Поиски Про-я. II. 18-20. Препятствия и покой ума

Амрита Дхарма
ИЛЛЮСТРАЦИЯ. В Непале гомпа - в двух этажных домах помещения для ритритов.
    ___________________________________________________________

ГЛАВА 18. УЧЕНИЯ И ЯДОВИТЫЙ ОРЕХ. В  декабре  2011  года в  Дхарамсале  Далай Лама  давал  русским паломникам  посвящение  в  тантру  пяти  божеств  Херуки  Чакрасамвары, это было  мое  второе посвящение в  тантру Чакрасамвары, первый раз  ее  даровал  Кирти Ценшаба  Ринпоче.

Чакрасамвара - материнская  тантра  анутара - йоги, эту тантру передал сам Будда Шакьямуни по просьбе  Ваджрапани и Ваджраварахи. Чакра – означает  колесо, колесо всех явлений. Самвара - означает высшее блаженство  или  спонтанное великое блаженство. Позже  индийские мастера, такие как  Луипа, Гхантапа и Кришнапада, а также тибетские учителя  Лама Цонкапа, Пхабонка Ринпоче и другие, написали комментарии  к  этой  тантре. Ее практиковали  махасиддха Сараха, ученик Сарахи - Нагарджуна, от Нагарджуны она перешла к Шавари, который передал ее Луипе, а тот  Дарикапе, Дарикапа учил Шантапу  и так далее.
 
На этом учении  Далай  Лама также разъяснил  комментарии  к  текстам  Дже Цонкапы  «Счастливая судьба» и Геше Лангри Тангпа « В о с е м ь  строф  о преобразовании ума». Их автора  Геше  Лангри Тонгпа в Тибете почитали как святого, а многие великие созерцатели признавали в нем  эманацию  Будды Амитабхи. Этот  небольшой  текст весьма важен в практике буддизма:

- К вершинам высочайших благ  стремится буду приблизить всех существ.
Они дороже  мне, чем драгоценность, способная желанья исполнять;
Да сохраню я к ним любовь  вовек!
               
- Общаясь всякий раз с другими, я научусь  себя считать  нижайшим среди всех существ, а остальных  чистосердечно  так  почитать, как почитают высших.

- Во всех поступках и деяньях  я буду изучать свой ум, и если в нем возникнут омрачения, то смело встретив  их  и  распознав, смогу без колебаний устранить.

- Взращу я нежную любовь  к  порочным  существам: ко всем, кто угнетен  страданьем, они как драгоценность  будут для  меня - редчайшее явленье мирозданья.
               
- Из  зависти другие люди  меня унизить могут, оскорбить. Но  я приму  все эти  униженья, как будто драгоценный дар, свою победу  им  отдав  без  сожаленья.
               
- Когда  с надеждой помогая людям, взамен  от них жестокий вред
Вдруг  получаю косвенно иль прямо, то мудрость,  всех людей таких
Считать наставниками  и учителями.

- Я  помощь предложить смогу  для тех, кто близок  мне, и для существ  иных,
И в тайне на себя приму страданья матерей моих.

- Я  буду практик  этих чистоту от дхарм мирских, от скверн  и  загрязнений всегда оберегать, а иллюзорность  постигая  феноменов  смогу привязанность оковы разорвать. (Перевод с  английского Аркадия Щербакова)

Рядом  с троном  Далай Ламы сидело множество  Его учеников, тибетских  монахов, но я особенно обратила внимание на одного нингмапинского Ламу. Он не был монахом, носил одежды тантриста, а  все время  учений находился  в состоянии  глубокой погруженности в  осознавание пустоты. Я не могла оторваться  от  него и вспоминала, как  мне показывали  это  запредельное уму  состояние  нингмапинские учителя.

После окончания  трехдневных учений  в  Дхарамсале  у нас состоялась  встреча  с  Далай Ламой, где Он отвечал на вопросы  русских паломников. В это время  я только  что узнала, что в Дхарамсале  находится  тибетская библиотека, где преподают  тибетский  язык и буддистскую философию для иностранцев, то есть с переводом на английский язык, и при слушании этого курса возможно получить  пятилетнюю  студенческую визу. В  предпенсионном  возрасте  изучение тибетского  языка уже не интересовало меня. Конечно, если  бы  я  была молода, то стала бы изучать тибетский, как когда - то санскрит. В этом случае можно было бы слушать учения  Далай Ламы без переводчика, ведь  встретить хорошего  переводчика очень сложно  не только в  России, но и в тибетском сообществе. На мой взгляд, у русских переводчиков, это связано с тем, что  они не имеют практического опыта, а  у тибетских,  потому  что они с недоверием  относятся  к  западным ученикам.

Итак, меня  интересовала  практика и я поняла, что именно здесь в Дхарамсале  смогу ее  начать. Я решила, что если буду учиться в библиотеке, то  можно будет регулярно посещать занятия по философии  и  улучшить свой английский, а все остальное время заниматься  йогой. Кроме того  возникала уникальная возможность регулярно посещать  учения  Далай Ламы, которые Он  давал  практически  каждый месяц. Но мне нужно было получить благословение  от  Учителя  и подтверждение  в  правильности  своих мыслей. Поэтому во время встречи  я мысленно спросила  Далай Ламу:

-Я узнала, что можно сделать  студенческую  визу  в тибетской  библиотеке  и  тогда  учиться и практиковать  в  Дхарамсале. Вы считаете, что это было бы правильно?
В это время  Его Святейшество  отвечал на очередной вопрос  на  тибетском языке. Неожиданно Он прервал свою тибетскую речь, нашел меня  глазами в толпе учеников, на минуту сделала паузу, и сказал на английском:
- Да!  Приезжайте!
 
А  затем, как ни в чем не бывало, стал продолжать отвечать  на вопросы на тибетском  языке. И я поняла, что получила благословение. На следующий день  рано утром  я пошла в библиотеку и взяла приглашение на учебу.  После учений для русских паломников  мы выехали в  Бодхгайю, где в  январе 2012 года  Его Святейшество проводил посвящение в  Калачакра  тантру. Сначала  он  даровал нам  передачу таких текстов, как  Камалашила «Ступени созерцания»,  Нагарджуна  «Восхваление  Запредельного»,  Куну  Ринпоче «Драгоценный светильник, зажженный в  честь бодхичитты» и два других текста. Приведу  несколько  отрывков  из текста  Камалашилы «Ступени созерцания», так как  этот  текст  очень важен для освоения  фундаментальных практик:

«В  "Священной  сутре  истолкования замысла" сказано: О  Майтрейя, знай, что все достоинства шравак, бодхисаттв и Татхагат - будь то мирские или запредельные - это плоды шаматхи и випашьяны. Поскольку все виды сосредоточения можно отнести  к  этим двум, то всем йогинам во все времена следует прибегать к випашьяне и шаматхе.

Сначала  следует  практиковать шаматху. Шаматха - это состояние ума, который преодолел  отвлечения на внешние объекты и естественно, продолжительно закрепляется на внутреннем объекте, пребывая в радости и податливости. Благодаря шаматхе  ум  не  приходит  в волнение от рассудочных мыслей. Он - словно пламя масляного светильника, не тронутое  ветром. Всесторонний анализ высшей реальности, осуществляемый  с  опорой  на шаматху, называют випашьяной. Она устраняет все пятна  дурных воззрений, и другим уже не под силу вывести нас из равновесия.
______________________
В «Сутре светила луны» сказано:"Силой шаматхи становятся неколебимыми, силой випашьяны уподобляются горе."

В «Сутре  облака драгоценностей» сказано: "Шаматха - это сосредоточение, випашьяна - правильный анализ. Знай, что шаматха  достигнута, если посредством  длительных занятий созерцанием обретена совершенная податливость ума и тела, а ум послушно сосредотачивается на избранном объекте…"

Освоив одну лишь шаматху, йогины не избавляются от завесы неведеня, а лишь временно подавляют клеши. Пока не воссияет свет мудрости, невозможно полностью уничтожить скрытые предрасположенности. Поэтому, осуществив шаматху,  осваивай  випашьяну. Только мудрость  полностью избавляет  от  омрачений, ибо природа  всех явлений в высшем смысле пуста, она лишена  самости  личности  и самости явлений. Итак, пребывая  в шаматхе, осваивай мудрость…

Затем  думайте: все  три Сферы существования   - лишь ум.
Так постигнув, что все воображаемые «явления» суть только ум, исследуйте сущность ума… Созерцая, избегай отвлечений ума… и т.д.

Достичь шаматхи и випашьяны очень трудно, я знаю только одну дхеравадинскую  монахиню, ученицу Кармапы Ринпоче, которая  действительно достигла в этом успехов. Она не отрывается от сосредоточения ни на минту, что вызывает  у меня  восхищение.

Само посвящение в Калачакра тантру проходило  около недели. Это удивительное  учение по недвойственной тантре. Кала  означает  время, а  чакра - колесо  или  круг, поэтому  Калачакра  дословно  переводится, как  Круг  Времени. По преданию, учение Калачакры возникло  в  Шамбале в  878 году,  во  второй половине Х века  оно проникло в Индию  и в  ХI веке  в Тибет.  Эту тантру  передал сам Будда Шакьямуни по просьбе царя Сучандры, владыки  Шамбалы.  С  тех  пор она передается каждому последующему правителю  Шамбалы.

 Шамбала, в переводе с  санскрита  означает «Источник счастья», чистая земля, это мистический регион, который  существует  в измерении  постижимом  лишь  чистыми  духовными  искателями. Считают  так же, что Мандала Калачакры символизирует  вселенную вместе с мириадами миров и солярными системами, бесконечными  формами жизни и многомерным сознанием. Большинство воплощений  Далай Лам, высших духовных лидеров Тибета, уделяли Калачакра тантре  большое внимание, а Далай  Лама 14 дал ее  посвящение  до  2018 года 34 раза.

Имееющие посвящение в  Калачакра тантру,  могут  более подробно  ознакомиться  с  этой практикой, прочитав  книги  Гленна  Муллина «Практика Калачакры», Александра Берзина «Принятие посвящения  Калачакры», прекрасную  книгу, написанную  Geshe Ngawang  Ghargyey  «Kalachakra  tantra», и другие. Первый раз я получала посвящение  Калачакры от  Кирти Ценшаба Ринпоче, моего первого Учителя, так  что в  Бодхгайе  было второе. Третий раз  мне посчастливилось получить Калачакру от Далай Ламы в  Ладакхе летом  2014 года.
 
В  тот  год  посвящение в  Калачакру  было  уникальным.  Его получило  несколько  тысяч  человек из  разных стран мира, в том  числе лидеры всех  буддистских  школ, а так же школы джонанг и бона. Они  торжественно  восседали на тронах вокруг  Далай Ламы в традиционных  одеждах и шапках  разных цветов и покроев, и именно они получили все  7  первоначальных  посвящений, 4 высших посвящения  и  4  высших-высших посвящения. Практикуя  Калачакру  можно переродиться в  Шамбале и там  продолжить  обучение.
               
Один  русский знакомый, с которым  через два года я случайно познакомилась  в Дхарамсале, рассказывал, что  на  этой  Калачкре происходила  серьезная  борьба  между светом  и тьмой. Что вокруг  места, где проходила  Калачакра, собралось  множество черных магов, которые циркулировали  вокруг  павильона во время  Учения, желая воспрепятствовать  передаче практики. Он сказал, что Далай Лама  единственный  Учитель, который передает  на  Земле это уникальное учение  Шамбалы  так много раз, поэтому  именно ему предстояла сложная задача одержать победу над темными силами в тот год, который  был объявлен концом света, а  борьба за жизнь на  Земле происходила именно  в  Бодхгайе на Калачакре. Трудно сказать, правда ли это!  У разных людей  есть разные концепции.

Через  несколько дней  после окончания посвящения  Калачакры  должен был начаться  Монлам Кагью линии  во главе с Кармапой Ринпоче, а  затем  я планировала  поехать  на  ритрит  в Непал. На  Монламе  произошли исключительные  мистические события, которые перевернули всю мою жизнь, а потом, началось очищение от дурной кармы.
Сначала  все шло хорошо. Именно на  Кагью  Монламе  появилась возможность  находиться  среди монахинь, наконец, не бояться носить монашескую одежду и подстригаться под "нуль", чего я  не могла делать в Петербурге.  Мне также нравилось  вместе со всеми  читать  тибетский  текст, слушать учение и  практиковать шаматху.

Денег  на  еду  у  меня  было  недостаточно, поэтому  я  ждала, когда на завтрак на учениях  поднесут  чай  с  лепешкой. Между  сессиями  был  перерыв  на обед, но я  употребляла  только «вермишель  быстрого приготовления» и  сильно голодала. В  конце  концов, от истощения  стала кружиться  голова, бывало, что и сознание  мутилось, тогда  я  останавливалась на пути,  чтобы перевести  дух.  Припоминаю, что однажды, знакомая из Якутии пригласила меня отобедать. Мы если рис и момо, тибетские пельмени. Я  была очень благодарна ей  за угощение, других  спонсоров  у меня не было.
 
В  один из дней у меня была назначена  первая  аудиенция  с  Кармапой Ринпоче. Я  жила достаточно далеко от  монастыря и любила  ходить  в Тергар  через  поле, где местные жители  засеивали  кукурузу  и рис. Утром, недавно вспаханная  земля  сладко  пахла, нагреваясь на солнце. Идя  по полю, внезапно, я впала в состояние транса  и увидела, что иду по тропинке за Иисусом. Это был второй раз, когда Он так ясно предстал перед глазами. Он шел впереди, а  мое  сердце сжималось  от тоски и любви  к  Нему. И тут  Он  остановился, повернулся   лицом, и сказал:
- Я  веду  тебя  к твоему  Учителю в  этой жизни. Доверься  ему, Мария!
Тут  я увидела, что преобразовалась  в  молодую женщину  лет  23 с  черными, длинными и вьющимися волосами и карими, миндалевидными  глазами. С головы  ее спадала  шаль  из тончайшей  ткани, которой она прикрывала лицо...
 
Я прошла все нужные процедуры по проверке документов в Тергаре, и  поднялась наверх,  в приемные комнаты, присев  среди множества  других посетителей  в ожидании встречи  с  Ринпоче. С открытого  балкона были видны две молодых павлинихи, которые важно расхаживали среди цветов, высаженных в горшках.  Клянусь, что все еще ощущала себя молодой женщиной  Марией, когда  входила  на аудиенцию. Я  попросила  у  Ринпоче вести меня по духовному  пути, и  добавила:
-Вместе с  Его Святейшеством Далай Ламой.
 
Он качнул  головой в знак согласия и благословил. Так как у меня не было даже 10 рупий, чтобы поднести  Учителю, я представила  себе то, что хотела бы поднести ему, самое дорогое, что у меня было. А  когда  уже  у  самых дверей  обернулась, то  увидела, что  Ринпоче  поднял мне вслед  руку  и  показал пальцами знак  V-Победы.  Все было хорошо  до  момента, когда  я опять встретила  З.. Как  я не пыталась избегать ее и внутренне сторониться  при встрече, нас  сталкивали  друг  с  другом «лбами».
 
Уже  гораздо позже  я узнала, что при нахождении близко к Учителю, особенно если он принял тебя как ученика, могут  создаваться серьезные  препятствия, чтобы  быстрее отработать  негативную карму и показать  те  эмоции, с которыми нужно работать в первую очередь, а именно такие клеши, как зависть, ревность, привязанность или гнев.
 
Вспоминаю, как однажды  Мингьюр  Ринпоче  на учении по практике випашьяны  в кагьюпинском монастыре Палпунг  Шераблинг  недалеко от  Дхарамсалы, сказал о том, что если  постоянно находиться очень близко к своему Духовному наставнику, то можно быстро «сгореть». Если находиться очень далеко, то можно  потерять  контакт. Поэтому нужно встречаться с ним иногда, периодически  и, получив  инструкции, стараться выполнять их. Сейчас я понимаю, насколько это верно.
Тогда,  я все еще не знала, что именно  работа со своим умом и является самой главной задачей, научиться  контролировать  его, применяя  противоядия, даже если несчастья  охватывают тебя.

БУДДА  ГОВОРИЛ: «Все дхармы (страдание) происходят из причин, эти причины объяснены Татхагатой. Существует прекращение причин, они объясняются  Высшим  Наставником, искусным в добродетели:  Не совершайте никакой недобродетели, совершайте накопление благих заслуг, полностью овладейте свом умом, это и есть Учение Будды».

 И вот начало происходить следующее: сначала во мне зародилась гордость, затем  вспыхнула  привязанность,  после  нее ревность и  зависть и, в конце концов,  неприязнь. Одна клеша сменяла другую, я  успевала только замечать их возникновение, но не могла  подчинить  ум. Было трудно смириться  с тем, что я такая невежественная  и мое сознание омрачено.  Мне хотелось освободиться от всех этих негативных  чувств  и бежать, куда только глаза глядят. Но меня не отпускали, как уже пойманную  на крючок  рыбу, хотя  я  отчаянно сопротивлялась.
 
После окончания  Монлама  началась Махакала пуджа, на нее нужно было  обязательно  приходить  как монахам  Тергара, так и иностранным  монахиням. В один из дней, когда все ушли из  Гомпы на обед, я осталась одна, решив, что вермишель  смогу поесть  после окончания пуджи.  Было тихо и только несколько  вентиляторов, которые забыли выключить, продолжали  работать, разгоняя жаркий воздух и множество комаров.

В  Гомпе летали воробьи, которые питались рисом с  алтаря они, то влетали, то  вылетали  на улицу. Краем  глаза  я  заметила, как один воробей, наклевавшись  риса, стремительно взлетел вверх  и, желая  вылететь  наружу  через  открытую дверь, был  насмерть сбит  вращающимися лопастями  вентилятора, а потом  упал  прямо напротив  меня на сидение подушки. Я вздрогнула  от  ужаса. Это был  не благой  знак.

Придя в себя, мы, вместе с одной русской  знакомой, отдали тельце воробья монахам, которые обещали похоронить его.  Но я  не могла  освободиться  от  дурного  предчувствия. Когда  я делала  кору  вокруг  Тергара, ко мне присоединилась  З. и сказала:
- Мне очень повезло!  Смотри, что я получила,- сказала она и достала полиециленовый пакет, доверху набитый  какими-то  орехами.
-Что это?- удивленно спросила я.

-Это тибетская медицина!  Я последовала  на ступу прямо за Гьялцабом  Ринпоче  и  увидела, что   он подносит  Будде  огромное количество  таких орехов.  Я  дождалась, когда  он  уйдет,  и  попросила  у  монаха  дать мне часть этой  медицины.
-А для чего она?
-Я не знаю точно, хочешь, я  дам  тебе  это  лекарство?
-Нет,  нет, спасибо, мне это абсолютно не надо!- ответила  я, зная, что З. ничего просто так не предлагает.

Однако вечером  я  опять встретила  ее. С  моей  знакомой мы зашли к ней в гостиницу по каким-то делам. З. пригласила  войти  в номер, но так как все вещи были разбросаны (она собиралась на  следующий  день уезжать в Дели и собирала  чемодан) то мы  так и осталась  стоять около двери. Когда мы обсудили все вопросы  и уже собрались уходить, З. опять заговорила о медицине.
- Это лекарство разводят  в воде и дают  всем  паломникам  перед  учениями для очищения, но  я его пробовала и так. Возьмите, попробуйте!
 Она  отломила кусок  от  ореха и протянула мне. Я разжевала его  и проглотила.
- Это  очень  эффективно  и  помогает от всех болезней,- сказала она  улыбнувшись.

Уже на следующее  утро  мне стало плохо, я готова была впасть в обморочное состояние  даже лежа. Через несколько часов  почти бессознательного  пребывания, я  все же сообразила, что  серьезно  отравилась орехом. На следующий день  Кармапа Ринпоче традиционно  давал учение  в  центре  ФПМТ.  Я отлично знала, что все его ученики, которые еще оставались  в  Бодхгайе, должны были присутствовать на нем, поэтому  поймала  рикшу  и,  доехав  до центра, с  трудом  добрела  до места учения. Меня тошнило и хотелось упасть на землю и не двигаться. Казалось, Кармапа знал, что со мной происходит. Он  ясно  дал понять, что  я  должна  как можно скорее  уехать  из Бодхгайи  в  Дели. Если же я не последую его совету, то он снимет  всякую  ответственность  за  проиходящее. Нужно было делать, как он хочет. И  тут  все стало происходить  само  собой.

Сразу  после окончания  учения ко мне  подошла  одна москвичка  и предложила  поехать  в  Дели  прямо завтра вечером. Мы сразу отправились  в офис, где я сдала уже купленный  заранее билет,  и купили  входящий билет  на поезд  без  места, поэтому нам  предстояло  ехать  около  2, 5  суток,  приткнувшись  где-либо  на полу  в тамбуре, как это делали  многие  индусы. На следующий день с утра  Кармапа Ринпоче вылетал  в  Дели, и мы провожали  его, когда он выезжал  из Тергара.  В  тибетской традиции считается, что нет  большей заслуги, чем провожать и встречать  своего Учителя.

Народу было  не  очень много, все уже разъехались, только несколько  монахов  из Тергара  и  тайваньские  монахини. Я  уже не могла  стоять  и  сидела на ступеньках, ожидая  Ринпоче. Спустился  его помощник  и присел рядом со мной. Этот  человек, уже старенький Лама, который  с  малых  лет  сопровождал  Кармапу и служил ему с любовью и преданностью, так много раз  помогал  мне в разных ситуациях, что  я  никогда не  забуду  его  доброты. Только  когда  машина  Ринпоче  подъехала, и  он  вышел  из  аппартоментов, чтобы отправиться  в  путь,  Лама поднялся  со ступенек  и направился  к машине.

Вечером  мы  выехали  в  Дели. Если  ты  выполняешь  указание  Учителя, то  все складывается удачно. И действительно, как только  мы вошли  в набитый  до отказа поезд  в первый попавшийся вагон, один индус  сразу  предложил  свое место на верхней полке. Он  объяснил,  что оно предназначалось  для  его маленького сына, но он сможет  разместиться  на одной полке вместе  с ним. Мы были очень рады  и расположились  «валетом»  с  моей  попутчицей  на  третьей полке.

Я  лежала  все время  пути, практически  не приходя  в сознание.  Казалось, что вся кровь, циркулирующая  по венам, была отравлена. Конечно, я  не  ела  уже несколько  дней   и  сильно  похудела. Не было сил  ходить, сидеть и даже лежать.
Уже в Дели  оказалось, что я не могу не  только нести свою сумку, но и вертикально передвигаться, так  что я  садилась на корточки  и, посидев  какое- то время, в полусогнутом  состоянии продвигалась  дальше. Слава Богу, мне помогли  донести сумку.

Прибыв  в  Манджукатила,  мы узнали, что на следующий  день  утром  Тай Ситу Ринпоче  будет давать посвящение в практику  Будды медицины. Тай Ситу Ринпоче, это один из  Учителей  Кармапы  Ринпоче  в  этой жизни, но вообще-то, он является  его  учеником. Похоже, чтобы попасть  именно на это учение  мы  так срочно и приехали  из  Бодхгайи  по совету Учителя. Днем, когда  я вышла  из  гостиницы  купить  воды, то  увидела  З.. Окликнув  ее, сказала:
- Не представляешь, как  мне  плохо! Я  с трудом выехала  из Бодхгайи, и все это  из-за лекарства, которое  ты  дала  мне попробовать. Я  не могу принимать еду  и не знаю, как поправиться! Зачем ты это сделала?
- Ну  и  что? - сказала она саркастично.- Прикажешь  мне теперь умирать  от этого?

Эти  слова так рубанули  по сердцу, что мне захотелось  плакать  от обиды и беспомощности, но нужно было справляться  с чувствами.  На  следущий день утром  мы пошли на учение, и  я впервые  увидела  Тай Ситу Ринпоче. Лама  был достаточно  маленького роста, с  приятным  лицом. Его сопроваджало  несколько  монахов, которые   сидели  внизу трона, совершенно  отрешенные от внешнего мира, подобные  глыбам  скал, охраняющих  своего владыку. Тай  Ситу  Ринпоче  сразу пригласил  нас, несколько человек, подняться на сцену  и я оказалась в  двух  шагах от его трона, прямо напротив  него. Справа, недалеко, я заметила  З. Она уже знала  Учителя и радостно улыбалась ему. Во время объяснения Ринпоче вдруг неожиданно сказал:
-Ну, зачем  же вы так сделали!  Зачем  вы дали  лекарство здоровому человеку?- и я увидела, как  З.  заерзала на своем сидении и покраснела.

Затем  Тай  Ситу  привлек  мое  внимание и стал  передавать  практику  Будды Медицины. Он явно помогал, применяя  различные методы. Я  не буду писать, что было  предложено  Учителем, но  факт  заключался в том, что мне действительно  стало  легче.  В  заключение  передачи Тай Ситу Ринпоче  благословил  всех присутствующих, коснувшись  статуей  Будды медицины, и  когда я подошла второй раз, благословил  на ритирит  в Непале.

В  гостиницу  я принесла  с собой  три  2  литровых  бутылки  колы. Мне сказали, что это помогает  при  отравлении.  Я  беспрерывно  пила  ее, но даже на третий  день  меня  продолжало  мутить. Я лежала  на грязной простыне и не знала, что делать дальше. Через  два  дня мне нужно было вылетать  в Непал  на  ритрит, но где взять для этого силы?! Тогда я решила, что  утром  следующего дня  пойду  в  госпиталь  и  будь, что будет. Однако ночью я вдруг поняла, что это неправильное решение: должна пойти  не в госпиталь, а в кафе  и плотно  поесть.Утром меня стошнило: вместе  с  колой  из  желудка «вывалился»  черный  кусок ореха  и мне сразу стало легче.  В Непал  я прилетела  совершенно  здоровой.               

Еще раз  я видела Тай Ситу Ринпоче  в  марте  2015  года, когда  Далай Лама ездил  для  благословения  монастыря  Шераблинг, который  был  выстроен  под  руководством  Тай Ситу Ринпоче. Это был  первый  официальный визит  Далай Лам  в  монастырь  линии кагью. Мне посчастливилось  быть  на  церемонии, которая проходила  два  дня. Его  Святейшество  благословил  еще достраивающийся  монастырь  и посетил ритритный  центр, специально созданный для практики  «шести  йог  Наропы». Для всех  присутствующих на встрече  монахов и мирских последователей,  многие из которых  приехали из Дхарамсалы, Он  даровал   небольшое  учение и посвящение в  Будду Амитаюса. А потом начались дебаты среди  кагьюпинских  монахов и  монахинь, за которыми  Его Святейшество внимательно наблюдал.
 
Тай Ситу Ринпоче лично провел  пуджу  долгой жизни для Далай Ламы, находясь рядом  с  Его троном. Невозможно было не заметить его глубочайшую преданность и уважение к  Учителю.  А для  подношений, которые он приготовил  для  Далай Ламы, выстроилась  огромная очередь  монахов. Каждый держал какой-то  необыкновенный, прекрасный  подарок. Это  были  и  статуи  Божеств, и ковры, и ткани  для  монашеской  одежды, книги, танки, зонты, мешки с рисом, прекрасные  цветы  и  много, много других подарков.  Эти подношения  в отличие от других, что подносились  Далай Ламе после каждого  дарованного им  учения, были исключительно  щедры.

На  второй день визита, уже в самом конце встречи, я  случайно оказалась  напротив  места, где сидел  Тай  Ситу Ринпоче.  Как только  я подошла, чтобы сделать простирания, он сразу поднял голову, оторвавшись  от  текста  и, казалось, узнал меня. Тогда я  мысленно поблагодарила его за ту помощь, которую  он  оказал мне в Дели, в один из трудных  моментов  жизни, почти сразу после отравления. Я  заметила, что  он прочитал  мои  мысли и  наклонил голову  в знак  принятия  благодарности.
                         
ГЛАВА 19. РИТРИТЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ. В  тот  год  я  решила  испробовать новое место для ритрита  в Непале, его  я  присмотрела  еще в  прошлый  визит. Это был медитационный центр прежнего воплощения  Дуджома  Ринпоче. Он находился в  зарослях леса непальских сосен, на высоченной горе, недалеко  от  Парпинга. Само по себе это было прекрасное место, расположенное далеко от  поселений  людей и шума машин. В  центре была выстроена  ярко расписанная  нингмапинскими  Божествами  Гомпа, а вокруг неё отлично приготовленные  для практики современные  ритритные домики, и  даже  двухэтажный дом для Ринроче. Здесь был чистый воздух, необыкновенная  тишина,  разнообразные садовые и высаженные  в  горшках цветы, которые украшали  практически  всю территорию. Очень красиво и идеально для  уединения. Но в нем  долгое время  никто из Лам или монахов  и даже мирских практикующих  не жил, возможно,  потому, что  плата  за проживание  была здесь  очень высока.
 
Место, где я выбрала маленькую комнатку, казалось, напоминало неприступную крепость.  По центру   находилась  Гомпа, а вокруг  нее  буквой «П» распологалось  множество  пустых  комнат. Всю  эту  постройку  охранял один из непальцев, пожилой спившийся мужчина из соседней деревни. Второй  работник  охранял дом Ринопоче и готовил еду, а  Пушкар, парень  лет  27, был ответственным  за  весь  ритритный  центр. Вместе  с  двумя непальскими  овчарками  он ночевал  в двухэтажном  доме, где была  кухня и несколько  комнат для  персонала, который  раньше служил здесь. Гомпа находилась  достаточно далеко от двухэтажной постройки и домика Ринпоче.
   
 Готовить  пищу  самой  мне не представлялось возможным.  Во-первых, не на чем. Иначе, нужно было покупать большой  газовый баллон, очень дорогой, которого  обычно хватает  на целый  год, а  я приехала только на  пять  месяцев. Кроме того, тащить  баллон  на такую высоту, представлялось  нереальным.  А организация  самой кухни  заняла бы много времени, которого  у меня не было, нужно было начинать ретрит. Во-вторых, ходить регулярно  в  магазин даже раз в неделю, спускаясь  с  горы и поднимаясь  обратно  с продуктами, я  не смогла бы  физически. Очень высоко и опасно!  Поэтому  я уговорила непальцев  питаться  вместе с  ними, они все равно каждый день готовили для себя. Так как  я  добавила  им  некоторую  сумму к оплате за проживание, они сразу согласились, и только позже  я узнала, что один из них болел  туберкулезом.

На завтрак они приносили  чай и три лепешки, оставляя их  у  дверей  моей  комнаты. Обед  и ужин  были вполне приличными, особенно по сравнению с супчиками из вермишели - рис  и овощи, иногда непальцы даже покупали  и  готовили  кусочки  куры. Отношения  между нами  сложились  хорошие, по вечерам  за  ужином  мы обычно беседовали  и, в общем, сначала  все шло  нормально. Но потом  я заметила, что получив  дополнительные средства,  мужички стали серьезно попивать.
   
Расстояние между  моей комнатой  и кухней, где мы принимали пищу, было около  150  метров. Нужно было проходить мимо высаженных  огородиков  и  ритритных  домиков, потом подниматься  по  ступенькам  и проходить небольшое  открытое пространство, подходя к дому. В общем, вечером было достаточно  темно и неприятно идти  это расстояние одной  даже с фонариком. Чтобы  проводить  на ужин  за мной  стал  приходить  Пушкар, и мы вместе преодолевали  это расстояние,  беседуя.  Я не могла сохранять  молчание, что было бы полезно  в ретрите, так  как  не знала  хорошо  этих людей  и не могла вполне  им  довериться. За разговорами  я  узнала, что сюда несколько  раз  забирались  воры. Помните, какие тут воры в Непале?  Я описывала это, когда рассказывала о  ретрите  в женском  монастыре  Наги Гомпа!
- Вот  и  недавно они  попытались  проникнуть  к  нам.  Было страшно, - признался  Пушкар.
- Но что их здесь интересует?

-Здесь  прямо кладезь всякого имущества, а полиция  сюда редко поднимается, - так как далеко. В ритритных  домиках  оборудовано  все по европейскому  уровню, потому они и стоят так дорого! А в  доме Дуджома Ринпоче, так вообще сказка! Когда мы только начали работать  здесь, то расположились  рядом с  Гомпой, там, где вы сейчас живете. Но когда воры стали  лезть  в  домик Ринпоче, а потом и в Гомпу  нам  пришлось разделиться  и  даже завести собак. Здесь обще опасно, и нужно  осторожно ходить! Быть, начеку!
-А что такое? - спросила я.

-Здесь  иногда  бродят  леопарды. Вокруг лес, вот  они и проходят  мимо, когда выходят на охоту. Весной  я встретился  с одним, когда поднимался  в гору, так не знал, что и делать, куда бежать. Сильно  испугался, - сказал Пушкар.

После такой информации ночью  я стала прислушиваться к звукам. Однажды днем  после практики, когда я должна была вынести на улицу подношения духам местности, обнаружилось, что дверь, ведущая  на  улицу, закрыта.  В тот день  в  ретритный центр приходили  посетители  и  после их  визита  двери  в  Гомпу по привычке закрыли, забыв обо мне. Я подергалась, подергалась  в  двери, естественно не смогла их открыть  и выложила  подношения на  середину открытого пространства рядом с Гомпой. Не  нести  же его обратно! 

Вечером, когда уже стемнело, появились странные  звуки, и я не могла заснуть. Казалось, кто-то  пытается  проникнуть в дверь и постоянно  ее  дергает. Звуки  то  становились сильнее, то умолкали. Я  взяла  фонарик  и, решительно открыв  дверь своей комнаты, вышла наружу, прислушиваясь. Ничего не слышно, тихо. Я посветила вокруг фонариком, но ничего подозрительного  не увидела. Как  только  я  вернулась  в  комнату, звуки вновь возобновились.

Из-за  этого  ночного шума я не стала высыпаться и пожаловалась Пушкару, а через  два дня  выяснилось, что каким-то  чудесным  образом, в  эту постройку  с цементными  стенами и полом, забралась крыса. Она безобразным образом  изгрызла деревянные двери  одной из комнат и пыталась проникнуть  в  Гомпу, чтобы полакомиться рисом, который  в  избытке  находился  на столике для подношений  Божествам. На третью ночь ее поймали  в  ловушку, но не убили, а выпустили  в лес.

Старый  непалец, который ночевал  в одной из комнат рядом  со мной, охраняя  Гомпу,  сильно напивался  и иногда  оставался  дома, внизу, в  своей деревне. Мне стало  страшно  одной. Да тут еще однажды  ночью кто-то стал сильно стучать в  двери. Хорошо, что в этот день непалец  остался  в своей комнате, но он ничего не слышал, потому  что был пьян. Примерно  через  полчаса  такого стука  я  с трудом разбудила  его, он еле  держался  на ногах, когда  вышел из комнаты  с огромной  дубиной.
- Кто там?- спросил он, барабанящих  в двери людей.
- О, не открывайте, пожалуйста, - взмолилась  я.

За дверью раздались раздраженные, пьяные голоса  и стук усилился. Тогда непалец  стал что-то кричать и  через  какое-то время  люди ушли. Но ведь они могли  вернуться  в  любой момент! Они или кто-либо другой. И тут я подумала, что должна съехать с этого места. Оно  не  только опасно, но и непригодно для практики.
К  тому же  Пушкар поделился своей личной историей, в которой  рассказал,  почему  он  уехал из своей деревни  от родителей, почему  не  продолжает учиться  и отдалился от людей.

Оказывается, что однажды  к  ним  в  деревню  приехала  одна  молодая  иностранка, европейка, чтобы  проводить  какие-то  научные работы  и исследования. Пушкар  быстро подружился с ней. Как - то раз  при встрече, перед  тем  как  отправиться  на прогулку, она  попросила  у него на время  наручные часы. Пушкар  снял  их с руки и отдал. К вечеру  она  не вернулась  в деревню. На следующий день тоже. Вызвали  полицию  и  спустя  несколько дней  полицейские  нашли  ее труп  в  реке, - ее убили. Когда Пушкар увидел ее тело, лежащее  в  тине, он с ужасом заметил  на ее руке свои часы. И ему  стало не  по себе. С тех пор  с  его  психикой стали происходить странные вещи, он не сказал какие, но вскоре он решил оставить свой дом  и удалиться от людей.
 
Странная история, не правда ли?  Этот рассказ  обеспокоил  меня еще  сильней. Я  действительно не знала  людей, с которыми  жила и не могла  находиться  в  безопасности. Поэтому  решила уехать  утром следующего дня. Я  прожила  в этом центре  6  дней, а на  7 непальцы помогли спустить  мои вещи вниз.  Я объяснила  свой отъезд  тем, что люди, которые  стучали  ночью, испугали меня. Непальцы  стали уговаривать  остаться, объясняя, что  это  были  вовсе не воры, а их пьяные  знакомые  из соседней деревни, которые просили ночлега. Но мне было уже  все равно. Я покинула  этот центр.
 
Доехав  до Парпинга, я сразу направилась в «Пещеру Асура». Поднимаясь  по «бесконечной» лестнице вверх  и наслаждаясь чистейшими вибрациями  этого  прекрасного места, я мысленно попросила  Учителя  от всего сердца:
-Пожалуйста, Гуру Ринпоче, я  так  хочу  практиковать здесь  и только здесь! Это мое самое любимое место в мире, разреши  мне  закончить ритрит здесь!
-Ты получишь  здесь  комнату для практики, не сомневайся,- услышала  я  ответ.
Но  когда  я  поднялась  в монастырь  и разыскала администратора Карма Гомпу, то он сказал:
- Извини, Анила, я ужасно болен, у меня сегодня нет свободной комнаты и возможности заниматься тобой.
- Но куда же мне деться? Где ночевать?
- Я не знаю, попробуй придти завтра! Надеюсь, я буду лучше себя чувствовать и смогу заняться тобой,- и он закрыл дверь  прямо перед  моим носом.

Я  вышла из монастыря, спустилась  вниз по лестнице в  Парпинг  и  попыталась  поспрашивать свободную комнату  в нескольких  гостиницах  и  монастырях, но все было занято. Потом я стала  спрашивать людей  на  улице  в надежде, что найдется  какое-либо свободное место для ночлега, но его не было. Наступил вечер. Я  стояла  рядом с чемоданом  и думала, что же  предпринять.
И тут  ко мне подошел один  европеец.
- Переночевать  негде? - спросил он сочувственно.
-Да, негде! - ответила  я устало и безнадежно. - У вас случайно не найдется  какого-либо местечка, хотя  бы до завтра? А то мне идти некуда.
-Нет, у  меня нет. Но вот у моего приятеля, может быть и найдется. Давайте ваши вещи, помогу  донести.

Он взял мой тяжеленный чемодан, а я рюкзак  и мы отправились  к его приятелю.
Приятелем  оказался  очень  симпатичный парень, тоже европеец. Он уезжал из Непала  утром следующего дня и должен  был переночевать у своей подружки  в гостинице. Сама комната, находилась на территории небольшого ритритного центра  и  была частная. Она  очень  бы подошла для практики, но завтра нужно было вернуть ключи ее хозяину. Меня  представили  Ламе, что  присматривал за этим  центром  и жил в нем один, несмотря на множество  пустых комнат. Я  спросила  у него разрешения остановиться  в одной из них  для ритрита,  и он  разрешил.

Когда  он  открывал одну комнату за другой, чтобы я выбрала комнату для ритрита, то  увидела, что все они  были захламлены  рухлядью, а стены  покрыты  протечками, плесенью  и  паутинами.  Воздух  в них был  такой затхлый, словно  их не проветривали несколько лет. Я  обошла  и  второй этаж  небольшого здания, заглядывая  в окна, но и здесь была та же картина.  В конце концов,  от  безнадежности,  я все же выбрала одну комнату, которая  показалась  более  сухой, чем  другие.

Когда  мы с Ламой уже договорились  о цене и о том, что я буду питаться вместе с ним, дабы не отвлекаться  от практики, он вдруг пригласил посмотреть еще одну комнату. Она находилась в доме,  где он жил сам, прямо  в двух шагах  и напротив  его комнаты. Когда  Лама  открыл дверь в нее,  я  увидела  хорошо, по тибетским  меркам, обставленную  комнату, с  двумя  кроватями, на которых находились даже  матрасы  и одеяла. В ней  был стол и шкаф и даже  два стула. Когда  ты снимаешь  комнату в  Индии  или в  Непале  в ней  обычно нет  никакой мебели, она абсолютно  пуста, поэтому приходится преобретать  необходимые  вещи  самому. А здесь было все необходимое.

Когда Лама включил свет, над кроватью замелькали разноцветные огоньки. Красный, белый, желтый, зеленый  и  синий. Ну, точно цвета  всех Дакинь. Тут Лама сказал:
- Здесь раньше жила одна Ани-ла, причем  достаточно долгое время. Но потом  ей не понравилось кое-что в  моем  поведении  и у нас пошли разногласия.  Я  уговаривал ее остаться, но она была непреклонна. Вообще  я  оберегаю  эту  комнату  от случайных людей, но ваше лицо мне так знакомо, будто  я давно вас знаю, поэтому  и  предлагаю ее. Она будет немного дороже стоить, но вы будете  чувствовать  себя  здесь  очень  комфортно, - сказал  Лама доверительно.
- Очень хорошая  комната. Огромное спасибо за доверие. Но мне бы хотелось  немного подумать, прежде чем  дать  окончательный  ответ. Я  скажу вам об этом  прямо завтра, когда отдам ключи своему знакомому, хорошо?

-Договорились. Конечно, подумайте, но посмотрите, как здесь удобно,  здесь рядом  кухня, туалет  и  дом очень теплый, так  что зимой  не холодно, – добавил  он.
Ламе было около  60, высокий, крепкого, но худощавого  телосложения тибетец, достаточно приятное лицо, покрытое глубокими морщинами. Но у  меня возникло четкое ощущение, что эта комната  подобна  ловушке: чем то неуловимым она напомнила  комнату  для интима. Кроме того, она находилась  вплотную  к  комнате Ламы  и я представила, как  ночью он будет слышать все, чтобы  я ни делала, а  я  буду слышать  все, что делает  он.

Я не исключала  его магические способности, которыми обладают многие  тибетские  Ламы  для  привлечения  женской энергии, которая им необходима для успешной практики, а мне нужно было быть свободной  от всех этих  воздействий и  сконцентрироваться только на  садхане. Ну, зачем  мне излишние проблемы? Зачем  жить  с незнакомым  мужчиной  в одном доме? Это противоречит  монашеским  обетам. Если  что, никто не  знает, где я остановилась  и даже не услышит  меня, в случае опасности. Никто!

Кроме того, я  вспомнила  опыт  одной  русской знакомой, которая  поселилась в Парпинге несколько лет назад  у одного симпатичного  Ламы. Правда, в его распоряжении было гораздо больше комнат, чем  у  этого  Ламы. Но он  также сдавал только одну комнату, свою. Сам  же он перебирался  в  летнюю пристройку  рядом  с домом. Эта знакомая рассказала, что до нее здесь  жила  уже одна женщина. А до нее еще  одна, и до нее тоже.
- Но почему он не сдает другие комнаты? Это очень странно,- удивилась  я.
- Он объясняет  это тем, что ему вполне хватает денег  за одну.
- Но ведь здесь все так дорого, да и люди живут  в нищете. Им  не хватает средств  на пропитание, а он, имея  столько комнат в своем распоряжении, не сдает их, странно. Посмотри на другие монастыри, с  трудом  можно найти в них свободную комнату, - опять повторила  я.

Позже выснилось, что в Непале много таких «Лам», которые занимаются   тантрой  и специально приглашают  иностранок, чтобы практиковать сексуальные упражнения вместе или рядом  с  ними. Вот, например, приехала какая-то женщина на месяц в Парпинг, и вот она уехала. Кто что узнает? Кому  и что она будет объяснять, даже если возникнут проблемы?.. Но может даже и наоборот, будет рада  утолить сексуальный  голод.

В  тот  раз  я посоветовала  своей знакомой, как можно скорее съехать  от  того  «Ламы», потому что она уже начала чувствовать сильное сексуальное возбуждение и ей казалось, что по вечерам «Лама» гладит ее  тело, хотя  рядом его не было, поэтому она  стала  чувствовать  необъяснимую близость к  нему  и даже любовь.

- Понимаешь,- сказала  я ей однажды, когда мы выходили из ее комнаты, которую она пригласила посмотреть. - Этот «Лама» не давал тебе никаких  духовных посвящений  или наставлений по Дхарме. Он  не  твой духовный  учитель  и ты даже не знаешь о нем ничего. Может быть, он вообще не монах, а только носит одежду, как делают некоторые шарлатаны в  Индии и в  Китае. Ты не знаешь, сохраняет  ли он обеты и где он учился, как же ты можешь слепо доверять ему и даже чувствовать близость! Лучше  молись своему учителю, чтобы он помог  тебе разобраться  в  происходящем  и защитил от  возможных  проблем!
-Хорошо, - согласилась она.

Обстоятельства, к счастью, сложились так, что буквально через два дня, ей  вдруг стало необходимо срочно  выехать  в  Россию. Так что ей повезло! Но я неоднократно слышала  такие истории, в которых  говорилось, что  некоторые непальские мужчины, снимают  монашеские обеты, но продолжают носить монашеские одежды. Они  приглашают  женщин или мужчин  иностранцев, предлагая  им  маленькую  оплату  за  жилье,  и  используют  их сексуальную энергию  с  помощью магии. Поэтому, лучше не останавливаться  в Непале  с  мужчинами, одетыми  в  монашеские одежды  наедине, не зная, кто они на самом деле. Особенно, если  ты  сохраняешь  монашеские обеты. Лучше  ехать  к  своему  Учителю, потому  что он, безусловно, защитит  тебя от всех неприятностей.

Вспомнив  эту историю, утром  я сказала Ламе, что прекрасная комната  в его  доме для меня дороговата, и  я лучше устроюсь  в соседнем  доме, на втором этаже, в  комнате, которую   уже присмотрела. Потратив  целый  день  на  уборку, я навела в ней  порядок  и подготовилась к ритриту. Вечером  я вступила в  практику.
Но не прошло и дня, как  у меня появились соседи. Это были тибетцы, которые приехали на учения  и  расположились на первом  этаже. Тибетцы - очень шумные люди, у них  нет  традиции  соблюдать  тишину  и беспокоиться  о соседях  даже ночью. Они всегда стараются приезжать на учения по Дхарме  и  снимают одну комнату на несколько  семей, в  это время  их жизнь напоминает жизнь цыганского табора.

В  этот раз  тибетцы  приехали  на  учения  Дуджома  Ринпоче на несколько дней  и  создавали  так много шума, что невольно приходилось затыкать уши, когда они  приходили после учений. Эти люди выпивали и пели песни, ругались  и  что-то  громко обсуждали, всегда открывая дверь своей комнаты. Но мне было сложно делать практику. Кроме того, проявились  некоторые знаки того, что я не могу положиться на  Ламу, с которым  придется  остаться рядом  на несколько месяцев  один на один, когда тибетцы съедут. Я  стала  молиться  своему  Учителю, спрашивая совета,  как  лучше поступить  и  вскоре  получила  четкий ответ:
 - Съехать, поменять  место и  продолжать!
Съехать, но куда? Утром  я  обошла все в округе, пытаясь найти  хоть какую-либо комнату, но все было занято. Тогда я решила еще раз поехать  в «Пещеру Асура», посидеть там  и помедитировать.

Когда  я  поднялась к пещере, то около нее  встретила  знакомого «тантрика». Он  давно жил  при монастыре и занимался практикой  туммо. Судьба сводила нас  неоднократно, прежде мы много беседовали и общались с ним, поэтому  я  хорошо знала его. Открыв свою единственную книгу по «6  йогам Наропы», он  советовался  с  каким-то  молодым  непальцем.
- Если  уж  тантрик  советуется  с  этим  человеком, то  я  наверняка  могу  поговорить  с  ним, решила  я.

Мы  познакомились, и я  рассказала  ему  о препятствиях, с которыми  столкнулась.  Он внимательно выслушал  меня  и сказал:
 - Если нет  тишины  в  месте для практики, если  это  небезопасное место  и там живут алкаши, которые готовят пищу  для вас, то нужно съезжать  с такого места. Если вы не доверяете  человеку в ретрите, который  живет  и  чувствуете опастность, исходящую от него, съезжайте с такого места. Не сомневайтесь, вы все правильно делаете. Переезжайте  смелее!  Я с радостью готов вам помочь! У меня есть на примете одна свободная комната, ее сдает  непальская семья. Там не будет  шумно и в ней  абсолютно безопасно, кроме того,  она  недорого стоит и находится рядом с  этим  монастырем.
- Огромное спасибо! Если она недалеко от «Пещеры Асура», то можно было бы попросить разрешения  приходить сюда  на обед. Тогда  я прямо сейчас пойду и спрошу  у администратора об этом.
-Хорошо, я подожду вас здесь!

Я  нашла  Карма Гомпу  в соседнем  монастыре  в двух шагах от «Пещеры Асура», он делал подношения  для  Дакинь, но  как только я спросила его о возможности  питаться в монастыре, то он  сразу сказал, что они не разрешают  это делать  людям, проживающим  вне монастыря.   
- Но  у меня есть одна пустая комната. Помнишь, около  храма  Дакинь, где ты делала практику в прошлый раз?  Хочешь, я тебе дам ключ от нее прямо сейчас?
-О, мой бог! - конечно  хочу!  Как  я  рада! Огромное, огромное  спасибо!

Я  распрощалась со своим новым знакомым  и в  этот же день  перебралась в  комнату  монастыря  около «Пещеры  Асура». Я  чувствовала здесь абсолютную  защиту и безопасность, было ощущение, что я, наконец, приехала домой. И тут  вспомнились  слова, которые я  услышала, когда поднималась сюда в прошлый раз:
 «Ты получишь комнату  для практики, не сомневайся»!   
                     

ГЛАВА 20. ТРУДНО УКРОЩАЕМЫЙ УМ. Это был сложный ритрит. Причиной этому  был мой трудно укрощаемый ум. К тому же разговор с  соседом, пожилым  Ламой, которого  я знала  с  прошлых визитов  в монастырь, не на шутку обеспокоил меня. Так  как наши  комнаты находились на одном этаже и иногда, встречаясь на балконе, я  спросила у него о лекарстве, от которого  получила столь  сильное отравление. Он  вынес  из своей комнаты точно такой же орех, который ему прописал  тибетский врач  и подробно объяснил, что этот орех  предназначается для лечения болезней желудка. Для  приема  рекомендуется  раздробить его и достать только маленькое ядрышко  ореха. Его то и надо использовать при лечении. Остальное, - то есть вся  скорлупа, является  сильнейшим  ядом натурального происхождения, от которого можно быстро скончаться. И ее ни в коем случае нельзя есть.

Узнав  эту  информацию, я не на шутку встревожилась. Мой  ум стал рисовать ужасные картины того, как  я могла бы внезапно умереть, приняв  скорлупу ореха,  которым  меня  угостила  З. При  этом,  никто  бы не узнал, что  со мной случилось. Я  стала  вспоминать  свою жизнь, чтобы понять, что  послужило  причиной  такого  последствия. И вспомнила  что, будучи  еще в  России, когда однажды  отдыхала  летом  в  деревне,  в доме появилось  много мышей. Я не могла спать ночами и, не зная как защититься от них, купила  в магазине пакетик с семенами, которые предназначались для травли мышей. Я подумала, что соответственно законам кармы (всё содеянное возвращается к нам в подобных же ситуациях) и послужило причиной  моего отравления.
 
Тогда клеши (утвердившиеся в сознании негативные типы мышления, -грубо говоря) стали мучить меня с неимоверной силой. Моя привязанность к себе была столь велика, а неведение столь глубоко, что  я даже и помыслить не могла, что  должна  просто  отпустить  ум, не цепляться за прошлые события  и освободиться от нахлынувших страданий, ментальной боли и обиды. Нужно  было идти дальше  и  работать со своим умом.

Это уже  позже я узнала, что в Тибете  многих  Лам отравили  просто  из-за зависти. Пытались отравить Нагарджуну, Чандракирти и даже Будда  Шакьямуни покинул  этот мир,  приняв отравленную еду. Китайцы  пытались  отравить  самого Далай Ламу  14 и Кармапу Ринпоче  17, поэтому они никогда не принимают от своих последователей подношения  в  виде  продуктов. И тут я вспомнила, как  Далай Лама на  учении сказал:
-Человек  действительно приехал практиковать, ну надо же было встретить своего врага! Но причина  вашего отравления  не в других, а в вас самих, -  и это было действительно так.
 *       *         *

В  октябре  2014 года  в Дхарамсале, когда состоялось учение по запросу тайванских учеников  на  текст  Нагарджуны «Муламадьямикакарика», я  познакомилась с одной  женщиной из  Австралии. Она подошла ко мне, когда я делала кору  вокруг храма Калачакры в Намгьяле.
- Анила, можно  вам кое-что сказать?
- Конечно, - ответила я.
- Анила, я чувствую, что у вас есть  какая-то внутренняя проблема, которую вы не можете отпустить. Видно, что вы много занимаетесь практикой, но, как бы накапливая  заслуги, складываете их сверху  на  эту проблему.
- Да, это возможно так и есть, - ответила я.
- Мне бы очень хотелось помочь вам. Как я могу это сделать?
-Я  была бы вам очень признательна, если  бы вы смогли просто выслушать меня.
-Да, конечно, но  в таком случае  мне бы хотелось, чтобы с нами был еще один человек. Это мой знакомый въетнамский  монах, который  учится в  тибетском  колледже  Сара и обладает  эзотерической силой  защищать людей. Будет  гораздо лучше, если мы выслушаем вас вдвоем.
               
Я  согласилась. Отвечая на вопросы тайванцев,  Далай Лама произнес  такую фразу, на которую  я сразу обратила внимание:
- У вас развитый интеллект и мягкое сердце. Вы стараетесь практиковать, но сейчас  вы больны и к этому привели  определенные следствия. Сейчас  вы  получите  дополнительную помощь, но необходимо знать истинную  причину вашей  болезни. Это цепляние  за  «я»,  как истинно существующее. От этого  рождаются  негативные эмоции. Нужно  верить в успех  и необходимо  время, для того  чтобы исцелиться. Поэтому  со  временем  все изменится.  Но вы, все же продолжайте практиковать!

После учений  мы  сразу направились к монаху, который спросил, в чем заключается моя проблема.  Тогда  я и рассказала, что меня пытались отравить  и, хотя прошло уже много времени, я  не могу освободиться  от  этого  в своем  сознании. Кроме того, я испытываю  сильный  страх  к женщине, которая  это сделала, потому  что она владеет  черной магией и постоянно, на протяжении нескольких  лет приносит мне  и, как я знаю многим другим, несчастья. 
-У вас хорошая карма, раз вы попали ко мне. Я поставлю вам защиту, и больше нечего будет бояться!
 
Через  некоторое  время  я  отправила  письмо  З. по электронной почте, в котором  благодарила  за  пережитое.  Итак, покой ума, вот  что наиболее важно как в практике, так  и в жизни. При любых обстоятельствах,  даже очень сложных, важен  покой  ума и восприятие всего происходящего, как иллюзии. Припоминаю, как  однажды в России  я смотрела  телепередачу,  в  которой  критик  давала  комментарии  на произведение  Булгакова «Мастер и  Маргарита». Она  осуждала  автора  за цель, к  которой стремились  Мастер  и  Маргарита: они просили только покоя (совершенно неверная оценка содержания романа! - редактор), что  и  получили  в  результате  после смерти, но покой не может быть истинной  целью человека.

Однако, если мы посмотрим  на понятие покой  не с обывательской  точки  зрения, а  с буддистсткой, то увидим в нем  нечто иное. В одной из сутр Будда говорит:
«М о н а х, наделённый  таким настроем, наделён высшей решимостью обрести покой, поскольку успокоение  страсти, отвращения  и  заблуждений  есть высший, благородный покой. Не следует быть небрежным  в  различении, надо защищать Истину, надо посвятить себя отрешению и практиковать только для обретения покоя.
Человек приходит  к  успокоению, когда потоки умопостроений прекращают  течь. А когда потоки умопостроений прекращают истекать, о нём говорят, что он – мудрец, пребывающий в покое. Так было сказано. В отношении  чего так  сказано?               

- "Я есть"-  есть умопостроение.
- "Я  такой"-  есть умопостроение. "Я  буду" - есть умопостроение.
- "Я  не буду" - есть умопостроение.
- "У  меня  будет форма"-  есть умопостроение.
- "У  меня не будет формы (когда я умру)" - есть умопостроение.
- "Я буду  воспринимать" - есть умопостроение, и "Я  не буду воспринимать" - тоже есть умопостроение. "Я не буду ни воспринимать, ни  не  воспринимать"- умопостроение.

Умопостроение – это болезнь, умопостроение – это раковая опухоль9сознания); умопостроение – это стрела [приносящая страдания]. Тот, кто превосходит все умопостроения, называется мудрецом, пребывающим  в  покое». Покой ума, вот  чему  я  захотела научиться.