Лечебный педагог Татьяна Владимировна

Анатолий Кульгавов
(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Татьяна Владимировна Недельницина – лечебный педагог, занимающийся со средней группой подопечных «Свечи». Работает она в «Свече» всю неделю – с понедельника по четверг включительно, как классный учитель, а в пятницу и в субботу у неё индивидуальные занятия. В понедельник и вторник Татьяна Владимировна тоже ведёт индивидуальные занятия, но уже – после завершения занятий в классе.

Как и многие другие сотрудники «Свечи», Татьяна Владимировна имеет два высших образования. Первая её специальность инженер-строитель, вторая – лечебный педагог. И у неё тоже был свой путь, приведший в «Свечу». Татьяна Владимировна говорит: «Привёл случай. Сама бы я сюда не пришла». Но, как давно было замечено, не бывает в жизни ничего случайного, всё закономерно. А дело было так.

Прежде Татьяна Владимировна на протяжении достаточно длительного времени посещала занятия в антропософской группе. Там познакомилась с Натальей Александровной Москвичёвой, которая неоднократно приглашала её в «Свечу». Татьяна Владимировна признаётся: «Откровенно скажу: мне было страшно. Не знала, что мне здесь делать. Да и вообще, не думала, что это моё».

  Однажды в антропософской группе Зинаида Петровна (известная в соответствующих кругах по своей работе в организации «Мария») сказала Татьяне Владимировне: «Надо прийти в «Свечу» и помочь хотя бы на одну неделю, поскольку девочки собираются ехать на семинар, но кто-то должен помочь. Те, кто остаются – не справляются. И вовсе не требуется помогать им в качестве учителя. Нужно просто помочь, и - всё. Может даже иногда просто подержать ребёнка за руки, если потребуется». Так, что слова «я не знаю» в такой ситуации не могли быть отговоркой.

Как рассказывает Татьяна Владимировна:

-Когда пришла и помогла, было очень тяжело. Здесь вообще крайне тяжёлая работа. Но, когда я выходила отсюда, мне было легче дышать. Будто, и в самом деле, прежде я даже дышала неправильно. Я становилась сильнее. Хотя, трудно было. Каждый раз ждали новые испытания. А девочки тогда поступили на учёбу в Москву, и приходили с просьбой заменить их, когда они уезжают. Потом я поняла, что хочу учиться на лечебного педагога. Хотя, и тогда не видела себя, работающей здесь. Собиралась учиться и работать индивидуально. Казалось, будет лучше, когда я буду один на один с ребёнком. В 2000м году поехала в Питер на семинар, и в этом же году пришла работать в «Свечу». Тогда ещё не было этого дома, в котором мы находимся сейчас. Тогда вообще была только одна единственная комната, где вместе занимались все дети. Я вошла в здешний коллектив. Чуть позже, как вы знаете, купили этот дом. Тогда у нас стало две группы. Я работала в младшей, детсадовской группе. Потом взяла первый класс. Теперь веду среднюю группу. Кто-то из детей приходил, кто-то уходил. Мой класс начинался с Никиты. Он у меня занимается до сих пор. Для своей работы много учусь. Езжу. Посещаю семинары. Читаю. Сейчас у нас – эпоха ботаники. Проходим деревья. Конечно, упрощённо. У нас образование – это часть лечебно-педагогического процесса. Работая с той, или иной эпохой, мы прорабатываем те проблемы, что есть у ребёнка, чтобы он владел своими движениями, владел своим телом, работаем с его нижними чувствами (на это, кстати, уходит большая часть времени), развивая эти чувства, имеем массу побочных эффектов – в положительном смысле этого слова, - к которым относятся такие вещи, как то, что ребёнок начинает лучше владеть собой, развивает свои способности в речи, в письме, чувствует себя в себе. Да, да, именно так. Ведь дети, занимающиеся у нас, не чувствуют себя в своём теле. Ребёнок должен чувствовать, что руки – это его руки, ноги – это его ноги. Когда он это чувствует, он овладевает ими.

Татьяна Владимировна продолжает:

-Я, всё-таки, не учитель, а лечебный педагог. Учитель я – постольку поскольку.

  В этом году в группе Татьяны Владимировны проходят математику, историю, географию, зоологию, ботанику и физику.

Преподавание предметов (особенно, истории и географии, хотя и не только их, а вообще всех) основано на переживаниях. Дети, занимающиеся здесь, могут охватить своим интеллектом не всё. Но нужно, чтобы они пережили то, что в данное время проходят.

Например, по истории в прошлом году проходили такие древние цивилизации как Индия, Египет, Персия, Греция. Проходя, скажем, Индию, одевались в индийские национальные костюмы, на классной доске изображали индийские пейзажи, зажигали благовония, читали мантры. Когда проходили Египет, где в древности, как многие, наверное, помнят, практиковалась так называемая клинопись, являвшая собою письмо посредством определённых рисунков, где каждый рисунок означал что-то определённое, дети, занимающиеся здесь, тоже писали что-то теми рисунками, чтобы почувствовать атмосферу того времени. Сейчас по истории проходят древний Рим. И опять требуется, чтобы дети пережили те, исторические факты, о которых идёт речь. Опять – всё преподаётся через образы, через движения. В эвритмической части урока (без которой, как уже отмечалось выше) не обходится никогда, используются стихи того времени.

На каждом уроке эвритмическая часть меняется. Делаются движения в том числе и на стихи. При этом, с одной стороны создаётся образ, с другой же стороны – прорабатываются движения и речь.

-После эвритмической части, - поясняет Татьяна Владимировна, - садимся за тетради. Я рассказываю. И начинаем писать. На доске -  образ того, о чём сегодня идёт речь. Дети тоже рисуют, проявляя, таким образом, своё представление о том, о чём говорится. Дети не только рисуют, но и пишут. Пишется обычно какое-то ключевое предложение, связанное с темой урока. Пишут тоже каждый по-разному. Кто-то пишет сам. Кому-то надо водить его рукой. Кому-то – написать, и он потом обводит. Но всегда ощущается разница между тем, что было в начале года, и тем, что бывает в конце года. И в конце года бывает заметно, что ребёнок уже чувствует свои руки, а также чувствует и те формы, которые применяются в письме.

  Когда наш разговор с Татьяной Владимировной уже подходил к концу, дверь комнаты слегка приоткрылась. На пороге появился Костя, сын Екатерины Борисовны Фёдоровой, психолога из пятничной группы, которой мы посвятили предыдущую главу. Он собирался домой, и зашёл сюда для того, чтобы попрощаться с Татьяной Владимировной.

-До свидания, Татьяна Владимировна. До свидания, дядя, - проговорил он, чётко выговаривая слова.

-До свидания Костя, - ответили мы оба.

  Завершая данную главу, хочу сказать ещё о том, что муж Татьяны Владимировны – Николай Васильевич Недельницин - является большим и надёжным другом «Свечи», оказывая  самую активную помощь во многих начинаниях и делах. Редко какое мероприятие обходится здесь без его самого живого, самого непосредственного, самого деятельного участия. Все деревянные изделия, всё деревянное оборудование, деревянная мебель – от кабинетов до столовой – сделаны его руками. Разумеется, совершенно безвозмездно.