Ч. 39 Человек человеку друг

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2019/02/26/1219

Я рассказал о перевозке раненых до начала эвакуации из Таллина. Перед эвакуацией в городе оставалось ещё свыше 5500 раненых. Но эта цифра ориентировочная. Раненых размещали на всех плавсредствах, включая катера.

Но если многие защитники города не смогли попасть на корабли, то можно предположить, что немало  раненых осталось и в городе.

В рассказе о том, как проходила эвакуация, мы остановились на том, что в районе маяк Кери – маяк Мохни корабли и транспорты попали на минное заграждение, и одновременно их стали атаковывать финские торпедные катера и немецкая авиация.

Крупнотоннажные суда «Луначарский», «Выборг», «Тобол», «Иван Папанин», «Аурания», «Лиина» и «Мария» вывозили из Таллина запасы продовольствия.

Интересно, что пароход «Луначарский» 21 июня 1941 года с грузом зерна направлялся в Германию. Пароходство, согласовав с Ленинградским обкомом партии, дало шифровку капитану, чтобы тот шёл малым ходом, а затем его вернули в Ленинград.

Гражданские моряки, ходившие на судах в Германию, прекрасно осознавали, что война может начаться с минуты на минуту, их предупреждали об этом даже шведы. Но в наркомате морского флота молчали, не давали никаких указаний. Все боялись, чтобы их не обвинили в паникёрстве, в нарушении указания Сталина.

Пароход «Днестр» с тремя с половиной тысячами тонн отборного зерна пришёл в Германию 21 июня 1941 года. Вот такой подарок сделали гитлеровцам, не считая парохода «Магнитогорск» с грузом хлопка и ещё тридцати других транспортов с различными ценными грузами.
 
После войны тех из 900 моряков, которые остались живы после фашистских лагерей, никого не допускали в «загранку», а коммунистов исключили из партии с мотивировкой «за неуплату членских взносов и длительный отрыв от работы партийной организации». Восстановили только после 20-го съезда.

В ночь с 28 на 29 августа вице-адмирал Трибуц приказал всем кораблям и судам стать на якорь, потому что из-за отсутствия достаточного трального обеспечения и неразберихи корабли и транспорты стали подрываться на минах. В 5 часов утра 29 августа командующий приказал возобновить движение.

Пароход «Луга» с ранеными, размещёнными в трюмах, подорвался на мине и стал тонуть. В первом трюме все раненые сразу погибли, их затопило мгновенно. Из других трюмов часть раненых смогли передать на другие суда.

Затонул теплоход «Вторая пятилетка». Благодаря отсутствию паники на судне удалось спасти большую часть людей. Капитан парохода «Иван Папанин», получившего серьёзные повреждения, выбросил судно на берег Гогланда. Тем самым он спас сотни бойцов и командиров, находившихся на пароходе.

Транспорт «Калпакс» принял в Таллине свыше 850 раненых и порядка 100 гражданских. Поскольку на судно неконтролируемо продолжали прибывать люди, сломали трап и отошли на внешний рейд. Когда судно вышло в море в составе конвоя, на нём находилось уже свыше тысячи человек раненых и гражданских.
 
У острова Мохни приняли на борт из воды людей, сброшенных взрывом с палубы парохода «Вирония». На сотни раненых было всего две медсестры, молоденькие девушки.

Они работали на Петродворцовом часовом заводе, их мобилизовали и отправили в Таллин в качестве хирургических медсестёр. Единственное, чему их научили, показали, как перевязывать. Девушки на корабле кормили раненых.

Когда  транспорт стал тонуть, одна из них по имени Саша чудом спаслась, потому что оказалась на верхней палубе. Вода была холодная. Впоследствии Александра Васильевна Оганесова вспоминала:

«Тут и там слышались стоны и барахтанье в воде, когда более сильные отбирали у слабых и раненых, изможденных долгим нахождением в холодной морской воде, тех, кто не мог оказать сопротивление, спасательные жилеты…».
 
Её спасла врач из армейского госпиталя, на которой был надет пробковый жилет. Она сказала, что нужно плыть подальше от людей, чтобы они не отобрали у них жилет.

Ни одна, ни другая не могли надуть резиновый жилет, который был на Саше: «…Мне казалось, что это длится вечно: я держалась за капковый жилет своей спасительницы, отдыхала и снова плыла.

Она несколько раз пыталась надуть мой спасательный жилет, но было очень холодно, ни руки, ни губы не слушались».

В бессознательном состоянии её подобрал экипаж «неучтённой» эстонской шхуны и доставил в Кронштадт. Судьба женщины, которая её спасла, осталась неизвестной. На «Калпаксе» погибло более 1100 человек.

Катера подобрали 70 человек пассажиров и 16 человек из состава экипажа «Калпакса».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/28/1452