Педагог младшей группы

Анатолий Кульгавов
(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Светлана Владимировна Алдабаева – председатель правления организации «Путь к себе», о которой уже говорилось. Она же преподаёт в начальной группе «Свечи», где занимаются первоклассники. Как отмечает сама Светлана Владимировна:

-Вообще-то я начинала работать здесь в дошкольной группе, но поскольку мы растём вместе с нашими детьми, то я теперь работаю с первоклашками.

-Дошкольная – это та, в которой сейчас работает Дина Леонидовна?, - уточняю у Светланы Владимировны.

  -Совершенно верно, - подтверждает она.

В первом классе подопечным «Свечи» преподают три предмета: рисование форм, математику и русский язык – каждый предмет преподаётся по месяцу.

Вообще-то принципы лечебной педагогики основаны на принципах вальдорфской педагогики, создателем которой является уже неоднократно упоминавшийся Рудольф Штайнер. Только в случае с лечебной педагогикой, положенная в её основу вальдорфская педагогика адаптирована с учётом специфики тех детей, с которыми приходится работать. Предметы преподаются по эпохам. Так это и выглядит на практике: эпоха математики, эпоха физики, и так далее… Конечно, по вполне понятным причинам, в первом классе это всё ещё не так заметно, но по мере взросления, в более старших классах, различие между эпохами проявляется всё более и более заметным образом.

Здесь же, с учётом специфики обучающихся детей, сталкиваясь с дополнительными сложностями, приходится использовать и какие-то дополнительные средства. При изучении математики, используются иногда соответствующие считалочки, иногда используется счёт шагов, при изучении русского языка, используются стишки на какую-то определённую букву. Рисование форм (а это бывает и рисование зеркальных форм, и рисование спиралей, и еще многого, многого другого) является подготовкой детей к письму.

  Дополнительной проблемой является то, что дети, приходящие в младшую группу «Свечи» ещё не научились сидеть за партой, не научились концентрировать своё внимание на доске, на учителе, на том, что он объясняет. Прежде эти дети только слышали, а теперь сами должны и писать, и читать, и считать. А здесь наиболее остро сказываются и физические, и психические проблемы.

  Однако, если дети не пропускают занятия, то года через три – это уже бывает во многом совсем другой ребёнок. Он уже не вскакивает во время урока, не кричит, не шумит. Даже если он и не научился писать (в первую очередь, вследствие особенностей своего физического, или психического состояния), всё равно сидит тихо, слушает учителя, не отвергает его помощь.
  Здесь, в «Свече» занимается и дочь самой Светланы Владимировны – Катя. Светлана Владимировна рассказывает, что прежде она не сидела ни минуты, её приходилось вдвоём удерживать за партой. Сейчас Катя не пишет, не говорит, но слушает внимательно.

  Сама Светлана Владимировна родилась в семье кадрового военного. Как она говорит: «Я родилась на ракетном полигоне». Это было в Капустином Яру, в Астраханской области. Муж Светланы Владимировны – тоже военный, прослужил двадцать лет, сейчас – в отставке. По стране пришлось поездить изрядно. Дочь Катя родилась на Украине. В тот период времени экология там была просто отвратительная. Светлана Владимировна не исключает, что и это могло явиться причиной несчастья её дочери.

Светлана Владимировна, можно сказать, ветеран «Свечи». Она – одна из тех, кто стоял у её истоков. Когда всё начиналось, Кате было 6 лет. Теперь ей уже 17. Как быстро летит время! А сколько всего за это время сделано!

  Как и многие другие сотрудники «Свечи», Светлана Владимировна имеет два высших образования. Первое её образование – это Осетинский Государственный университет, где окончила она химико-географический факультет по специальности – «География» (учитель географии). Второе образование получала, уже придя сюда. То был Московский Педагогический Университет, кафедра социальной педагогики и психологии, приобретя специальность – дефектолог, лечебный педагог и социальный терапевт. Диплом защищала по теме «Особенности развития речи в возрасте до семи лет». В своей дипломной работе самое пристальное внимание уделила различию между обычной педагогикой и вальдорфской педагогикой. Рассказывала, что во время защиты диплома, ей сказали, что при её способностях стоило бы, помимо прочего, попробовать себя и на ниве литературного творчества. Пожелаем Светлане Владимировне, чтоб когда-нибудь именно так и было.

Пришла Светлана Владимировна со своей дочерью на приём к врачу-психиатру. И тем врачом оказалась Наталья Александровна Москвичёва. Было это в декабре 1999го года. Тогда Наталья Александровна искала людей, подходящих для осуществления того дела, что она задумала. В Светлане Владимировне она увидела человека,  который хочет и может принять в этом самое живое, самое активное, самое деятельное участие.

Светлана Владимировна говорит:

-Без помощи самих родителей ничего бы не вышло. Те, кто не сталкивался с подобными проблемами – не понимают. Им проще дать какую-то сумму на благотворительность, и забыть после этого про нас, но ни в коем случае не участвовать в подобных делах самим, чем самим работать с подобными детьми.

-Это ещё, Светлана Владимировна, по-моему, хорошо, если и на благотворительность в наши дни хоть кто-то хоть что-нибудь даст. Кажется, и это сейчас – такая редкость…

-Я согласна с вами, - печально констатирует Светлана Владимировна.

Когда всё, связанное с созданием «Свечи» только начиналось, проявил себя ещё и вот какой аспект проблемы. Желающие работать всё-таки были, зато у тех, кто желал, не было соответствующих знаний. С этим тоже надо было что-то делать. Наталья Александровна обратилась в Москву. Обучение там, где училась Светлана Владимировна, стоило 25 тысяч рублей в год при тогдашних ценах, когда курс американского доллара составлял шесть рублей за один доллар. Таких денег не было ни у кого. В конечном итоге помог один добрый банкир из Голландии, поддерживавший финансово многих студентов, глубоко и искренне желающих учиться. Кстати, сам он был тоже антропософ. Теперь того банкира уже нет в живых.

  Действительно, у каждого из тех, кто пришёл в «Свечу» был свой путь и своя история.

  Как отмечалось выше, в настоящее время Светлана Владимировна работает с первоклассниками из числа подопечных лечебно-педагогического клуба «Свеча». В группе работают три педагога. Занимаются здесь шестеро детей. Занятия проходят четыре раза в неделю, с 8. 30 до 14. 00.

  Светлана Владимировна говорит:

  -Можно б было ещё взять детей, если б были подходящие желающие ходить. Дети у нас тяжёлые, даже с учётом нашего заболевания. Если брать кого-то ещё, то тех, у кого более лёгкие случаи, кто могли бы сидеть тихо. В противном случае, нам просто не потянуть. Силы-то у нас тоже, сами понимаете, не безразмерные. Впрочем, можно было бы взять и ещё детей с такими же тяжёлыми случаями, как  и у тех, которые у нас уже занимаются. Но для этого необходимо, чтобы за каждым ребёнком стоял волонтёр, сопровождающий его на протяжении всего того времени, пока он находится у нас, одевал бы его, водил в туалет, удерживал бы на месте в случае чего. Своими силами мы едва справляемся с нашими обязанностями даже в том их объёме, каковой существует сейчас.