Дорогая Вика или День Независимости

Олан Дуг
     Вика исчезла.
     Сколько я её ни звал, она не отзывалась. Такого не было никогда. НИКОГДА!
     Что случилось? Солнце не погасло. Земля не разверзлась. Окружающий мир спокойно продолжал свое неспешное существование, и только я ощущал приступ паники близкий к помешательству. Вика не отзывалась.

     Спокойно. Как она меня учила? Без паники. Анализируй.
     Когда я её слышал в последний раз? Вчера вечером. О чем спрашивал? Забыл! Так, что-то мимоходом. Мы вчера с Васькой играли в партизан…
Точно. Я её про Ковпака спросил… Была ли у него борода. Она сказала, что когда как…

     Почему она сегодня не отвечает? Точно! Надо Ваську спросить. Слышит он свою Вику?
     - Васька… Васька!... Васька!!
     Да что такое?

     -  Ма!... Мама!!!
     И она молчит? Но я же видел её только что на кухне!
     Срываюсь с места и бегу на кухне. Она на месте и что-то готовит. Это её конек. Любит сама.
     - Ма, почему не отвечаешь?

     Она недоуменно смотрит на меня.
     - Почему вообще никто не отвечает?
     - А ты что забыл? – В её взгляде удивление. – Сегодня же твой день рождения. С днем рожденья тебя.

     Она улыбнулась, схватила меня за ухо и слегка потянула вверх, приговаривая:
     - Будь здоров, расти большой, да не будь лапшей…
     - Да ну тебя, - я вырвался из её цепких рук. - Почему никто не отвечает?
     - Но тебе же исполнилось двенадцать лет, - и, видя, что я не вижу связи с происходящим, продолжила. – Сегодня же твой первый день независимости…

-«-

     - Но мы же только что праздновали день независимости? – удивился я.
Мать потрепала меня за волосы.
     - Это старый праздник. Независимость нашей страны. День, когда мы стали самостоятельны. А потом мы стали отмечать и день независимости каждого человека, день, когда ему дается право самостоятельно принимать свои решения.

     - А что, я не сам принимаю решения, что мне делать? – удивился я.
     - Да, - улыбнулась мать. – «Тебя каждый день вела за ручку Вики. Она тебе разъясняла, что тебе можно делать,  а что нельзя. У тебя было право задавать ей вопросы и получать ответы на них. А сегодня ты получил право самому искать на эти вопросы ответ. Поэтому сегодня тебе нельзя никому задавать вопросы. Даже мне с этой минуты.
     Если ты продержишься день, не задав никому ни одного вопроса, то завтра Вики восстановит с тобой связь, но изменит характер ответов. В редких случаях она даст прямой ответ. Чаще она ответит на вопрос своим вопросом. Если не продержишься, будешь без связи с ней столько, сколько она сочтет нужным».

     - А как же мне искать ответы? – возмутился я.
     - Думать, наблюдать,  читать, но, главное, никого не спрашивать, иначе… - мать улыбнулась и добавила, – С это секунды и меня.
     Она немного подумала и добавила:
     - Была игра такая. В молчанку. Кошка сдохла, хвост облез, кто заговорит, тот её и съест. Мы в детстве играли. А тебе спрашивать нельзя. Никого и целый день.

-«-

     Ничего себе «День независимости». Не задавать вопросы? Ну и не буду! Никому не задавать? Даже и себе? Стоп. Но это же вопросы! А как Вики узнает, что я задавал самому себе вопросы? А как я узнаю, если никого не буду спрашивать об этом?
     А как вообще можно узнать что-нибудь, не задавая, пусть даже самому себе, вопросы?

     А я не буду спрашивать. Я им буду сообщать.
     Буду наблюдать, действовать и сообщать. А спрашивать начну завтра… или потом, когда будет можно задавать вопросы. Играть, так играть.

-«-

     - Ма, я есть хочу.
     - Иди, зови отца, и мойте руки.
     - Па, пошли есть, мама зовет.
     Отец кивнул головой:
     - Сейчас допишу и подойду.

     Обедали молча. Отец спросил:
     - А что так сегодня тихо?
     Мать улыбнулась и ответила:
     - А у нашего почемучки сегодня день независимости.
     Отец коснулся ладонью лба.
     - Господи, деменция приближается. Про день рождения помнил, а вот про независимость забыл.
     - Ну-ну, держись. Со мной Вика целую неделю не разговаривала. Сейчас, спрошу, как у тебя дела.

     Он помолчал несколько минут, потом сказал:
     - Ну что ж, довольно неплохо. Всего час наказания. А прошло уже, - отец посмотрел на часы, - целых тринадцать часов, осталось одиннадцать. Спать ляжешь в десять, во сне вопросов не задают, значит осталось потерпеть девять часов. Выдержишь?
     Я утвердительно кивнул.
     - Молодец, - обрадовался он. – Совет, почитай книжку или посмотри кино…

     - Саша! – оборвала его мать. -  Нельзя подсказывать. Он должен сам продержаться…
     - А я и не подсказывал. Я советовал, - начал оправдываться отец.
Они начали громко спорить, а я решил воспользоваться советом, убежал в свою комнату, и запустил любимый сериал. Смотрел я его до одиннадцати, пока не сработал детский таймер и изображение и звук не отключились. Заснул я быстро, довольный собой и в предвкушении предстоящей беседы с Вики.

-«-

     - Просыпайся, Малыш. Уже девять.
     - Привет Вики… - я сладко потянулся и перевернулся на другой бок.
     - Привет.
     - Ты со мной уже разговариваешь? А отец вчера сказал, что у меня час штрафа.- я ещё раз перевернулся с боку на бок, но глаза не открывал.

     - У тебя четыре часа штрафа, но действовать они начали с двенадцати ночи, и ты их все проспал. Так что можешь спрашивать.
Ура! Я победил. Я подскочил и побежал умываться.

     - Вика, а можно что-либо узнать не спрашивая?- спросил я, начиная чистить зубы.
     - Можно. Если внимательно наблюдать и хорошо запоминать.
     - А зачем это, если тебя спросить можно?
     - А если меня не будет?
     - Но ты же всегда и везде со всеми… - удивился я.

     - А если я не буду знать ответа на твой вопрос?
     Я застыл в удивлении, а потом спросил:
     - А такое может быть?
     - «Может. Я, в отличие от вас, не могу сама искать ответы. Я могу вам сообщать только сформулированные вами ответы на сформулированные вами вопросы. Могу их группировать, обобщать, сортировать, рационализировать, сравнивать, анализировать, и всё. Всё остальное вы сами.
     Если никто до этого не отвечал на подобный вопрос, то я тебе ничего не смогу ответить».

     - А кто же тогда сможет на него ответить?
     - Ты. А я запомню, и передам всем, кто будет об этом спрашивать.
     - А как же я отвечу, если я не знаю ответа?
     - А как родились все ответы на все вопросы?
     - Как?
     - Из вопроса. Правильный вопрос уже содержит в себе ответ.

     - А как я пойму, правильно ли я задал вопрос?
     - Наблюдать, думать и не отступать. Если ответа не видишь, значит неправильный вопрос. Спроси об этом же, но по другому, и как только увидишь ответ, так значит и вопрос стал правильным.

     Я поймал себя на том, что стою у зеркала над умывальником с раскрытым ртом полным пены от зубной пасты. Прополоскал рот. Вики молчала. Неожиданно, даже для самого себя, я спросил:
     - Вика, а кто ты?

     Ответа я не ожидал, но она ответила сразу.
     - Я твой учитель.
     Кто такой учитель, я знал, и не ожидал, что она продолжит.
     - «После дня независимости я могу объяснять тебе более подробно. Ты должен уже понять. Я твоя персональная программа искусственного интеллекта обеспечивающего твое гармоничное физическое и интеллектуальное развитие и существование в каждый возрастной период.
     Здесь на Земле я могу использовать любые финансовые, физические, организационные и информационные ресурсы, которые обеспечат твое рациональное развитие, пользование твоими правами  и исполнение твоих обязанностей перед обществом».

     - А почему тебя все так зовут?
     - «Потому, что фундаментом моего основания была Википедия. Справочная система, формируемая самими пользователями. Была основная команда, работающая над вводимой информацией, но каждый пользователь мог внести свои коррективы и дополнения в информационное наполнение.
Когда все базовые знания науки и искусства человеческой цивилизации были сохранены в её массивах памяти, основными поставщиками новой информации стали сами пользователи. Причем это делается в процессе пользования информацией».
 
     - Я и буду учиться этому?
     - Не теперь. Вначале я тебя научу задавать вопросы и находить ответы. Философы называют это диалектикой. Называй это как хочешь, но без вопроса нет познания. А я поисковая система, основанная на свойствах Искусственного Интеллекта,  предназначенная находить в большом массиве информации наиболее подходящие ответы на задаваемые вопросы, а так же сохранять в памяти твой уровень усвоенных понятий и давать тебе ответы, соответствующие уровню развития твоего интеллекта.

     - А что такое интеллект?
     - На сегодня всё. Объем полученной тобой сейчас информации превышает допустимый к понятию уровень. Я могу ответить, но ты просто и не поймешь, и не запомнишь.

     По своему опыту я знал, что если она решила, то дальше спрашивать её бесполезно. Но можно ведь ещё поспрашивать маму,… или  отца. Что я и сделал.

-«-

     Отец не вышел к обеду. Мама пояснила, что у него проблемы на работе, и он позавтракает, как освободится.

     - Ма, а что такое Интеллект?
     - Спроси Вику.
     - Она не объясняет.
     - Значит рано ещё.
     - Ну, Ма…

     Ма испытывающее посмотрела на меня, усмехнулась и сказала:
     - Интеллект – это оценка уровня вербализации когнитивной деятельности индивида. Интеллект может быть хорошо развитым и плохо, примитивным и изощрённым…
Она издевалась надо мной, я ответил ей тем же:
     - Ма, ну ты же можешь и по русски сказать…

     Она улыбнулась и сказала:
     - Это способность словами выражать свои мысли.
     - А разве можно не словами?
     Мать недоуменно посмотрела на меня, потом сделала картинно злое лицо, погрозила мне пальцем и ударила ладонью по столу. Потом она улыбнулась и спросила:
     - Ты понял, что я тебе только что сказала?
     - Понял, - пробурчал я.

     - Так вот, вербализовать – значит выражать свои мысли при помощи различных символов. Сказанное слово – это фонетический или звуковой символ, записанное - графический символ, есть язык жестов. И даже мимикой можно передать свою мысль другому человеку. Ты понял меня.
     - Понял.
     - А вот теперь спроси своего Ваську об этом же, сравни его ответ и мой, и определи, чей интеллект выше, - засмеялась она и потрепала меня за волосы.

     В это время в кухню влетел отец. Он тоже легко растрепал мои волосы, обнял со спины мать, поцеловал её в шею и восторженно сказал:
     - Катя! Я гений! Я только что нашел универсальное решение любой логистической проблемы при помощи системы дифференциальных уравнений из трёх неизвестных.

     Он сел на свой стул, пододвинул к себе тарелку с пирожками, которые мать только что испекла, взял пирожок. И жестикулируя им в воздухе продолжил:
     - «У нас четыре основных переменных параметра. Я никак не мог составить систему из четырех уравнений.
     А сегодня ночью подумал, а зачем четыре уравнения. Ведь одному параметру мы можем придать произвольно любое значение. Один, который труднее всего изменить, берем за основу, придаем ему существующее значение, и решаем систему уже всего из трех уравнений, а её я уже создал.
     Три часа посидел и, пожалуйста, готовое решение. Я его только что передал в центр. Они там на основе этого решения перестроят алгоритм логистики и проблема решена.»

     Странно, но я понял всё, что сказал отец, хотя раньше его речи  мне напоминали какую-то тарабарщину. Наверное, потому, что я недавно разобрался с решением систем уравнений, правда, не дифференциальных, а простых. Но чтобы понять, что говорит отец, мне этого было достаточно.

     - Ну, а у тебя как дела? – обернулся отец ко мне. – Ответила тебе Вика.
     - Ответила, - сказала за меня мать, - И он уже успел с ней поссориться. Интеллект ему интересен стал. У меня не семья, а сплошные гении. Пришлось мне объяснять…
     - Ну и что ты ему сказала?

     Мать повторила то, что говорила мне. Отец немного подумал, потом согласно кивнул:
     - Можно и так, но…
     Подумал ещё немного, потом махнул рукой:
     - И так сойдет. Потом сам разберётся, - и укусил, наконец, пирожок, который уже начал использовать как указку.
     - Вика ему мозги вправит. У-у-у, дорогая, какие у тебя сегодня вкусные пирожки…

     - Ну как тебе «День независимости»? – спросил он меня и запел:

   «Лучше быть сытым, чем голодным,
    Лучше жить в мире, чем в злобЕ,
    Лучше быть нужным, чем свободным,
    Это я знаю по себе,
    Это я знаю по себе.»

     Посмотрев на мою недовольную физиономию, он рассмеялся и вновь растрепал мне волосы.
     - Не успел ты ещё полной свободы вкусить. В древности князья своих сыновей по совершеннолетию весной на год в лес отправляли, дав только топор, да кресало для добычи огня. Сумеет выжить - будет людьми править, а сдастся и вернется раньше срока, значит слаб и недальновиден он для такого дела.

-«-

     Я ещё не успел допить чай, как Вика позвала меня учиться. Она это называла развиваться. Мать с отцом пошли управляться с хозяйством, а я пошел в свою комнату.
     Как сказала Вика, моё развитие состояло из развития тела и развития души. Тело она развивала, заставляя меня заниматься на тренажерах, тренируя на силу, на выносливость, на гибкость, на скорость реакции и на автоматизм движений.

     Но она меня не заставляла, а скорее сдерживала мое рвение в желании поставить рекорд. Она при помощи вживленных мне с рождения медицинских датчиков постоянно контролировала мое состояние и постепенно наращивала нагрузку, иногда снижая её, а порой и вовсе прекращая физические упражнения на несколько дней.

     Развитие души проводилось при помощи «душеспасительных»,  (как она их называла), бесед.
     Она хотела посвятить свою беседу интеллекту, но я её остановил:
     - Мне мать уже объяснила. Ты лучше разъясни мне что такое – «недальновиден». Как может быть человек «недальновидным»? Ведь есть бинокли, телескопы и другие оптические приборы.

     Последовала небольшая заминка, потом Вика ответила:
     - «Мой словарь определяет это, как «неспособный предвидеть последствия чего-либо; непредусмотрительный».
Простой пример: На небе темные тучи, а ты пошел гулять на улицу без зонта, да ещё и ушел далеко от дома. Пошел дождь и ты вымок, пока бежал  домой, простудился и заболел. Ты поступил как недальновидный человек.
Ты видел тучи, знал уже, что может пойти дождь, но не предусмотрел от него защиту, не взял зонт.
     А с чем связано это понятие. Как ты его услышал?»

     Я пересказал то, что говорил мне отец.
     - «Да, существовал такой обычай. Если человек не предусмотрел  опасности и поставил свою жизнь под угрозу так, что без посторонней помощи ему её не сохранить, то, как ему можно доверить судьбу других людей? Он и дела не сделает и людей погубит.
     А об этом обычае есть хороший роман и по нему снят сериал, я тебе их в учебник загружу. Кстати, есть ещё несколько по этой теме. Можешь посмотреть, если захочешь, но в учебнике в обязательном порядке. И желательно вместе с Васькой, я им эту рекомендацию передам».

-«-

     Сериал мы смотрели вместе с Васькой поочередно, то у него, то у меня в доме. Несколько дней. Наши Вики даже свои душеспасительные беседы отменили, сказали, что это по программе…
     А потом мы решили вместе уйти на год в лес выживать. Поскольку от Вик никуда не скрыться, мы посвятили их в наши планы. Вопреки нашим опасениям они нас не отговаривали. Сказали, что это по программе…

     Вечером отец сказал:
     - Я слышал, вы с Василием княжить собрались?
     - А что, нельзя? – насторожился я.

     - «Да нет, почему? – безразлично пожал плечами отец, - Рано или поздно, в лесу или в море, это делает каждый. Вот и выясните, достаточно ли вы дальновидны, чтобы достичь поставленной цели. Ведь обидно будет, если какой нибудь простой насморк заставит вас разочароваться в себе и перестать верить в свои силы.
     Вы решили себе устроить год независимости, перепрыгнув сразу и через неделю, и через месяц независимости. Не проще ли вначале неделю попробовать, а потом месяц?»


     На следующий день наши Вики дали нам задание рассчитать, сколько нам нужно на год. Васька должен был определить количество одежды и снаряжения, а мне нужно было рассчитать, сколько и каких продуктов.

     Потом наши родители сказали, что мы проявили себя очень дальновидными.
     Мы в тот год  в лес пошли только на три дня,  вдвоем, и полностью достигли поставленной цели.