Кандидатская эпопея-3. Защита

Анатолий Белаш
            Ученым можешь ты не быть,
            но кандидатом быть обязан.
               
                Народная мудрость.


               Теперь после получения нового в научном отношении и  интересного для производства материала можно было подумать и о защите диссертации. Поступать в аспирантуру и уходить даже на время из экспедиции мне не хотелось. При поступлении в заочную аспирантуру надо было тратить время на вступительные экзамены, и я решил подготовить диссертацию в качестве соискателя.

                В этом случае я мог официально иметь руководителя, а после подготовки определенной части диссертации, получить отпуск для ее завершения. Я решил обратиться за помощью к бывшему преподавателю нашего института, а теперь заведующему отделом методики разведки САИГИМСа доктору геол.мин.наук. Павлу Александровичу Шехтману. У нас он лекций не читал, но я познакомился с ним во время обсуждения различных вопросов поисковых работ в Алтын-Топканском рудном поле, изучавшимся и нашей экспедицией, и САИГИМСом.

                Павел Александрович  согласился быть научным руководителем моей диссертационной работы. Обсудив с ним тему и план диссертации, я принялся за дело. У меня был собран богатый материал по электрическим свойствам руд и вмещающих горных пород нашего района. Подготовлена экспериментальная база диссертации в виде результатов физического моделирования и примеров полевых исследований по предлагаемой методике, но я не знал, как подступиться к математическому ее обоснованию.

                В. Комаровым были предложены формулы расчета полей вызванной поляризации, но их использование для расчетов даже в простейших случаях требовало применения ЭВМ. Все это происходило в шестидесятых годах, в Советском Союзе делали ставку на создание крупных вычислительных центров с большими ЭВМ типа БЭСМ и т.п Такая машина была в Вычислительном центре Узбекской Академии Наук в Ташкенте, и я попробовал выполнить необходимые расчеты там, однако из моей затеи ничего не получилось.

                Тогда я решил подойти с другой стороны. Мне довелось познакомиться с работой преподавателя Казахского политехнического института проф. Непомнящих, предложившего способы пересчета одних потенциальных полей в другие. Формулы и палетки (наборы теоретических кривых) для расчетов магнитного и гравитационного полей были разработаны  давно. Имелись достаточно простые способы расчета графиков для различных простых форм тел. Непомнящих предложил способы пересчета этих полей в электрическое поле.
 
                Используя эту идею и его палетки, я сумел рассчитать графики ВП при различном направлении электрического поля относительно тела в виде прямоугольной призмы. Характер графиков оказался таким же, как при моделировании.
 
                Пока я возился с этими расчетами, вышла в свет статья сотрудницы В.Комарова Л.Хлопониной с расчетами ВП над эллипсоидами вращения. Я использовал для своих целей, выявления зависимости вида графиков ВП от направления поляризующего поля, и эту работу.
               
                Математические расчеты, совпадавшие с  результатами экспериментов, придали диссертационной работе законченность и солидность. Работа была отпечатана, просмотрена П.Шехтманом, часть ее опубликована. Можно было заняться организацией защиты.

                Вся  бюрократическая волокита с ее проталкиванием – сдача кандидатского минимума, печатание и рассылка авторефератов, организация предварительных обсуждений в различных геологических организациях, поиски и утверждение официальных оппонентов и, наконец, собирание Ученого Совета – все это оказалось для меня сложнее написания диссертации, а главное, очень неприятными процедурами. 

                Были моменты, когда я жалел, что затеял такое муторное и ненужное мне дело. Я тогда не знал, что через несколько лет введут доплаты за ученую степень на производстве, и моя зарплата увеличится раза в полтора.
          
                Одним из оппонентов согласился быть кандидат наук,  сотрудник Института геологии Академии наук Узбекской ССР Пак В.А., с которым я был знаком раньше и поддерживал хорошие, уважительные отношения. Другого оппонента помог найти П.Шехтман. Он предложил Никифорова Н.А, заведовавшего кафедрой методики разведки нашего геофака, того самого, который сменил меня на посту бригадира нашей группы во время последней хлопковой кампании. Так решился вопрос с оппонентами.
            
                Больше всего хлопот доставил сбор Объединенного Ученого Совета геолого-разведочного и горного факультетов, на котором надо было защищать диссертацию. Мне посоветовали, чтобы я не рассылал приглашения почтой, а разносил их лично. Я так и сделал, и моя акция позволила мне почувствовать разницу в культурном уровне преподавателей старой школы и новыми молодыми кадрами.

                Доктор наук, палеонтолог О.И.Сергунькова, принимая меня в своем кабинете, встала мне навстречу, что меня немало смутило.

                Молодой доцент Горного факультета, фамилии которого я не помню, приоткрыв дверь своей квартиры, хмуро оглядев меня и выслушав мою просьбу прийти на защиту, отрезал: «Нет у меня времени, не приду».

                Доктор геолого-минералогических наук, известный минералог Уклонский геофизикам лекции не читал и меня не знал. Я застал его в институте собирающимся домой. Возраст у него был весьма почтенный, и его обычно сопровождала домой Злата Михайловна Протодьяконова, читавшая нам курс минералогии.

                Маститый академик принял у меня приглашение, реферат и попросил разъяснить суть метода вызванной поляризации. После моего краткого рассказа он поинтересовался, на какой глубине можно обнаружить методом ВП сульфидные тела. Я сказал, что глубина зависит от размеров тела, обычно не превышает первых десятков метров.

                «Ну, этого мало – улыбаясь, протянул Уклонский – вот пишут, что специально обученные собаки чуют сульфидную руду на глубине 20-30 метров».

                Надо было спасать честь электроразведки и значение моей диссертации, и я парировал: «Глубину исследований можно увеличить, применяя скважинные варианты метода, а собаку в скважину не засунешь». Уклонский посмеялся и обещал быть на защите, если позволит здоровье.
               
                Я приехал на факультет, в здание на улице Гоголя, задолго до начала защиты, развесил карты и другие чертежи и стал ждать членов Совета. Вместе со мной был начальник экспедиции Даниелов, приехавший на служебном «уазике» для моральной поддержки, однако, понадобилась не только она.

                Когда после назначенного времени начала заседания прошло полчаса, а кворума все не было, он отправился на поиски недостающих членов Совета. Двоих привез, еще один пришел сам, и Совет начался, а мои мучительные ожидания сменились тупым спокойствием обреченного. Защита прошла успешно, диссертационную работу приняли. Теперь оставалось только ждать утверждения решения Совета Высшей аттестационной комиссией.
               
                Всех присутствовавших я, совершенно обессиленный после дня напряженного ожидания, дебатов на Совете, пригласил на банкет в ресторан «Бахор» рядом с парком Горького, где заранее были заказаны столики и меню. Пошли не все бывшие на защите, но человек 20-25 набралось.

                Первым выступил кто-то из членов Совета, может быть, оппонент Н.Никифоров. Выпили за мой успех. Потом говорил я. Кончил. Выпил вместе со всеми, сел на стул, отключился и съехал на пол. Друзья отвезли меня  на машине домой, а банкет продолжался. Причина такого конфуза была в том, что я с утра ничего не ел, сильно переволновался. Это был третий случай, когда я напился до потери самоконтроля, и, к счастью, последний.
               
                Через несколько лет разрешили по усмотрению начальства доплачивать остепененным производственникам надбавку с тем, чтобы зарплата их была на уровне работников НИИ. Главный геофизик экспедиции приравнивался к заведующему отделом, что делало его заработок в 1,5 больше  зарплаты на производстве. Главный инженер получал ставку заместителя директора института,  но я от такой должности постоянно отказывался, считая, что в этом случае мне придется больше заниматься организационными, административными вопросами, охраной труда, к чему у меня душа не лежала.

                Позже я принял участие вместе с В,Комаровым, Л.Хлопониной и сотрудниками производственных организаций в составлении методического пособия по скважинной геофизики методом ВП. Тем не менее, нельзя считать её методику окончательно разработанной. Примеры удачного применения скважинных вариантов немногочисленны.  Рудные тела, их сочетания и условия размещения настолько многообразны, что разобраться в полученной картине электрических полей можно лишь в простейших случаях.