Его поезд ушел

Людмила Каштанова
               
   - Ну, чего ты смотришь в окно - все Кольку   своего высматриваешь? -  мать,  как всегда, врасплох застала Иру.
- И вовсе нет – просто так смотрю, - девочка отошла от окна и села за свой стол,  собираясь  делать  уроки.
- И что ты  в нем нашла?  - родители  Ирины были против этой дружбы, особенно мать.
    А Ирина и сама не поняла, когда  успела влюбиться в соседского мальчишку – младшего брата своей новой подруги  Гали. Николаевы  всего года два  назад переехали на новое место жительства, став соседями для Карташовых.  Колька учился неплохо, но  ничем не увлекался.  На вид был симпатичным, несколько худосочным, с черными волнистыми волосами.  Приходя в гости к подруге, Ирина  всегда  заставала ее  брата, который  не прочь был  вступить с ними в игры.  Вскоре он стал заигрывать  с Ириной, провожать до дому. Оказалось, что они одногодки, только он оставался на второй год из-за болезни, поэтому учился в шестом классе, а она в седьмом.

      Как-то раз, провожая ее домой,  он обмолвился, что она ему нравится и женится на ней, когда они станут взрослыми, и у них будет сын. Такой  план на их будущее удивил её, но  она ответила согласием, сказав, что надо еще и дочку, и он был не против.   Хоть это было сказано в несколько шутливом тоне, но  их разговор она запомнила.
      Шло время. Ирина и Николай  взрослели, но  дружба их  на каком-то этапе перестала развиваться так, как следовало бы. В последний раз провожая ее до дому, он обмолвился: "Хорошая ты девочка, но..." - он не стал договаривать, что  имел в виду под этим "но", а она не стала настаивать.
     "Но" так "но". Кто любит по-настоящему, тот любит без всяких "но", как будто в нем самом нет никаких этих самых "но", - размышляла она потом над его словами. Николай будто забыл про то обещание, которое давал Ирине. Он стал гулять с другими девочками, стал плохо учиться, пропускать занятия.  Ирина молча переживала его  охлаждение к ней.

      Однажды в школе к ней подошла его классная руководительница и, зная, что они недалеко живут друг от друга,  попросила передать  его матери записку с просьбой явиться в школу.  Ирина не могла отказать учительнице, тем более, что  Колька запустил учебу и накачка от матери будет ему только  на пользу. 
      Дня через три он догнал Ирину по дороге домой и спросил,  не она ли передала матери записку. Ирина призналась,  что она это сделала и ничуть не жалеет о том, мол, надо учиться, и школу не пропускать. 
     - Ну, и пид...ка же ты! -  зло бросил он ей ответ оскорбительное слово,  значения  которого она  не знала, но знала, что оно  нехорошее. Девушка молча проглотила это оскорбление, а про себя подумала: "Этого я  никогда не забуду и не прощу!»

    Еле закончив восемь классов, Николай поступил в училище на тракториста, а Ирина, закончив десятилетку,  поступила   в индустриальный техникум.  Привыкшая  со школы  добросовестно учиться, она с интересом окунулась в новые для нее науки.  Все ей было интересно.
     В техникуме был большой контингент  парней, но и девушек было не мало. У нее появилось много подруг, и  как-то раз в столовой она  заметила красивого парня с  сияющими  голубыми глазами. Этот парень  часто с улыбкой посматривал на нее.  На  вечере, посвященном  Великому  Октябрю, они познакомились.  Звали его  Виктор  Туманов, и учился он на третьем курсе.    Они стали часто  видеться на переменах; иногда достаточно было им  перекинуться парой фраз или махнуть рукой издалека, если спешили по делам.
 
     Ирина  не могла впустить  Виктора  глубоко в сердце, ибо там еще сидел дух Николая. Этот дух сидел еще прочно и  не мог пока вытиснуться  другим. Да, девушка и не торопилась с новыми чувствами, ведь она была еще несовершеннолетняя, а впереди более трех лет учебы.
     Прошел год.  Был октябрь, когда  Ирина  неожиданно получила приглашение на проводы  Николая в армию.  Значит, он о ней не забыл, обрадовалась было она.  За два года  у Ирины  притупилась обида на оскорбление, но то, что она увидела на проводах,  было последней каплей ее любви к нему.  Рядом с собой  милый друг  посадил бывшую свою одноклассницу Таньку Кривошеину, которая была известна своим легким поведением. «Вот ты и сделал свой выбор, Коленька!» - с тоской подумала она. Немного посидев для приличия, она направилась домой, но по дороге ее догнал  двоюродный брат Николая  Александр.  Коснувшись ее руки, он проговорил на одном дыхании:
    - Я знаю, что ты –  бывшая Колькина  девушка.  Ну и дур-рак! У меня глаза на лоб полезли, когда он привел эту "мамзель" и еще посадил  рядом с собой. И мать была  удивлена не меньше меня, а он только отмахнулся, мол, это его дело, кого рядом сажать. Ир, да плюнь ты на него! Я знаю, что ты – девушка честная,  и мне  давно   нравишься.  Чем  я  плох для тебя? Давай  встречаться!
     - Не знаю даже, -  она растерялась от  неожиданного предложения.
     - Давай завтра встретимся  у кинотеатра в два часа.
     - Ну, давай, -  кивнула она головой, и на том они  расстались.
Никуда  Ирина назавтра не пошла. Дома, поразмыслив и посоветовавшись с матерью, она отказалась от этой затеи.  Сашка этот был старше Ирины и Николая на шесть-семь лет и был еще тот бабник, о любовных «подвигах» которого она  наслышана от Галки. Лучше ей с таким не встречаться.

       Прошел еще год напряженной учебы в техникуме.  Отношения Ирины с Виктором  набирали силу.  На третьем курсе Виктор сделал ей  предложение, и Ирина  ответила согласием.  После  этого  она решилась познакомить его с родителями. Мать, узнав, что дочь замуж собралась – сразу в слезы, а отец воспринял весть спокойно и протянул будущему зятю руку. 
      Свадьбу сыграли зимой.  Осенью  у них родился сын, а  через два года – дочь. Однажды  по ранней весне  в одно из воскресений  Ирина занималась  детьми. Покормив грудью полугодовалую дочурку, она положила ее спать в детскую кроватку.  Виктор был на улице и занимался уборкой снега.

  Послышался лай собаки,  а минут через пять  зашел  муж  и проговорил:
 - Там  к тебе пришли.
 - Кто? - посмотрела она на него.
-  Николай, твой бывший сосед. Просит разрешения поговорить, - мужу было известно про первую любовь  жены, и он был не рад этому визиту.
- Николай? – молодая женщина посмотрела в окно,  но ни тени смущения, никакого волнения внутри у нее при виде его не было, а только любопытство и удивление.
 – Да, это он. Ну,  пусть зайдет, раз пришел, - спокойно проговорила она.

   Виктор вышел, а спустя минуту  порог дома переступил человек, который был ее первой любовью, по которому страдала и молча переживала все его выходки и обиды в течение трех лет. Теперь все чувства, что имела  к нему, улеглись:  для нее  это был просто знакомый, бывший соседский парень.
-  Здравствуй, Ира, - он внимательно  стал ее разглядывать.  А поглядеть было на что.  Ирина  в свои двадцать три года  выглядела  просто замечательно. В замужестве  она еще больше похорошела, расцвела.
 - Здравствуй, Коля! - она улыбнулась гостю, проявляя милые ямочки на щеках. - Рада тебя видеть! Раздевайся, проходи в комнату, присаживайся.

    Пройдя в комнату, Николай заметил, что мало изменилось с тех  давних пор, когда он тут бывал: та же мебель,  та же  расстановка, только прибавились детская кроватка да коляска.
  - Вот так и живем, - она опередила его немой вопрос. - Как видишь, все по-старому, но нас пока устраивает.  А ты как?  Какими судьбами тут оказался? Просто так решил наведаться, или как?
  -  Не просто так пришел: поговорить хочу.

  - Ну, говори!- ей было  интересно знать, зачем он пришел через пять лет. За это время он и внешне несильно изменился: такой же худой, только лицо стало жестче, взрослее; щеки еще больше впали. Никакой симпатии или чувств этот молодой мужчина  в ней уже не вызывал.    
  - Ира, зачем ты поспешила замуж выйти? Почему не дождалась меня из армии? - Николай задал вопрос ей сразу, без какого-либо вступления.
  - А разве у нас с тобой была договоренность, чтобы я тебя ждала? – в его лице этот вопрос звучал довольно  некорректно, но Ирина решила ответить на него. - Ты ушел, ничего мне не говоря, ничего не обещав. Ведь ни одного письма от тебя не получила. У тебя были другие девочки.  Что я могла подумать про тебя? Только о том, что все прошло, все забыто. Не в моих правилах было бегать за тобой.  Время прошло, я тебя разлюбила. Теперь люблю другого, мужа своего. У нас двое детей – сын и дочка.

 - Брось его, еще не поздно начать сначала! – не отступал он. – Знаю, что дурак был, не давал о себе вестей. Я так же люблю тебя, и детей твоих приму.
  - Нет,  Коля! –  покачала она головой. – Я мужа люблю, понимаешь?   И ради тебя его не брошу, не надейся! Просто останемся друзьями...
      Когда Николай ушел, как говорят, не солоно хлебавший,  Виктор, испытывая волнение и ревность,  спросил ее, зачем он приходил.
    - Хотел вернуть меня, - усмехнулась она.
    - А ты что?
    - Сказала, что его поезд ушел, - она с нежностью обняла его и чмокнула  в щеку.