Как моя мама Чкалова пожурила

Алексей Жарёнов
В детстве моими любимыми днями были дни, когда из-за сильных морозов не нужно было идти в школу. Ранним утром в 6 часов 40 минут по радио передавали прогноз погоды. И, когда официально сообщали, что первые – восьмые классы не учатся, я с лёгким сердцем ложился в кровать и на два-три часика снова засыпал. Просыпался – было уже светло. Мама топила русскую печь и готовила обед. Я, прихватив пару самодельных, деревянных пистолетов, залазил на тёплую печку поиграть «в войну». Удобно устроившись на старых валенках, я представлял себе, что лежу в засаде. Сейчас фашисты войдут в наш дом,  и я их всех перестреляю. Перед «засадой» я заказывал маме:
- Мам! Испеки мне лепёшку «на жару»! Ну, пожалуйста!
Через часик «засады» мама приносила мне кусок румяной тёплой лепёшки и кружку молока прямо на печку.
- На вот. Смотри: не пролей молоко!
Сама же усаживалась на табуретку перед печкой, чтобы забрать у меня пустую кружку. А я, перед тем как начать трапезу, в очередной раз просил:
- Мам! Расскажи, как ты со Чкаловым разговаривала!
Мама улыбалась.
- Да, я тебе много раз рассказывала!
- Ну, расскажи ещё разок!
Мама начинала вспоминать.
- Когда я была маленькой, лет семь или восемь  мне было, к нам в деревню Матренино прилетал на самолёте Чкалов. (Деревня Матренино сейчас называется улицей Новой в нашем городке -  старинном Городце.) Наши соседи в Матренино Калмины были родственниками Чкалова, а, может, они были родственниками жены Чкалова. Я точно это не знаю. И вот летом из Василёва (ныне Чкаловск) знаменитый лётчик прилетал на самолёте к нам в Городец! Самолёт  Чкалов сажал на лугу за деревней. Встречать его выходили все жители Матренино. Ну, и, конечно, вся ребятня сбегалась! Чкалова тогда проводили до дома Калминых. Ну, и потихоньку народ разошёлся. Я тоже домой пошла. Дома меня мама послала малины в огороде пособирать. « Я вам малинки с молочком парным наведу», - сказала мне мама. Я взяла маленькую корзиночку и пошла в огород. И наша малина и соседская вдоль забора росла. Только я стала малину собирать, вдруг из двора у Калминых выходит Чкалов, подходит к забору и начинает малину есть. Меня он не заметил сначала. Потом Чкалов просовывает руку через забор и начинает … нашу малину собирать. А я ему и говорю:
- А почему ты нашу малину собираешь?
- Мам! Ты прямо так на «ты» и обратилась к нему? – перебиваю я рассказ.
- Так я маленькая была, что я понимала тогда! Ну, вот. А Чкалов меня увидел, заулыбался и говорит:
- Очень тут малина вкусная! А, может, это и не ваша малина-то?
- Наша, - говорю. – У дяди Абрама жёлтая малина на задах растёт.
- Ишь, ты! Какая глазастая! – засмеялся Чкалов. – Ладно. Больше я вашу малину есть не буду, но ты меня не выдавай! Хорошо?
- Ладно, - говорю. Может быть, мы бы ещё о чём-нибудь поговорили, только мама домой стала меня звать.
- Паня! Павлина! Ты где? Давай домой иди! – звала меня мама. Ну, я и побежала к ней. Вот и весь наш разговор со Чкаловым!
- Здорово! – говорю я маме. – Ты представляешь, с каким ты человеком разговаривала? Его весь мир знает!
- Да, - мама призадумалась. – Что было, то было!

Вообще, когда мама вспоминала своё детство, я понимал, что была она девчонкой смелой и даже отчаянной! Она излазила все островки на торфяном болоте, совершенно не умея плавать! Это болото местные жители так и прозвали -  «Панино болото»! Она лазила на высоченную, ветхую, деревянную вышку около стадиона! Она съезжала на лыжах и санках с крутого городецкого вала…

Три года назад мама умерла. Ей было 85 лет, а мне 58. И сейчас мне так не хватает её, потому что моя мама была самой лучшей мамой на свете!