степан

Василий Петренко
                Василий Петренко                .                моб. 8 903 397 53 73
               
                СТЕПАН               
 Степану было, примерно, лет двадцать семь. На фронте он получил ужасную контузию: отшибло мозги и порвало нервы. Как инвалида войны, его,  на  содержание, определили в колхоз им. Чкалова- в наш колхоз.                Ростом   Степан  был, как сказали бы нынче, метр с кепкой.  Весил  не намного больше суслика. Не было в нём ни силы, ни ума. Наши сельские хулиганы, подростки лет шестнадцати, забавы ради, поставят его вниз головой, скажут: "стоять Степан!" и отойдут в сторонку,---потешаются. Так и торчит Степан посреди улицы вверх ногами, пока кто-то из взрослых прохожих не вернёт его в нормальное положение.
Однако во время припадка бешенства  сила в нём появлялась. Завалит, бывало, какую зазевавшуюся, бабёнку   наземь, приставит нож к горлу - зарежу так твою мать! Баба визжит, отбивается - бабе страшно .  Ножичек хоть и маленький, перочинный, а все-таки нож. Степан-то безумный - может и впрямь в горло воткнуть. Одним словом, женщины и дети боялись Степана пуще, чем лешего жившего в ольховой роще.

Склоны увалов, меж которых располагается село Бурёнино,  покрыты супесчаной почвой. На таких почвах получаются отменные арбузы. Охранять бахчи  поручали деду Садовникову. Но детей-то в сёлах в послевоенные годы было не меньше, чем мух в коровниках. Деду одному справиться с ними было не под силу. Дед, зная дурную славу Степана ,  брал его себе в помощники. Когда Степан находился на бахче (а он был там неотлучно), пацаны бахчу обходили стороной. Дед мог из своего шалаша всё лето не вылезать.

К моей тете Ефимии из Ташлы приехал на лето внук, Колька Краснов; сын той самой Насти, о которой я уже упоминал. Кроме дедушки Павла у меня был ещё дедушка-дедушка Фёдор-отец моей мамки. Кольке  он тоже приходился дедом, только двоюродным.
Дедушка Фёдор жил в самом дальнем конце села. Огород у него был полон разных разностей: смородина, малина, крыжовник. Самая сладкая морковка тоже была в его огороде.   На моё предложение, наведать деда, Колька согласился. Дорогу к дедушке Фёдору, почему-то, мы выбрали ту, которая пролегала позади крайних изб села. Получалось так, что по правую руку от нас - село, по левую-увал, на котором  бахчи.
Две недели назад, возвращаясь с прополки, метров на пятьдесят ниже бахчи, я приметил арбузный кустик с двумя маленькими арбузятами на нём. По дороге к дедушке, я вспомнил о тех зародышах арбузов и решил показать их Кольке. Колька от моего предложения, глянуть на них, не отказался. Но там   Степан.                Стр 6
  Самого Степана нам не видно. Мы видим  фон синего неба и шишкастую дубинку Степана.   Возвышаясь над белёсыми соцветиями ковыля, дубинка перемещается то в правую, то в левую сторону. Степана мы боимся, но любопытство  сильнее страха.

От окраины села до самой бахчи кто-то  плугом проложил борозду. Легли,  значит, мы в ту борозду, ползём. Колька впереди - я следом. Мы не видим Степана, Степан не видит нас. Но по дороге с бахчи идут три женщины. Они нас видят хорошо. Слышу, одна дурёха кричит:
"Степан, вон они!".  Поплотнее вжался в борозду, но, вдруг, увидел голые Колькины пятки, пролетающие надо мной. Хотел  окликнуть Кольку, поднял голову. А Степан - вот он! В каких-нибудь десяти шагах от моей головы.
Бежал я быстрей, "чем заяц от орла" и, наверное, быстрее, чем Горун Лермонтова с поля боя. Ни камней, ни канав на своём пути я не видел. Земли под собой не ощущал. Не ноги несли меня, крылья страха уносили  от неминуемой гибели. ,
Степан настигнуть меня, десятилетнего мальца, не может, но и не отстаёт. Я слышу его мат. И, вдруг, вместе с матом, через мою голову, летит шишкастая дубина. Не на много успел я отбежать, пока Степан подбирал свою дубину.
-Стой туды-т твою мать!- орёт Степан и, едва не скользнув по моей макушке, дубина летит прямо под колени Кольки, Но Колька бегает быстрее, чем летает Степанова дубинка.
Вот уже и крайняя изба. Изба Дорошенковых. Около избы толпятся женщины.                                ---Стой!- кричит Степан и я, как кролик под гипнозом удава, замер на месте. Оглянуться  не успел - дубинка Степана ударом в  плечо свалила меня на землю. Рухнул , будто трава скошенная острой косой моего дедушки Павла.
Женщины рядом, но подойти бояться. Я слышу их голоса:- "Стой, Степан! Брось, Степан!" Степан  ноль внимания.                                Дубина Дубинка Степана плясала по моему тощему телу, будто матрос на корабельной палубе. В плечо, в спину, в голову сыпались её удары. Боли я не чувствовал. Визжал больше от страха.   Краем глаза вижу, приближается дед Алейников с длиной палкой. Деда Степан послушался и ушёл на свою бахчу. Его там нашли подростки. Лежал Степан на бахче со ртом забитым пеной. С ним всегда так было, когда он нервничал.

Визжать я перестал сразу же, как только Степан повернулся ко мне спиной. Теперь я уже думал: как мне явиться домой. Шишмаки, полученные  от дубины , были у меня по всему телу. На темени сидела  бульба, не помещавшаяся под   ладошкой.  Не заметить её моя мать ни как не могла. А заметив , могла  ещё и от себя добавить.               
Время было предвечернее, стадо коров возвращалось с пастбища. В стаде был свирепый бугай-бык производитель. Вот на него-то и надо свалить вину Степана, - нашел я выход из затруднения.                стр 7
  И, конечно же, стоило мне переступить порог, мать обратила внимание на мои   пурпурные украшения, но ни как не отреагировала на мои объяснения. Она спешила  в очередь на сепаратор. Молоко сепарировали у Завражиных. Это на соседней улице.

Встреча с матерью шишек мне не прибавила. На полу  был расстелен тулуп, теперь уже покойного, дедушки Павла. Расплостав на нём своё многострадальное тело,   я уже собирался  блаженно отдаться во власть Морфею, но тут с треском, чуть не слетев с петель, разверзлась дверь. 
В дверном проёме стояла не моя тихая, застенчивая мать-тигрица готовая за жизнь своего детныша сразиться хоть с самой смертью.  . 
Оказывается, в очереди мамку спросили:- « Феня, твой сын  дошёл до дома?».  И рассказали  о моём общении с безумным Степаном.
Оставив очередь, мамка ринулась спасать сыночка. Если бы ей по пути встретился Степан, она бы, в тот момент, из него рыболовный крючок сделала. Но моя мамка была человеком быстро отходчивым - увидев меня в добром здравии, быстро успокоилась и вернулась в очередь на сепаратор.               

Вскоре в Москве объявился человек заявивший, что это он Тупиков Степан, а тот ,что в Бурёнино страдает от увечья--его брат Юрий. Через пару месяцев тот московский Степан, приехал  и забрал нашего Степана в Москву на лечение. Только наш Степан до Москвы не доехал. Где-то под Куйбышевым (Самарой) свалился с баржи и утонул в Волге.
Вначале мной овладело чувство удовлетворения - мой обидчик  наказан. Но через два-три дня мне стало Степана жалко. И я от всего сердца Степана простил. А простив Степана я сам испытал облегчение - будто освободился от чего-то лишнего, не нужного.