Встреча

Александр Щербаков 5
Представьте себе, уважаемые читатели, старинный русский город, с построенными еще в  XVIII-XIX веках домами в центре города, в одном из которых с позапрошлого века существует ресторан.  Когда-то он писался так  -  «РЕСТОРАНЪ». И внизу более мелко «Филиппов и сынЪ». Но в тех пор много воды утекло.

Те, кто ранее не интересовался, как появились рестораны, могу сказать, что китайцы придумали рестораны в том виде, в каком они существуют сегодня. Рестораны там уже были в период правления династии Тан (618—906 гг.) Один из старейших ресторанов в мире — «Бакит Чикен Хаус», открытый в 1153 году в городе Кайфынь. Отдельные рестораны в Ханчжоу, культурном, политическом и экономическом центре Китая во время династии Сун специализировались на какой-то одной конкретной пище.

На Западе трактиры и таверны были известны со времен античности, эти заведения были ориентированы на путешественников, и местные жители редко питались в них. Лишь в XVIII веке появились рестораны, главной целью которых было приготовление и подача блюд, которые заказывал посетитель по своему вкусу. Согласно Книге рекордов Гиннесса, старейшим из существующих сегодня ресторанов является Собрино де Ботин (исп. Sobrino de Botin) в Мадриде (Испания). Он открылся в 1725 году.

Впервые слово ресторан было применено в отношении предприятия питания около 1765 года, заведение основал парижанин, продавец бульонов по имени Буланже (Boulanger). Он разместил над входом в своё заведение такую вывеску на латыни: «Venite ad me omnes, qui stomacho laboratis et ego restaurabo vos» — буквально означающее: «Придите ко мне все страждущие желудком,  и я вас восстановлю».

Первый ресторан в привычном для нас виде (посетители сидят с отдельными блюдами за отдельными столами, выбирают еду из меню, часы работы фиксированы) был Гран-Таверн-де-Лондр (Grand Taverne de Londres), основанный в 1782 году господином по имени Бовилье (Beauvilliers).

В России «ресторации» стали выделяться в самостоятельное понятие в первой четверти XIX века, вычленяясь из общего ряда мест «трактирного промысла». Первоначально они состояли исключительно при гостиницах. Первый ресторан, открытый в Москве — «Славянский базар» («Яр» ведёт свою историю с 1826 года). Ресторан был построен архитекторами Р. А. Гёдике и А. Е. Вебером в 1872—1873 годах. Он отличался от трактира тем, что там работали не половые, а официанты. Они работали во фраках и белых перчатках, и их называли «люди». Именно там произошла встреча основателей МХАТа Станиславского и Немировича-Данченко. С переездом русских в другие страны там появились русские рестораны, подающие блюда традиционной русской кухни.

Вот в таком ресторане в старинном городе N  много лет назад расставались двое влюбленных.  Они были молодые люди, около 20 лет каждому, но родители категорически были против их брака, тем более что отец девушки уезжал в длительную командировку за границу, и брал с собой семью.  И влюбленные, очень огорченные таким решением своих родителей, расставаясь, дали друг другу клятву, что ровно через полвека, если с ними ничего не произойдет за это время, обязательно встретятся в этом ресторане и за этим же столиком, где прощались почти навеки.  Они подарили друг другу по фотографии, на обороте которых написали одинаково – « Не забудь, в 19 часов такого-то числа, месяца и года».

С тех пор прошло пятьдесят лет.  Молодой человек, которого звали Игорь, за эти полвека превратился в  Игоря Ивановича, который пришел заранее назначенного часа.  Мы можем увидеть опрятно одетого,  в костюм, в некоторых местах лоснившийся от долгого использования, невысокого сутуловатого старичка. Белая рубашка была тоже не очень новая, но зато галстук был только недавно куплен в местном универмаге. Вся жизнь этого пожилого человека прошла в этом городе, где он окончил  педагогический институт, и долгие годы проработал в одной из школ города учителем истории.  Одно время был даже заведующим учебной частью, но это получалось у него не так хорошо, как хотелось директору школы.  Поэтому,  проработав два года завучем, он снова стал простым учителем истории.

Женился он через много лет после расставания с первой своей любовью, все никак не мог забыть  её.  Причем женился на своей бывшей ученице, которая влюбилась в своего учителя истории еще школьницей, и,  вернувшись работать в ту же школу после окончания  педагогического  института, сумела увлечь уже ставшего солидным одинокого учителя истории. Свадьба была весьма скромной, какие могут быть пышные свадьбы у бюджетников.  У них родился сын, который не пошел по стопам родителей, а после школы поступил в политехнический институт,  и теперь работает инженером на большом заводе в другом городе.

Никогда не отличавшийся богатырским здоровьем,  став уже пожилым человеком, бывший кавалер заимел и несколько заболеваний, которые не позволили ему продолжать работать после достижения пенсионного возраста.  Но, несмотря на свое хилое здоровье, он все же пережил свою более молодую жену, которая умерла, едва перевалив 50-летний возраст.  Последние годы он жил один, занимаясь репетиторством на дому, удивляясь новым программам по истории, которые ввели несколько лет назад. Будучи опытным педагогом, он понимал, что по таким учебникам истории патриотов не вырастишь. Он же пошел в школу преподавать историю именно из-за того, что считал этот предмет очень важным для любого человека.  Образцом для себя всегда считал учителя истории, которого в фильме «Доживем до понедельника» играл артист Вячеслав Тихонов.

А молодая девушка, которую звали Ирина, уехала с родителями за границу. Там на приеме в местном посольстве познакомилась с сыном посла, которому очень понравилась. Сын приехал к родителям на время каникул.  Начались ухаживания, потом молодой человек уехал заканчивать учебу в Москву, в кузницу кадров дипломатических работников, институт МГИМО,  после окончания которого отец пристроил отпрыска в зарубежное посольство в одну из европейских стран.  На новое место работы молодой секретарь посольства поехал с женой, которую все звали уже Ирина Ивановна.

Так что почти сорок лет Ирина прожала за границей, и лишь когда муж вышел на пенсию, и они вернулись в Москву,  стали жить в загороднем доме, который сумели построить, пока муж работал.  В свои семьдесят  лет  Ирина Ивановна выглядела намного моложе, она всю жизнь следила за собой, за своим здоровьем.  Оздоровительные процедуры, массажи, поездки на заграничные курорты очень положительно влияли на внешний вид женщины и её здоровье.

Их сын пошел по стопам отца, продолжил династию профессиональных дипломатов, и сейчас с женой жил в одной из стран Латинской Америки, проводя выходные дни на берегу Атлантического океана, лишь изредка приезжая в Москву  на совещания в Министерстве иностранных дел.

Как-то вечером Ирина Ивановна стала рассматривать свои школьные и студенческие фотографии, и увидела на одной из них своего кавалера, которому поклялась приехать на встречу через 50 лет после расставания.  Это время приближалось, и женщина решила поехать на встречу.  Муж связался с гостиницей в городе N, и заказал номер «люкс» для жены.  Он не собирался ехать в какой-то провинциальный старинный город, его там ничего не интересовало после столиц европейских государств.  Так что Ирина Ивановна, которая надеялась не только увидеться со своим прежним возлюбленным, но и повидать своих школьных подруг, поехала одна.

Она приехала на день раньше назначенного срока,  разместилась  в гостинице, вечером прогулялась по знакомым с детства улицам старинного города.  Ностальгия совершенно неожиданно навалилась, когда она после ужина в ресторане гостиницы пришла в номер.  Как-то она узнает через столько лет своего возлюбленного, а он её? Может так статься,  что  столик, где они собирались встретиться через 50 лет, будет занят. Ведь кроме единственной фотографии от него ничего не осталось.  Да и она изменилась, хотя все же узнаваема. Но 50 лет разлуки для человека, который тоже имеет на руках всего одну фотографию девушки в далекой молодости, тоже создаст  трудности верификации.  А может быть, он уже ушел в мир иной, и никого за столиком в ресторане не будет.

Но все же Ирина Ивановна приоделась, сделала легкий макияж, прическу в парикмахерской, и к назначенному сроку пришла в ресторан.  Она увидела своего Игорька сразу, как бросила взгляд на зал. Он сидел за соседним столиком от того, где была назначена встреча, тщедушный старичок с большой лысиной на голове, явно не новом костюме и рубашке. Только новый галстук вишневой расцветки бросался в глаза.  Сразу мелькнула мысль:
- Вот я, вся такая расфуфыренная, подойду к этому старичку, одетому в старые одежды, тщедушному, что он почувствует при этом? Только то, что его жизнь не удалась, что были правы их родители, которые 50 лет назад разлучили их.  Нет, лучше я не узнаю его и пройду мимо.  А раз его вроде как нет, то и садиться на «свой» столик не надо.

А Ирина Ивановна, плавно покачивая бедрами, пошла мимо столиков, оглядываясь по сторонам, как-бы ища знакомое лицо.

И Игорь Иванович увидел её и узнал, как только она появилась в дверях ресторана. Роскошно одетая женщина явно моложе 70-лет лет, на которые он сам смотрится,  и вдруг узнает его, сядет рядом, заговорит. И он, такой тщедушный, невысокий, сутулый старикашка, просто вызовет жалость у успешной женщины. 
- Нет уж, пусть она меня не узнает, я не подам вида, что это я, который когда-то любил её.  Я даже не хочу знать, как она прожила эти 50 лет, - мелькали в его голове мысли одна за другой.
Он сделал равнодушное лицо, стал рассеянно смотреть меню, которое лежало перед ним. Ирина Ивановна прошла мимо, пахнув на него тонким запахом парфюма, от чего он вспомнил:
- А я-то забыл побрызгать на себя одеколоном.
И даже немного покраснел от этого.
Когда она отошла, он облегченно вздохнул:
- Не узнала. Ну и слава Богу.
 Ирина Ивановна обошла часть зала в старинном, не очень большом ресторане, и пошла к выходу. Поужинать решила в ресторане гостиницы. А Игорь Иванович заказал официанту салат, бокал сухого вина, чашечку кофе, и немного поужинал в этом ресторане.  Возвращаясь пешком по улице, он боялся столкнуться с той, на свидание к которой приходил.  С той, которая через 50 лет все же вспомнила о нем и приехала откуда-то, чтобы увидеть его.  Но ему было стыдно оказаться рядом с успешной женщиной, которой он, простой школьный учитель, а сейчас вообще малоимущий пенсионер-бюджетник, ничего не сумел бы дать в жизни.  И у него на душе было очень горько.

А Ирина Ивановна после ужина поднялась в номер и горько заплакала:
- Что это за страна у нас такая, что разделила людей на богатых и бедных. В прошлом, в СССР, не было такой несправедливости.  Если ты работаешь или даже находишься на пенсии, то можешь нормально питаться и хорошо одеваться.  А тут 70-летний пенсионер лет 20 минимум носит этот костюм, и на свидание со своей давней любовью у него хватало денег только на новый галстук. Если бы мы сели вместе за столик, у него вряд ли бы нашлись деньги угостить даму вкусными блюдами. Так что я правильно поступила, «не узнав его».  Думаю, он-то меня узнал, но тоже не подал вида. Стыдно было за свой внешний вид.  Но разве он в этом виноват?  Это до чего же довели страну наши правители!

С этим мы и расстанемся с героями моего повествования, уважаемые читатели.  Не думаю, что описанный мной случай такая уж редкость в нашей стране, когда-то отличающейся самым справедливым на планете общественным строем, а сейчас разделившим людей на богатых и бедных. Мы одна их тех редких развитых стран Запада, где работающий человек имеет доход ниже прожиточного минимума, а пенсионер тем более.  Отсюда и происходит то, что случилось с моими героями.