О стихотворении Лермонтова. Аналитика

Владимир Юденко
                ДЕРЗКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

   Набираю в поисковике только одно слово "выхожу". И он сразу же выдаёт строку Михаила Лермонтова: "Выхожу один я на дорогу...", по которой легко нахожу целиком всё стихотворение гениального поэта. Решаю для аналитического обзора ограничиться только первым куплетом. Читателю вскоре станет ясно почему я так сделал.
   Привожу первые четыре строки этого шедевра целиком.

                Выхожу один я на дорогу;
                Сквозь туман кремнистый путь блестит;
                Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
                И звезда с звездою говорит.


                О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЗВЁЗДЫ?

   Для творчества необходимы: одиночество, тишина и вдохновение. А ещё - одухотворённая, талантливая личность. Душа поэта находится в непрерывном движении, в поиске истины, в осознании Бога и самого себя. Пустыня только внемлет, а автор ведёт в абсолютной тишине телепатический диалог. Поэт разговаривает с Богом, а звёзды друг с другом. Они говорят светом, славословя Свет их создавший.
   Поэт (поскольку подобен) приближается здесь к абсолютной Истине, не требующей много слов. И даже кремнистый путь блестит, но уже отражённым светом, где земное преобладает над небесным. Туман - только одна из трудностей. Препятствий у автора много, он на войне, на грани жизни и смерти. Он счастлив тем, что ему удалось воспринять, прочувствовать и отобразить неповторимую красоту земли и всего окружающего мира.


                ВСЛЕД ВЫХОДЯЩИЕ

   Несть числа подражателям Лермонтова по тематике этого произведения. Рассмотрим хотя бы одного из Нобелевских лауреатов - Ивана Бунина.
   Как поэт Бунин развивается медленно, период подражательства и ученичества затягивается чуть не до тридцати лет. Образы печали, ночи, тумана, одиночества слишком часто повторяются. Очень заметно влияние раннего Лермонтова в ст. "Ночь и день седая..." и других. Но продукты этого подражательства несоизмеримо слабее.
   Гений Лермонтова ("Выхожу один я на дорогу...") не даёт ему покоя:
- "В полночь выхожу ОДИН из дома..." (1888).
- "ОДИН встречаю я..." (1889).
- "Что ОДИН я радуюсь и плачу..." (1893).
- "Затаив дыханье, я стою ОДИН. (1896).
- "И ОДИН я в поле, и отважно..." (1900).
- "Иду ОДИН тропинкою лесною..." (1901).
   Но ему так и не удаётся достичь подобной основательной глубины. Для этого надо побывать на месте Лермонтова: на поле побед, утрат и поражений. Мы знаем, что это удалось только Николаю Гумилёву.
   Бунин чувствовал слабость многих своих творений, подвергал их неоднократной поздней редакции, а некоторые завещал и вовсе не включать в издание избранных произведений. Но кто прислушался? Не исключаю, что Нобелевскую премию он получил не за поэзию, а за прозу (мне подсказали, что так оно и есть).


                ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

   Ровно через сто лет после создания Михаилом Лермонтовым этого неподражаемого шедевра началась Великая Отечественная война. Мир изменился до неузнаваемости. Приблизился день рукотворного апокалипсиса.
   А через 177 лет уже ничего не блестит на поверхности земли, наше окружение стало матовым даже при солнечном свете. Пусть частично исчез туман человеческих заблуждений, но планетарное общество всё ещё переполнено противоречиями и ненавистью. Самая древняя пустыня континента превращена в военный полигон для испытания современной техники, предназначенной для эффективного истребления войск и мирного населения.
   Не претендуя на гениальность, осмелюсь предложить читателям своё видение кремнистого,  очень жёсткого пути, который выпал на долю моих современников. В основу положено сопереживание строкам, чувствам и мыслям великого поэта.

                Вот и я нашёл свою дорогу,
                предо мной кремнистый путь лежит.
                Даже ночью знает мир тревогу -
                полигон в пустыне не молчит.