Огонь в жизни моей семьи

Валерий Малыхин
     Неоднозначно можно относиться к огню. Иногда он греет и освещает, а иногда уничтожает всё на своём пути. Долгие годы огонь только помогал нам во всём.

     У моей мамы была старенькая дача в Самарке, это час езды от города на электричке. Домик был построен её братом, моим дядей Толей. Дача была расположена на горе на краю одноимённой деревни. От электрички ходьбы через лес минут 20 быстрым шагом.

    Случай произошёл 9 мая 2004 года. Я помогал матушке сажать картошку. Был тёплый, погожий денёк. Перед тем, как идти на электричку мама попросила меня на чердаке посмотреть печную трубу. Забрался туда и увидел, что она прохудилась в нескольких местах, пользоваться было небезопасно. Спустившись, сказал своей матушке, чтобы в течение недели не пользовалась печкой, а через неделю приеду и отремонтирую. А пищу может готовить у соседки тёти Зои. Мама, видимо, забыла и не дождалась моего приезда  и затопила печь. Из-за неисправности трубы огонь вспыхнул на чердаке, уничтожая всё подряд. Матушка не сразу спохватилась, увидев чёрный дым на чердаке, встала на лестницу, видимо, хотела потушить пожар, но было уже поздно. Хорошо, что тётя Зоя, крупная женщина, увидела это и стащила мою маму с лестницы, иначе последствия могли быть трагическими. Старый домик сгорел быстро, пожарная машина приехала, когда там уже дымили головешки. Дача, конечно, не была застрахована.

     Летом соорудил там небольшой амбар, в котором поставил кровать. Убежище от дождя. Несомненно, было жалко дачу, но что делать? Её уже не вернуть, жизнь человеческая гораздо дороже.

     На Водоразделе, а это в противоположном направлении от города, тоже час езды на электричке, мой тесть Роман Михайлович построил дачу под одной крышей с баней в 70х годах прошлого века. Эту дачу отдали в пользование моей семьи. Сын Миша очень любил париться в бане. Этот трагический случай произошёл летом 2012 года. Михаил поехал на дачу один, вечером затопил баню, несколько раз ходил париться, потом пошёл спать. Ничто не предвещало пожара. Сын спал крепко. Часа в 3 ночи он проснулся от грохота: уже взрывался шифер, быстро выскочил на улицу в одной пижаме. Дача была охвачена пламенем, тушить было уже бесполезно. Часа за полтора дом сгорел полностью. Пожарная машина приехала под утро к тлеющим остаткам дачи. И в это время пошёл летний дождик, как назло. Что делать? Соседи дали Мише одежду, обувь и денег на электричку. Причина пожара был очевидна: вероятно, прохудилось соединение трубы бани и дома. Конечно, было жаль дачу, но человеческая жизнь гораздо важнее любых материальных ценностей.

     Прошло несколько лет. Мой тесть купил участок на Колягино, 20 минут на электричке от железнодорожного вокзала. Построил дом из бруса под одной крышей с баней и записал на своего сына Юрия. Пожар ничему не научил. Потом Роман Михайлович сильно заболел, дачей не занимался, а его сын – большой пофигист: за дачу, электричество, охрану не платил. В 2013 году Юра сказал нам, что дачей не пользуется и предложил моей семье ею заниматься.

     Итак, дача была в запущенном состоянии, печка в доме не работала. На зиму Юра забыл слить воду, и 10 кубовый металлический бак лопнул в нескольких местах. Вода для полива была только в пяти бочках.

     Улучшать что-то на этой даче не имело смысла и вкладывать в неё деньги тоже. Ведь не было никакой гарантии, что брат моей жены не предъявит свои права на дачу. Электричества не было там, а долги за Юру платить не хотелось. Мы покупали небольшие баллоны газа для плиты, на которой готовили пищу. Радовало то, что было посажено много вишнёвых деревьев, а также яблони…

     Читатель, наверняка, думает, что этой даче под одной крышей с баней было суждено сгореть. Но это не так. Летом 2018 года мой сын Михаил в домике прочистил печную трубу длинным ломом, и печка вновь ожила. Неделю спустя, когда была дождливая погода, вечером я затопил железную печку в доме. Ничто не предвещало трагедии. Было тепло, даже жарко. Часов в 11 лёг спать, электричества же не было.

     Часа в 2 ночи меня разбудил ужасный запах гари, потолок начал дымиться  и тлеть в двух местах. Быстро соскочил с постели и побежал с ведром воды на чердак. Успел вовремя потушить. Оказалось, что куски ваты из старого матраца лежали недалеко от трубы, они и постепенно вспыхнули. Потолок комнаты был покрыт какой-то пластиковой плиткой, которая не горела, а давала ужасный запах.

     Не следующий день навёл порядок на чердаке и днём затопил печку. Она работала хорошо. Главное, убедился в безопасности. Видимо, я тоже везучий человек. Ведь могло бы быть так, что не проснулся, задохнувшись дымом и гарью.
 
     По всей видимости, мой ангел-хранитель бережёт меня и хочет, чтобы я извлёк уроки из случившегося. Верю, что огонь в моей семье можно воспринимать по-разному. То, что обошлось без жертв, это, конечно, главное. Ведь человеческая жизнь намного ценнее всего материального. Степень везения присуща моей семье. Думаю, что не надо рисковать и играть с огнём.