота окладов икон, где-то видны слабые огоньки лампад и склонённые фигуры прихожан. В дальнем уголке слабо светит лампочка, освещая прилавок, где продаются церковная литература, предметы культа,  иконки.  Жена покупает свечу и мы  направляемся в ту часть храма, где стоит  прямоугольный постамент "за упокой", на котором поблескивают медью ряды  держателей для свечей.

    Здесь уже горят несколько свечей, оставленных кем-то ранее.  Я зажигаю свою и пламя её желтоватого язычка тянется вверх, разгораясь и набирая силу . Капельки расплавленного воска начинают неслышно скатываться по её телу и застывать, постепенно заполняя гнездо держателя. 

    Тишина и полумрак окружают меня, со стен смотрят лики икон и тронув пласты прожитых лет я пробую вызвать в памяти образ своей матери. Вместе с размытыми временем детскими воспоминаниями я повторяю извечное «если бы».
- Если бы маме в больнице своевременно оказали помощь и не дали ангине задушить её, сколько лет она могла бы ещё жить?
- Если бы Жизнь была хоть немного добрее к ней, то сегодня мама могла бы отметить своё столетие.    

    Но ей было отмерено прожить всего 35 лет. Сколь это малая величина  осознаёшь с вершины своих 80-ти и невольно задаёшься вопросом присутствия справедливости в том мире, где мы существуем. Глядя на лики окружающих  тебя святых под сводами храма хочется получить ответ, а почему же Бог не пожалел её? Ведь она  дала жизнь шестерым детям.

"Утерянная память"   http://www.proza.ru/2014/10/16/658
Это позднее раскаяние за свою чёрствость.